Обратный путь через Атлантику, в восточном направлении, считается более рискованным, чем путешествие на запад. Лучшее время для такого перехода — май. На широте Кариб дуют восточные пассаты, на широте Азор дует попутный западный ветер, а между ними гуляют антициклоны, образуя обширные штилевые зоны протяженностью в тысячи миль. Поэтому от Кариб парусники обычно отправляются почти на север, чтобы, достигнув широты Азор, повернуть, наконец, на восток с попутным ветром. Риск же заключается в том, что ветра на широте Азор нередко достигают штормовой силы.
Риск этот отнюдь не теоретический. Ежегодно происходит несколько серьезных инцидентов на этом маршруте. И в этом, и в прошлом году известны случаи пропажи и гибели яхт. По моему мнению, число таких инцидентов ежегодно не превышает пяти, при том, что Атлантику в этом направлении пересекает около 1500 яхт (см. исследование). Так что уровень риска вполне конкретный.
В этом году в Атлантике сняли людей со шведской яхты «Bull», экипаж яхты «Blue Pearl» вытащили из спасплота когда они уже отчаялись, а яхта «Cheeki Rafiki» погибла со всем экипажем. Последний случай широко освещался в прессе. Связь с яхтой прервалась 16 мая как раз на широте Азор, во время шторма она начала набирать воду. Более 240 тысяч человек по всему миру в считанные дни подписали петицию с призывом продолжить поиски пропавшей яхты. Яхта «Cheeki Rafiki» тоже участвовала в ARC 2013, стояла с нами на одном причале в Rodney Bay, и даже попала на одну из фотографий в этом дневнике…
Вообще, положа руку на сердце, плаванье по океану в пластиковых яхтах с фальшкилями и плавниковыми перьями рулей мне само по себе кажется делом крайне рискованным.
Александр Горлач, капитан яхты «Мур Мур»
Вообще, положа руку на сердце, плаванье по океану в пластиковых яхтах с фальшкилями и плавниковыми перьями рулей мне само по себе кажется делом крайне рискованным. Столкновения с морскими животными или ползатопленными объектами происходят не часто, но регулярно. И предотвратить их в темное время суток никакой возможности нет. Так, в 2012 году, в результате столкновений с подводными объектами, затонули яхты «Outer Limits» (Hanse 370) и «Ciao» (Sweden Yacht 45). Первый инцидент произошел в Атлантике, во время ралли ARC Europe, второй в Индийском океане, во время ралли World ARC.
Так что случаев таких вовсе не мало. К ралли ARC всегда приковано внимание яхтенной прессы, а сколько инцидентов завершилось без лишнего шума? Океанские плавнья набирают популярность, дешевые лодки с каждым годом все больше вытесняют в них серьезных океанских круизеров, так что число инцидентов с каждым годом будет только расти, как это ни печально.
Яхта «Алабай» вернулась в Европу морем. Экипаж из двух человек, обложившись канистрами с топливом, вышел с Кариб почти прямым курсом на Азоры, предпочтя штили штормам. Это довольно популярный и самый безопасный путь. Сейчас яхта уже в Средиземном море, а дневники экипажа можно почитать в блоге ее капитана. Переход до Азор занял у них 20 дней. Теперь яхта этапами идет до Турции, приглашая на свой борт всех желающих.
Мы же решили отправиться в Европу на пароходе.
История с пароходами, правда, тоже вышла не простая. Среди перевозчиков широко известны две фирмы, SevenStar и Peters&May. Обе они предлагают примерно одинаковые цены и услуги. Бизнес их заключается в том, что собирают они пакет заказов, потом ищут под этот пакет корабль. Корабль этот, скорее всего, везет в трюме
Я начал переписываться с обеими компаниями. У SevenStar в Питере есть представитель, с которым можно общаться на нашем родном языке. С офисом Peters&May в Саутхэмптоне меня свел Юра Фадеев из яхтенной школы Кабестан, который отправлял с ними яхту Интуиция. В конце марта в обеих компаниях было известно лишь, что корбаль в мае будет. Примерно эдак с 1 по 25 мая отправка.
Началось томительное ожидание. Было совершенно непонятно, какой корабль и когда нас повезет, и когда
Раз в несколько дней мы получали сообщения, что судно задерживается. Обратные билеты у нас были на 21 мая, а на
Начался следующий этап ожидания. Сроки прибытия корабля регулярно сдвигались. Юра Фадеев переживал, что его лодка может не успеть к гонке. А я переживал, что если наши лодки придут не вовремя, то Юра не успеет быстро перегнать лодку из Англии во Францию, так как все капитаны окажутся заняты в гонке, и перегон отложится. Английские визы сделать мы не успели, так как консульство в Москве вело себя совершенно непредсказуемо в плане сроков.
