Кругом вода: градостроительный совет обсудил концепцию «Ватерфронт»

Все новости по теме: Сердце города

В четверг на городском градостроительном совете состоялась очередная презентация концепции «Ватерфронт». «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» ещё раз полюбовалась макетом, послушала мнения экспертов, а заодно узнала о планируемой реконструкции немецкого железнодорожного моста у Музея Мирового океана.

За судьбой калининградских околоводных пространств «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» следит с самого зарождения проекта по их ревитализации, но на всякий случай напомним: сначала прошёл осенний воркшоп по благоустройству берегов Преголи, затем на градостроительном совете в декабре была представлена первичная концепция проекта, а в мае в рамках ознакомительного семинара для участников второго тура «Сердца города» общественности наконец был представлен макет «Ватерфронта» и подробная презентация. И вот к началу июля проект вместе с макетом добрался до градостроительного совета, дабы собрать мнения и вопросы экспертов.

В отличие от февральского градосовета, посвящённого мостам, когда зал был заполнен, а воздух от напряжения густел, обсуждение прегольских берегов прошло в довольно расслабленной обстановке. Для начала глава проекта «Сердце города» Александр Попадин рассказал о ходе международного конкурса на концепцию застройки центральной части города, затем архитекторы Сергей Гулевский и Олег Васютин перешли уже непосредственно к гвоздю программы.

Гулевский в общих чертах описал прошлое и нынешнее состояние реки, отдельно подчеркнул, что необходимо создавать единое рекреационное пространство в центре города, а также рано или поздно перенести функции ЦПКиО в Южный парк. Припомнил архитектор и о наболевшей транспортной проблеме, в том числе и о необходимости разгрузки Ленинского и Московского, о чём давно уже говорят почти все эксперты, но готового решения, которое устроило бы всех, пока что нет.

maket-pregolya4.jpg«Ленинский проспект должен сократить габариты проезжей части до четырёх полос от улицы Багратиона до площади Победы с расширением тротуаров до статусов бульваров. Эстакаду рано или поздно придётся убрать, заменив её двумя раздвижными мостами. Это позволит вернуть статус горы месту, где был Королевский замок, и открыть визуальную связь Морского музея с Кафедральным собором, максимально обеспечить доступ на остров Кнайпхоф, открыть вид на памятник архитектуры — „Биржу“», — зачитал Гулевский, а затем подошёл к макету и снял с него эстакаду, объяснив, что сверху-то «оно ещё ничего выглядит», а если смотреть на уровне человека, то «Биржа» оказывается в подворотне, как и часть Кнайпхофа. Прибрежные участки, которые сейчас, по мнению авторов проекта, недогружены, должны превратиться в достопримечательные места города, а земельные участки у воды — стать «самыми ликвидными участками для строительства уникальных объектов — лучших отелей, общественных зданий, апартаментов класса „Люкс“, но никак не для массового жилья эконом-класса». Не обошли вниманием и многострадальную громадину «Дрим-хауса», причём Гулевский отметил, что на Башина за это чудовище ругаться не надо, «Башин тут ни при чём», а при чём — экс-депутат облдумы Сергей Козлов, благодаря которому «мы сто лет будем любоваться, как это здание своим масштабом убивает всё вокруг».

Время от времени в воздухе повисал призрак моста между островом Канта и набережной у «Юности». От того факта, что пешеходный мост там, по мнению представителей общественности и профессионалов, действительно нужен, о чём не раз уже говорилось ранее, Сергей Гулевский отбивался Леонардом Эйлером и загадкой семи мостов, что, по его мнению, перевешивает насущную необходимость соединения острова с берегом именно в этом месте. К тому же, согласно проекту, там запланирован речной вокзал. На вопрос, а что тогда за «Речной вокзал» строят возле второй эстакады в начале улицы Дзержинского, архитектор ответил: «Наверное, частный. У нас же архитекторов вообще в то, что делается в городе, не посвящают».

