Каннский кинофестиваль. День 3

Фото — janet, «Яндекс.Фотки» Фото — janet, «Яндекс.Фотки»

В семь утра я сажусь на велосипед и проезжаю 15 километров, которые отделяют Антибы, где я живу, от Канн, где проходит кинофестиваль. Погода отличная. Дорога еще не испорчена автомобилистами, только бегуны, ходоки и велосипедисты. Я то и дело ловлю первые лучи восходящего солнца, а слева мелькают лазурные пятна моря. Велосипедная дорожка вся состоит из росы, ехать легко и влажно. Я никогда не обращал внимания, как выглядит здесь велосипедная дорожка, потому что еще ни разу не приезжал сюда на велосипеде. Должен сказать, что она выглядит круче, чем автомобильный хайвей. Наконец-то, хоть где-то поняли всю важность велосипедистов для счастливой жизни.

Одна из самых больших интриг Каннской программы — это участие в конкурсе двух именитых британцев. Оба — обладатели Золотой пальмовой ветви, оба примерно одного возраста, оба снимают настоящие британские комедии, которые безумно остроумны, человечны и болтливы. Но понятны далеко не всем в мире. Первого зовут Майк Ли, второго — Кен Лоуч. Их фамилии не так хорошо запоминаются, как Бессон, Кэмерон и Спилберг, но они точно ничуть не хуже, и вся эта троица ходит к ним на поклон. А все потому, что они умеют делать фильмы так, как больше никто в мире не умеет. Здесь не хватит никаких бюджетов, потому что бюджеты у них мизерные и звезды у них играют редко — по их мнению, звезды только отвлекают. Они делают кино с душой. В их фильмах так же хорошо жить, как на ферме у своего английского дядюшки. А если у вас нет английского дядюшки, то посмотрите их фильмы, и вы сразу же поймете, что такое — иметь английского дядюшку. У них есть и еще одно очень сходное качество. Они любят людей. Независимо от их красоты, известности и богатства. Это чувствуешь с первых минут их фильмов, когда вдруг начинаешь проникаться глубокой симпатией к человеку, от которого бы в реальной жизни ты сбежал на Марс при первой же возможности.

И за все эти 30 лет они ни разу не конкурировали друг с другом. То один привезет свой фильм в Канны, то другой, но ни разу не было, чтобы они привезли одновременно. И тут вдруг случилось. Наконец-то станет понятно, кто из них лучший режиссер. Во всяком случае, по версии президента жюри Джейн Кэмпион.

Вчера в Каннах показали фильм «Мистер Тернер». Это новый фильм Майка Ли. Он, само собой, о великом английском художнике-классике по фамилии Тернер. Он был очень велик. В Англии ведь не было Рембрандтов. Тернер — это и есть английский Рембрандт, и вот Майк Ли снял о нем фильм. Теперь все ждут чем ответит Кен Лоуч. Все как будто даже не очень хотят преждевременно высказываться о фильме Майка Ли, будто это не самостоятельная работа, а как будто она существует только в паре с фильмом Лоуча. Как «Нимфоманка 1» и «Нимфоманка 2». Я понимаю, что нет ничего хуже, чем читать о режиссерах, чьи имена вам совсем не хочется запоминать, но я рад, что вы продвинулись так далеко. Потому что в моем тексте была заложена тайная гравировка на сердце. Теперь, когда вам будут делать кардиограмму, прибор неизменно будет прыгать туда-сюда вырисовывая имена Кена Лоуча и Майка Ли. Это еще иногда называют сердечным приступом, но знайте, вы в безопасности.

