7,5 метров — моя мечта! Две недели голова шла кругом! Но потом стали одолевать мысли: ну хорошо, я соберу деньги, друзья помогут, прилечу в Канаду, стартую из Ванкувера под канадским флагом. И буду канадцем русского происхождения? Пришлось отказаться. Принцип таков: яхта должна быть спроектирована нашими мозгами, построена у нас, стартовать из нашего порта, под нашим флагом. И желательно, чтобы и спонсоры были наши. И чтоб вернуться в наш порт.
Евгений Александрович Гвоздев, дважды обошедший вокруг света в одиночку на парусных яхтах длинной 3,7 и 5,5 метра.
После такого эпиграфа, конечно, рассказывать о нашей лодке можно только так, как рассказывает счастливый хозяин о своем новом особняке, отмечая новоселье. Лодка достаточно свежая, длиной 11 метров, построена во Франции, серийный проект Dufour 375 Grand Large.
На лодке есть две каюты, просторный салон, душ, туалет (я уж не буду злоупотреблять морскими терминами, ладно? их и так в избытке будет), горячая вода, газовая плита с духовкой. Флаг — Россия, порт приписки — Калининград. Наш плавучий дворец, по сравнению с лодками Евгения Александровича, тем не менее, уверенно войдет в двадцатку самых маленьких лодок из 280, собирающихся пересечь океан в составе ARC в этом году.
Помимо двух основных треугольных парусов общей площадью 67 кв. м, на лодке есть два больших легких паруса площадью по 95 кв. м для попутных курсов — спинакеры. Еще два дополнительных треугольных паруса хранятся в носовой каюте, и мы надеемся, что в этом году их не достанем — это штормовой стаксель, устанавливаемый на отдельном штаге на носу лодки, и трисель — маленький оранжевый треугольный парус площадью 9 кв.м, поднимаемый на мачте на отдельном погоне.
Парусные лодки, как известно, не ходят против ветра. Они движутся к нему под углом, обычно около 45 градусов — это называется лавироваться или идти галсами. Менее известно то, что и попутный ветер лодки с современным парусным вооружением не очень жалуют. Паруса при попутном ветре в идеале должны быть установлены перпендикулярно его направлению. Но если лодка качнулась на волне или рулевой немного зазевался, паруса могут перелететь с правого борта на левый, или наоборот. Возникающие при этом ударные нагрузки могут привести к серьезным поломкам, а если уж им на пути встретится
Максимальная скорость «Мур Мур» около 7,5 узлов на остром курсе и 8,5 — на попутных. Если за штурвалом опытный рулевой, который может удержать лодку в скольжении на попутной волне, то можно разогнаться еще на узел, но это непросто и не всегда возможно. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что лодка идет в половину скорости ветра — чтобы идти с максимальной скоростью, нужен ветер в 15 узлов. А если он дует всего в 10 узлов, то лодка пойдет со скоростью узлов пять.
Из средств навигации лодка оснащена двумя компасами, радаром, чартплоттером (GPS навигатор) и системой AIS. В качестве резервной системы навигации у нас на борту есть секстант и широкодиапазонный переносной радиоприемник. Средства связи — радиостанция VHF и спутниковый телефон. Дополнительное оборудование — приемник Navtex и два пассивных радарных отражателя.
Для питания этого богатства лодочный мотор имеет мощный генератор, выдающий ток до 110A. Но воспользоваться им в полной мере нам вряд ли удастся. По правилам ралли, каждый час использования мотора не только прибавляется ко времени прохождения дистанции, но еще и с умножением на штраф (от 1.0 до 2.0).
Весной мы установили на лодку три альтернативных источника энергии. Первый — это ветрогенератор Rutland с заявленной мощностью 140W. На самом деле, такую мощность он развивает в условиях близких к штормовым. На практике же все не так здорово. Предположим, лодка идет с попутным ветром 20 узлов или 10
Если не лениться, в такой ветер мы можем разогнать лодку до 8 узлов. Итого, дует 20, мы идем 8, ветрогенератору остается 12. А вот на 12 узлах он выдает всего 2 ампера. Точнее, мог бы выдавать. Двухметровая волна будет нас болтать, и ветрогенератор
Второй источник альтернативной энергии — это гибкая солнечная панель мощностью 70W закрепленная на палубе позади мачты. Она даже
Наша надежда и гордость — вторая солнечная панель мощностью 100W, закрепленная на стойке на корме.