На переход из Шербура в Гданьск собралась хорошая команда, но если бы перегон сдвинулся на неделю, она бы развалилась. Счет шел буквально на часы. Вот если 16 июня получится разгрузится, то успеваем. А если 17ого — уже нет. В Гибралтар, в промежуточный порт, Thorco Isadora пришла с опозданием, долго ждала дозаправки, и, казалось, совсем никуда не торопилась. Нам пришлось изрядно понервничать.
Но, к счастью, все сложилось удачно. В Саутхэмптон пришли вовремя, команда на перегон нашлась, и 17 июня рано утром лодка была уже в Шербуре. Можно считать, что в идеальном порядке. На левом борту (похоже, во время погрузки) стропой сделали небольшую царапину, а в остальном все замечательно. Ну, разве что помыть ее в спешке не успели. Спасибо огромное Юре Фадееву и Кабестану за оперативную организацию перегона в таких непростых условиях!
В первый раз Мур Мур была в Шербуре в 2011 году. Это был наш первый с друзьями большой и сложный переход, из
Сейчас у нас подобрался экипаж из четырех человек, что просто залюбуйся: мы с Катей, Вася Мурашев из Москвы, IYT Yachtmaster Ocean, и Вова Присяжный из Калининграда, IYT Bareboat Skipper, уже бравший пару раз лодки в аренду самостоятельно.
Плаванье не то чтобы вышло простым. Был не раз и ветер в 30 узлов, были и волны, и в меховых шапках мы на вахтах иногда мерзли, не смотря на конец июня. Рулили, по старой нашей традиции, в основном руками. Лавировались против ветра и течения. Не то, чтобы это было эффективно или горючку берегли, а так — ради искусства. И даже «пассат» поймали — в Эльбе нам прямо в корму зарядило до 30 узлов, разгоняя на некоторых участках двухметровую короткую волну. Почти Океан! Но
903 мили по генеральному курсу мы прошли практически
Вова потратил немало времени, чтобы смонтировать короткий клип о нашем переходе, и я настойчиво приглашаю его оценить. Мне кажется, ему удалось предать и настроение, и переход лучше, чем это скажут слова. Enjoy!
В одной из предыдущих публикаций мы обещали рассказать, как себя будет чувствовать купленный на Канарах хлеб в герметичной упаковке. Докладываем. Прошло уже более полугода с его покупки, а не испортился и сохранил вкусовые качества. За переход мы 2–3 упаковки съели, еще несколько упаковок осталось.
Ну, а теперь отдельный блок новостей для болельщиков соревнований ветряка и панелей. В фильме «Втроем через Атлантику» есть график работы ветрогенератора Rutland 914i (номинальная мощность 180W) и наших двух солнечных панелей (100W на поворотном механизме и 70W гибкая на палубе).
В Атлантике за сутки ветрогенератор выдавал нам в среднем 23
На переходе из Шербура мы не вращали панели, но показания регулярно записывали. И вот какие у нас вышли в среднем данные за 8 суток (из которых мы 18 часов стояли на ночевках в канале и в Хеле). Ветрогенератор в среднем дал 20
Чем объяснить такие цифры? Попутного ветра было у нас немного, а задувало временами неплохо. Так что даже стоянки не испортили неплохих суточных цифр ветрогенератору. Его рекорд на этом переходе 57
А вот как панелям удалось улучшить результат на 40%? Погода нас особо не баловала, но зато день длиннее, примерно на эти же 40%! И хоть солнышко в Атлантике жгучее, и хоть панели мы вращали, но нагрев солнечных панелей существенно влияет на их КПД.
Собирающиеся в Атлантику, пересмотрите внимательно свой энергетический бюджет.
Так что, собирающиеся в Атлантику, пересмотрите внимательно свой энергетический бюджет. Пассаты, нагрев панелей и короткий световой день могут вам его значительно секвестировать.
Перед Атлантикой мы писали, что рассчитываем получить с наших возобновляемых источников в среднем 90
Ну вот, теперь, наверное, мы рассказали вам про наш поход все. Счастливых вам плаваний. Берегите себя.
Комментарии