Собственно, возможно, что расслабленность этому совету обеспечил тот факт, что ничего революционно нового сказано не было — с проектом большинство присутствовавших так или иначе оказались знакомы, обсуждаемые проблемы тоже давно известны не только экспертам, но и простым горожанам. Олег Васютин, взявший слово после Гулевского, довольно долго подбирался к сути проекта, всё дальше уходя в теоретические изыскания, пока главный архитектор города Вячеслав Генне не попросил уже перейти к основному, то бишь к рассказу об объектах, обозначенных на макете (подробно об этом можно прочесть в нашем репортаже с первой презентации макета «Ватерфронта» — прим. «Нового Калининграда.Ru»).

maket-pregolya3.jpgЭкс-главархитектор Калининграда Олег Купердяев заинтересовался экономической составляющей представленной концепции, которую, как оказалось, авторы не просчитывали. Пока что есть только примеры развития подобных пространств в других городах. Количество квадратных метров в итоговом воплощении тоже никто не считал, известно только, что территория «Ватерфронта» занимает 110 га. Небольшое недоумение у представителей Музея Мирового океана вызвало предложение перевезти «Катер» с Московского проспекта к Николаю-Чудотворцу и монументу «Пионерам океанического лова». Архитектор Алексей Архипенко высказал сомнение в целесообразности размещения высокостатусных объектов у реки, учитывая непосредственное окружение из не особо элитных построек на той же Старопрегольской набережной или улице Портовой. Такое решение, считает Архипенко, обязательно создаст социальное напряжение.

По словам Вячеслава Генне, 80–90% представленного материала предполагает работу с инвесторами. Причем если некоторые участки уже имеют функциональное назначение, то та же улица Портовая остаётся загадкой. Роль администрации Генне видит в регулировании нормативов проектирования, и уже имеется подготовленный план мероприятий по реализации архитектурной концепции «Ватерфронт», рассчитанный на полтора года. «Каркасом работы является подготовка и изготовление проекта планировки на всю эту территорию. Одним из крупных вопросов является система набережных, начиная от их функционала и заканчивая визуальной характеристикой в перспективе. Отдельный вопрос — это нормативы проектирования и использования прибрежных территорий. В настоящее время работа такая ведётся», — рассказал главный архитектор.

Глава комитета архитектуры и строительства Артур Крупин дополнил: «То размещение объектов, которое я сейчас увидел вдоль набережных, оно потребует существенного изменения законодательства, причём, скорее всего, федерального. Дело в том, что такое приближение непосредственно к береговой полосе на сегодняшний день Водным кодексом РФ запрещено, и необходимо некоторые нормативы Водного кодекса и Градостроительного либо изменить, либо смягчить, либо дать возможность муниципальным образованиям, которые существуют в пределах рек и других водных объектов, регулировать это местными нормативами. Для того, чтобы эта концепция была воплощения в жизнь, предстоит ещё множество документов доработать».

Финальным вопросом градосовета стала реконструкция старого немецкого железнодорожного моста, чьи опоры всё ещё стоят возле Музея Мирового океана. Здесь предлагается сделать пешеходный мост. Работой над вариантами реконструкции занялось градостроительное бюро «Сердце города». Вот как раз возможные эскизы и инженерные решения нового старого разводного моста и представил Александр Попадин. Один вариант уже был разработан ранее, он подразумевает размещение на месте башен подъёмных конструкции на гидравлике, которые будут поднимать пролёт. Кроме того, есть вариант сдвижного механизма, в котором частично используются исторические конструкции и формы. Другой вариант — поворотный. Здесь предлагается поворачивать средний пролёт. Третий вариант — стандартный разводной механизм, приспособленный на существующие башни. Кроме того, существует ещё предложение сделать мост с откатно-раскрывающимся механизмом, он же «мост Шерцера». И факультативно был представлен вариант «Два кита», предложенный, по словам Попадина, неравнодушными гражданами. Это образный эскиз моста в виде скелета кашалота, который хранится в Музее Мирового океана.


Сдвижной мост

Эскиз сдвижного моста


Рисунок2.jpg

Эскиз поворотного моста

Рисунок3.jpg

Стандартный разводной мост

Рисунок4.jpg

Мост Шерцера

Рисунок5.jpg

Мост «Два кита»


Инициаторы реконструкции — Музей Мирового океана и бюро «Сердце города», представляющее в данном случае областное правительство. Пока что стоит задача определиться с основными вариантами и просчитать стоимость их реализации. Как отметил Попадин, губернатор Николай Цуканов на одном из выездных заседаний заявил, что готов софинансировать реконструкцию.

Прозвучало предложение: прежде чем выбирать конечный вариант, найти грамотного мостостроителя и проконсультироваться с ним по каждому варианту. А также создать рабочую группу для дальнейшего обсуждения «Ватерфронта». На том и порешили, на том и разошлись, оставив в зале большой красивый макет и 3 часа послеобеденного времени четверга.

Текст — Татьяна ЗИБЕРОВА, фото из архива «Нового Калининграда.Ru», эскизы предоставлены Александром Попадиным.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]