Игры для посвященных, наследство Медведева и непризрачные фонды
15 ноября 2012, 20:46
Важные события четверга: скорое возвращение уволенного министра обороны Анатолия Сердюкова в строй смахивает на продуманную политическую игру, Дмитрий Медведев решил бороться с высокими ценами на жилье, которым мешают понизиться уже «побежденная» экс-президентом коррупция и так и не внедренная модернизация, а депутаты окружного Совета Калининграда признались, что помогают избирателям решать проблемы за счет городского бюджета.
Игры для посвященных
Борьба с коррупцией в России, не успев, как следует, разгореться адским пламенем разоблачения, приобрела забавные формы. В среду вечером стало известно, что уволенный всего неделю назад с поста министра обороны Анатолий Сердюков вернулся в строй и назначен советником главы госкорпорации «Ростехнологии». О кадровом решении в отношении Сердюкова сообщили сразу несколько авторитетных федеральных изданий, например, «Коммерсант» и «Ведомости», сославшись на свои источники в Кремле. Официально эта информация пока не подтверждена.
Наследство Медведева
Премьер-министр Дмитрий Медведев нашел очередную краеугольную проблему российского бытия: дорогое, совсем недоступное жилье. Несмотря на то, что как раз этот вопрос должен был закрыть нацпроект «Доступное и комфортное жилье», второе лицо государства, на счету которого победившая коррупция, повсеместная модернизация, переименование полиции и перевод часов, решил попытать счастья на этом поприще.
Свою борьбу с высокими ценами Дмитрий Медведев начал с экономических аксиом: чтобы жилье стоило дешевле, нужно строить больше квартир эконом-класса. С этим тезисом сложно спорить, вот только увеличению количества вводимых в строй квартир препятствуют объективные обстоятельства, которые как раз были бы ликвидированы, если бы президент Медведев решил те проблемы, за которые брался в процессе своего правления.
Так, руководитель «Ремжилстроя» Ирина Губко, которая возводит дома в Чкаловске и получила участок под освоение застроенных территорий на Сельме, отметила недостаток площадок, оснащенных инфраструктурой. Дескать, как раз те самые изменения, которые раньше отстаивало федеральное правительство — обязательства застройщика по коммунальному и социальному обустройству земель — тормозят строительство.
«Возможно, я могла бы ввести больше объектов, но пока на мне лежат обязательства по строительству инфраструктуры, я не могу строить больше. Механизмы, которыми государство поможет решить инфраструктурный вопрос, пока неясны», — отметила она.
Руководитель ЗАО «Холдинг Калининградстройинвест» Валерий Макаров — один из крупнейших застройщиков в регионе — подтвердил: как раз из-за проблем с сетями, которые либо устарели и не позволяют подключать дополнительные дома, либо просто отсутствуют на участках, застройщики и не могут возводить доступное жилье. Те дома, к которым строители сами прокладывают сети, увы, в эконом-класс не укладываются.
Казалось бы, не первый год в регионе, да и не только в нашей области, идут федеральные целевые программы, в рамках которых строятся очистные, подводится газ и прочие коммунальные прелести, да, видимо, как-то не слишком успешно, раз застройщики заявляют о подобных сложностях.
Гендиректор консалтингового центра «Бизнес-Эксперт» Георгий Дыханов, которого бизнес-сообщество хотело бы видеть в качестве собственного омбудсмена, подробнее описал проблемы. Дескать, помимо отсутствия площадок сказывается немодернизация и высокая коррупция. Технологии застройщикам не позволяют возводить больше объектов, а если учесть все необходимые разрешительные процедуры, то бизнесу нужно тратить деньги на тех руководителей, которые умеют давать взятки, а не делать стройку эффективной.
Медведев, который так и не одолел модернизацию и коррупцию, поручил сократить предельное количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство здания непроизводственного назначения с 47 до 11, а предельный срок прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство такого здания, — с 448 до 56 дней.
Впрочем, если борьба на этом поприще будет идти столь же эффективно, как и прошлые начинания экс-президента, то не исключено, что строителям и дальше потребуется в борьбе за свободные участки снаряжать в муниципальные органы власти карманных депутатов и тратиться на политические игры, а не на собственно стройку. Ведь, по большому счету, проблема, с которой пытается бороться Медведев, досталось ему в наследство от самого себя.
Ирина САТТАРОВА, корреспондент
Непризрачные фонды
На заседании депутатской комиссии Горсовета Калининграда по бюджету в четверг народные избранники подняли тему, о которой вслух говорить не принято. Речь идет о так называемых «депутатских фондах», которые выделяются каждому городскому депутату из бюджета областного центра. Вопрос возник в ходе заседания комиссии, когда рассматривалась просьба депутата Владислава Хоменко выделить из бюджета города дополнительные 600 тыс рублей на приобретение оборудования для детского сада № 71. Сам депутат оказался на больничном, и его просьбу озвучивала его помощник Елена Боголепова. «Депутат помог сделать капитальный ремонт в садике, чтобы там открылась новая группа, на это было направлено более 500 тыс рублей. Однако для полноценной работы группы было необходимо закупить шторы, оборудование в игровую комнату и на детскую площадку. Заведующая заключила договор под гарантии», — сообщила помощник депутата.