В ясный день при свежем ветре мы рассчитываем получить 100–120
Даже 90
Вся эта математика говорит нам, что иногда мы будем вылезать за пределы энергетического бюджета и включать на часок дизель. По правилам ралли, каждый час его работы прибавляет 1,5–2 часа к зачетному времени прохождения дистанции. Это очень невыгодно. Удивительно, как только 50 лет назад люди пересекали океан вообще без электричества? Ну «Мур Мур» восемнадцать электрических переключателей на штурманской панели (и ни одного свободного!) и около десятка в других местах.
Лодки, имеющие на борту морозильник, нередко везут с собой мороженое мясо. У нас морозильника нет, а значит, мяса и птицы мы можем взять совсем немного — дня на три, максимум на пять. Продукты в вакуумной упаковке поживут дольше. Куриные яйца могут доехать с нами до Карибских островов. Недавно на русском языке вышла замечательная книга Лин и Ларри Парди «Как наладить быт и питание на парусной яхте», содержащая рекомендации по рациону, закупке и хранению продуктов. В условиях высокой влажности и жары хранение продуктов непростая задача. Первая редакция этой книги вышла около 20 лет назад, и опыт авторов в этой области просто огромен. Но еще больше мне нравится книга «Гурман под парусом» Рода и Лу Хейкелл, тоже вышедшая недавно на русском языке.
Наша продуктовая стратегия имеет аварийный план, основанный на стратегическом запасе макарон, каш и тушенки. Также мы надеемся преуспеть в рыбалке без сильного ущерба для хода гонки. На переходе из Лиссабона нами были успешно опробованы легкие буксируемые приманки для лова тунца, практически не имеющие сопротивления и не тормозящие лодку.
Но самое главное — это вода. Ее нам нужно, как минимум, 10 литров в день для питья и чистки зубов. Значит, не менее 300 литров (20 дней на дистанцию и 10 дней запаса), из которых половина должна храниться в пластиковых бутылках как аварийный запас. Лодка имеет два бака для пресной воды общим объемом 380 литров. Но вода в баках может испортиться на жаре, и это тоже приходится учитывать в расчетах.
Существует много способов экономно принять душ на лодке. Самый экономичный подразумевает нулевой расход воды и ненулевой расход влажных салфеток. Совсем не мыться в океане нельзя, даже если вам нравится чесаться. Соль, которой покрывается рулевой даже от невидимых глазу брызг, может вызывать опасные раздражения на коже.
Мытье посуды, напротив, пресной воды почти не требует. Мыть посуду можно океанской водой. Для этого у нас у раковины есть отдельный кран, давление в котором обеспечивается ножной помпой. Периодически приходится споласкивать мытую посуду пресной водой, чтобы на ней не оставалось соляных разводов. В приготовлении горячей пищи можно использовать около четверти океанской воды, и при этом совсем не добавлять в блюдо соли.
Поэтому с нами в плаванье отправятся 380 литров воды в танках, 20 литров воды в бутылках для питья, 150 литров воды в бутылках аварийного запаса (который мы начнем сокращать на второй половине дистанции), 50 литров соков и газированных напитков, 10 литров пива и три бутылки вина.
При этом тактика относительно душа будет зависеть от нашего энергетического бюджета. Не включали весь день чартплоттер — сэкономили 20
Помимо опреснителя у нас на борту есть еще много интересных штуковин. Яхтинг тем и прекрасен, что, помимо парусов, приходится изучать бесконечно широкий перечень вопросов, от хранения яиц до астронавигации. Про часть этих штуковин мы обязательно постараемся рассказать во время ралли — следите за публикациями!