Каннский кинофестиваль. День 7

Сталлоне, Стэтхэм, Форд, Гибсон и другие актёры в Каннах. Фото — Reuters / Yves Herman Сталлоне, Стэтхэм, Форд, Гибсон и другие актёры в Каннах. Фото — Reuters / Yves Herman

Если идти по Круазетт и прислушиваться к тому, о чем разговаривают люди, то очень часто можно услышать слово «Russia». Ни слова о Новой Зеландии, ни единого упоминания о Чили, ни звука о Кубе. Все говорят исключительно о нас. А тем временем одной из маленьких сенсаций фестиваля стала ко-продукция России и Украины по поводу Севастополя. Фильм называется «Битва за Севастополь», и продюсеры надеются привезти картину в Канны на следующий год. В центре фильма история снайперши Людмилы Павличенко, которая за время войны сумела пристрелить больше 300 фашистов, став одним из символов Второй мировой. Фильм стоит 5 миллионов долларов, с учетом развития политических событий продюсеры смогут отлично заработать.

Ну что ж, сегодня ветер, почти ураган. С прилавков исчезли свежие мидии, потому что никто не выходит в открытое море. В царстве мидий праздник. Люди в термокостюмах с кайтами в руках высыпали в Каннскую бухту. Если надеть ветровку с капюшоном, то нет ничего лучше, чем сидеть на набережной Круазетт и смотреть, как они падают со своих досок. Это зрелище даже интерактивнее, чем фильмы Каннской программы. Позади половина фестиваля. В воскресенье будут раздавать Золотые пальмовые ветви. А мне пора подвести промежуточный итог. Что мы уже успели посмотреть, и было ли это хорошо. Это, скорее, будет похоже на обвинительные приговоры, чем на полноценные рецензии. Начнем.

«Мистер Тернер» — фильм англичанина Майка Ли о классическом английском художнике, праотце импрессионистов. Отличная трехчасовая драма. В ней почти ничего не происходит, но живопись — это вообще замороженное мгновение.

Французский фильм Абдеррамане Сиссако «Тимбукту». Фундаменталисты, случайное убийство, выживание детей. Стоит запомнить мавританское имя режиссера. Абдеррамане. Может пригодиться, когда будете думать, как назвать мальчика.

«Пленная» — фильм канадца Атома Эгояна. Сюжет такой: мафия педофилов, похищенная 8 лет назад девочка, ее ищут. Обычный триллер на 3 с плюсом.

«Зимний сон» — фильм обласканного Каннами турка Нури Бильге Джейлана. Пока фаворит среди критиков. Есть все шансы на главный приз. Но Турция все еще не в Евросоюзе — не хотят они признавать истребление армян и все, поэтому мы не покажем этот фильм на фестивале Евросоюза в октябре.

«Сен-Лоран», режиссер — француз Бертран Борнелло. Биография для эстетов, мало кому понравится, особенно сцены, где он уединяется с мужчинами в кустах. 

Аргентинский фильм «Дикие сказки» Дамиана Шифрона. Любовь, обман, трагедия, от будничной жизни к вспышкам насилия и жестокости, удовольствие от того, когда жизнь вдруг выходит из-под контроля. Очень неплохо.

«Провожатый» — режиссер Томми Ли Джонс. Вестерн, три безумные женщины, путешествие через Небраску, повешение Хилари Суонк. На 3+, а танец Томми Ли Джонса в финале очень хорош.

«Чудеса» — фильм итальянки Аличе Рорвахер. История взросления и маленьких деталей, великолепное лето, которое все меняет. Итальянцы после Оскара в этом году держат уровень одной из ведущих европейских кинодержав.

«Охотник на лис», где Ченнинг Татум играет борца, олимпийского чемпиона. Мы видели Ченнинга Татума вчера на Красной дорожке. У него были зализанные волосы, волосинка к волосинке.

И наконец, история голливудских звезд и инцеста от канадца Дэвида Кроненберга «Звездная карта» с кучей звезд первой величины. Вчера был на пресс-конференции, там был Кроненберг, Роберт Паттисон, Миа Васиковска и Джулианна Мур. Все они говорили о том, как велик Кроненберг, а пресса спрашивала, как же он мог взяться за такую ужасную историю, где все друг с другом спят и ненавидят. Он сказал, что это Голливуд. И это, и правда, Голливуд.