Члены комиссии по бюджету возмутились этой просьбе. В частности, депутат Евгений Верхолаз заявил, что ему необходимо 9 млн рублей, чтобы отремонтировать крышу в детском садике № 105. «У меня и Хоменко больше всего детских садов в округе, так давайте всем помогать», — заявил он. Верхолаза поддержал зампредседателя Горсовета Андрей Шумилин, который сообщил, что ему также нужны дополнительные деньги из бюджета. «А мне 100 тыс надо. У меня договор на поставку оборудования. Что дальше? Давайте по каждому депутату тогда закроем их обязательства до конца года», — заявил он. — Надо пресекать такие факты. А то каждый может дать гарантии, кредиты, а потом администрацию ставить перед фактом, что деньги нужно выделить». В итоге члены комиссии решили «доработать» вопрос в течение недели и вынести его на следующее заседание комиссии.
После заседания Евгений Верхолаз подтвердил корреспонденту «Нового Калининграда. Ru», что речь на самом деле шла о «депутатских фондах». По его словам, в 2012 году фонд каждого депутата составил 3 млн рублей, из которых 2 млн рублей народный избранник имел право потратить на нужды социальных объектов в своем округе — к примеру, ремонт школ и детских садов. Еще 1 млн рублей предназначался для избирателей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Граждане, у которых возникли тяжелые проблемы, могли собрать справки и обратиться к своему депутату, чтобы он выделил им из бюджета несколько тысяч рублей.
Стоит напомнить, что «депутатские фонды» — это старая легенда, которая несколько лет не давала покоя «старшим» коллегам Горсовета — депутатам из областной Думы. Они периодически поднимали этот вопрос перед руководством регионального парламента. В частности, Игорь Рудников весной прошлого года заявлял, что депутатские фонды стали напоминать «общак», поскольку деньги позволялось тратить лишь представителям так называемой «титульной фракции». Рудников заявлял, что из фонда непредвиденных расходов области депутатам из «Единой России» выделяются деньги на решение проблем в их округах, а оппозиционные депутаты этих денег не получают. Однако председатель комитета областной Думы по бюджету Валерий Фролов эти заявления опроверг. Он заверил, что у депутатов регионального парламента никогда не существовало фондов, поскольку закон это запрещает. Он также резко высказался по поводу «депутатских фондов» Горсовета.
«Законом запрещено создание депутатских фондов. То, что они говорят, называется другим несколько словом. Это называется „коррупция“ — депутат присваивает себе право исполнять бюджет, а права такого он не имеет. Депутат может только проголосовать за бюджет, в котором указан резервный фонд. Но это — не резервный фонд депутата Иванова, Петрова, Сидорова. Резервные фонды могут иметь только исполнительные органы власти, — заявил Валерий Фролов. — Они могут бюджет принимать и контролировать, а не распределять и расходовать. Несмотря на это, они (депутаты окружного Совета — прим. „Нового Калининграда. Ru“) только со всех экранов и твердят какие они хорошие и как они здорово помогают населению, выделяя деньги на те или иные объекты: асфальтируют дворы, улицы и так далее. Вранье!».
Впрочем, несколько лет назад, еще до того, как к власти пришел экс-губернатор Георгий Боос, областные парламентарии все же могли рассчитывать на решение точечных проблем в их округах за счет областного бюджета. Для этого нужно было просто постараться включить соответствующие объекты в областную инвестиционную программу (ОИП). Программа утверждалась во время третьего чтения бюджета, и обсуждение тогда проходило очень бурно — каждый депутат боролся за свой объект. Но потом к власти пришел масштабный Георгий Боос, который буквально «наступил на горло» депутатской песне. ОИП стало формировать правительство области, причем в нее включались весьма серьезные проекты, которые требовали серьезных вложений. Тогда экс-министр экономики Феликс Лапин объяснял решение правительства тем, что нужно аккумулировать крупные средства на серьезные объекты под софинансирование Федеральной целевой программы развития области. Депутатам областной Думы предлагалось искать возможность менять окна в школах своих округов или устанавливать детские площадки за счет фонда непредвиденных расходов, решение по выделению средств из которого принимал лично Боос.
После того, как экс-министр Феликс Лапин пришел к власти в городской администрации, он предпринял аналогичную попытку — ликвидировать «депутатские фонды» городских нардепов, аккумулировав средства на решение более серьезных задач. Эта поправка была внесена администрацией области, и депутаты даже проголосовали за нее, как обычно, за 5 минут, не особо вдумываясь в текст документа. Правда, когда до них дошел весь масштаб трагедии, устроили демарш. Источники в правительстве области утверждают, что после этого Георгию Боосу лично пришлось встречаться с городскими депутатами, и в итоге он пошел на компромисс в вопросе фондов.
Наверное, вряд ли стоит утверждать, что «депутатские фонды» — дело плохое. Ведь на самом деле, как утверждают сами депутаты, эти деньги не перечисляются им лично в карман, это средства бюджета, которые выделяются по всем правилам законодательства. Деньги действительно идут на ремонт школ, детсадов, установку детских площадок. И людям хорошо, и депутатам бонусы — избиратели видят их реальную работу, поэтому, наверное, и голосуют «за». Наверное, неслучайно на прошлых выборах в Горсовет из 27 человек лишь 8 не смогли подтвердить свои мандаты.
Кстати, и в ситуации с областными депутатами тоже все вроде как нормализовалось, после того, как Николай Цуканов ввел «Программу конкретных дел». В ее рамках по 100 млн рублей из областного бюджета направляются как раз на решение точечных проблем — установку скамеек, фонарей, детских площадок. Правда, программы утверждают муниципальные власти, но депутатам областной Думы, наверное, ничто не мешает работать в тесном сотрудничестве с муниципальными главами, дабы помочь своим округам. Главное, чтобы избиратели понимали, что детские площадки у них во дворах депутаты устанавливают не за свой счет, а за счет бюджета, то есть все того же «общего кошелька».
Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент
Фото — из архива «Нового Калининграда.Ru»
* Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь — Организация внесена Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.