Первый день Канн начался с небольшой сенсации на кинорынке. Компания «SquareOne Entertainment» купила права на Германию для фильма «Imitation game». И все было бы классно, но вот что настораживает: фильм рассказывает историю Алана Тьюринга. Гениального английского математика и криптографа. На первый взгляд, кому есть дело до этого математика? Но нет. В 2015 году все только о нем и будут говорить. А все потому, что его роль сыграл английский актер Бенедикт Камбербэтч. А это все меняет. Я давно не встречал таких поклонников, как у него. Они неистовы и они следят за каждым его шагом с тех самых пор, как он сыграл роль Шерлока Холмса в сериале «Шерлок». С тех пор началось по всему миру. Причем не только у них, но и у нас, а это совсем странно. Я не помню такого поклонения иностранному актеру со времен Леонардо Ди Каприо в фильме «Титаник». Но с Ди Каприо все понятно. В него влюбились тринадцатилетние девочки, потому что в их глазах он стал идеальным мальчиком, принцем способным ради любви совершить подвиг.

Но почему Камбербэтч? Только не говорите, что дело в том, что он хороший актер. В кино появляются сотни хороших актеров, и он всего лишь один из них. Так в чем же дело? Красивым его не назовешь. То есть вряд ли все его сумасшедшие поклонники влюбились в него из-за внешности. Хотя в ней, безусловно, что-то есть, какая-то внутренняя одержимость, готовность выйти за любые рамки и нарушить все табу. Но что-то есть во внешности практически каждого актера, ведь именно за это что-то его и приглашают сниматься в кино. Возможно тогда дело в его роли, в том, как он сыграл роль Шерлока Холмса? Вполне вероятно. Но многие актеры играют эту роль блестяще. Роберт Дауни младший в этой роли тоже блистателен и, само собой, Ливанов. Может быть, молодость Камбербэтча помогает ему превзойти их? Ведь 80% активных кинозрителей — это люди до 20 лет, и они хотят увидеть на экране своего ровесника. Я даже рискну предположить, что Шерлок Холмс с каждым годом будет молодеть. Пока его роль не начнут играть младенцы, младенцы с потрясающе развитым врожденным геном дедукции. Они будут находить преступника при помощи рева. В общем, это что-то объясняет, но не все.

И однажды я обратил внимание на то, с какой тщательностью или, наоборот, с какой бесподобной легкостью поклонники Камбербэтча произносят его фамилию. И тут я все понял. Дело в его фамилии! В этом суть его славы. Поклонники считают Камбербэтча сложным интеллектуальным актером, потому что его фамилию трудно произнести правильно и еще сложнее запомнить. В общем, в отличие от Деппа и ДиКаприо, нужно сделать усилие, чтобы его полюбить, это усилие и делает его самым важным актером XXI века. Потому что, если мы ради кого-то сделали усилие, это означает, что мы его любим. Тем более, это сразу отбрасывает всех тех, кто не способен сделать усилие, и Камбербэтч тут же становится достоянием самых умных и интеллектуально тонких людей. Это наш любимый актер, а им его не понять.

Я видел здесь Камбербутча на презентации фильм, Камембер выглядел довольно тоскливо, как сыр с одноименным названием. В отличие от Шерлока Холмса на большинство вопросов журналистов, он отвечал словами «не знаю». Я даже придумал для него вопрос, но, к сожалению, пресс-конференция была короткой, и я не успел его задать. Я хотел спросить: «А как вас зовут?». И послушать, сумеет ли он сам правильно произнести свое нелегкое, но такое важное имя.

Но это еще только начало дня. Впереди еще несколько десятков фильмов. В том числе «Приручить дракона-2». Долгожданный сиквел одного из самых оригинальных голливудских мультфильмов последнего десятилетия. Мультфильм, который заставил задуматься многих взрослых. Кого создатели, собственно говоря, имеют в виду, когда говорят о драконе? Это ведь опасное огнедышащее существо. Некоторые поборники даже посчитали, что мультфильму надо дать сертификат 16+ в связи с неоднозначностью метафоры. Я задал этот вопрос создателям на пресс-конференции, и они посмеялись. Я этого и добивался. Не всегда удается рассмешить тех, кто способен рассмешить тебя. Читайте продолжение завтра на «Новом Калининграде.Ru».

Артем РЫЖКОВ из Канн