Впереди еще шесть фестивальных дней. Сегодняшний фаворит — турецкий фильм Нури Бильге Джейлана «Зимний сон». Но нас еще ждет восемь потенциальных чудес. Сегодня нам покажут новый фильм бельгийцев братьев Дарденн «Два дня, одна ночь» с Марион Котийяр, о женщине, которая пытается сохранить свою работу. Дарденн — признанные мастера, они дважды получали главный приз Канн «Золотую пальмовую ветвь» — такое удавалось им и Кустурице, ну, может быть, еще Ханеке, но не уверен наверняка. Сегодня мы также посмотрим «Тихую воду» японки Наоми Кавасе, это снова будет медитация и вглядывание в саму ткань воздуха, но еще нам обещали там показать мертвое тело, которое плавает в море. «Поиски» режиссера Мишеля Хазанавичуса, того самого, что получил Оскара за «Артиста». Это его первый после «Артиста» фильм, и он о мальчике из Чечни. «Прощай, язык» — классик французского кино, чуть ли не столетний Жан-Люк Годар снял этот фильм в 3D. «Танцевальный зал Джимми» англичанина Кена Лоуча. Он о танцевальном зале Джимми. «Мамочка» канадского вундеркинда Ксавье Долана. Он привез свой первый фильм на фестиваль в 16 лет, снимает смелые провокационные фильмы, вспомните «Том на ферме» или «Laurence anyways» и поймете, о чем идет речь и как мы ждем «Мамочки». «Облака Зильс-Марии» — это будет что-то вроде «Черного лебедя» на театральной сцене, соперничество между Жюльет Бинош и Кристен Стюарт. Снял француз Оливье Ассаяс. И наконец, конкурсная программа закончится в субботу единственным российским фильмом в конкурсной программе. Снял, само собой, Андрей Звягинцев. Это его четвертый фильм, три предыдуших становились лауреатами фестивалей. «Возвращение» взял «Золотого льва» в Венеции, «Искупление» — приз за лучшую мужскую роль в Каннах, «Елена» — приз программы «Особый взгляд» в Каннах. «Левиафан» — очередной замах Звягинцева на «Золотую пальмовую ветвь», здесь уже осторожно пошептываются, что мы увидим нечто такое, чего никогда не видели. А фильм о противостоянии молодого человека по имени Николай и мэра небольшого городка на Баренцовом море. Но пока нам показали всего один кадр. Это кости какого-то гигантского динозавра. Хотя не могу исключать вероятность того, что так выглядят мэры изнутри. 

А сейчас я подхожу к отелю «Carlton», куда только что на танке подъехали Мел Гибсон, Харрисон Форд, Сильвестр Сталлоне и Джейсон Стэтхэм. Я щелкаю камерой и отправляю фото своему другу, который как-то признался, что его мечта в жизни — увидеть Стэтхэма и Сталлоне. Надеюсь, после этой ммс-ки он не перестанет со мной здороваться.

Зрелище со всеми этими экшен-стариками на танке никак не отпускает. Они забрались на танк не просто так. Во-первых, это советский танк. В Канны мы на таких еще не входили. Во-вторых, это промо-кампания новой серии франшизы «Неудержимые». Третьей части. Все четверо почему-то в солнцезащитных очках, но это явно не из-за солнца. Люди их радостно приветствуют, им явно нравится, когда боевые действия разворачиваются на экранах, а не у них на улицах. Стэтхэм среди них самый молодой, Харрисон Форд — самый хлипкий и вообще напоминает чьего-то дедушку, Мел Гибсон выглядит так, будто был зачат в танке, а Сталлоне искренне доволен, что собрал их всех вместе. Для него «Неудержимые» — это способ рассказать всему миру, что он круче всех остальных крутых. Потому что он главный. Раньше их гонорары были по 20 миллионов за фильм, а теперь я думаю, 20 миллионов на всех четверых. То есть мы как будто имеем четверть былых Гибсона, Сталлоне, Форда и Стэтхэма. И вот эти четвертинки будут сражаться со всем миром и побеждать. Я думаю, этим четырем и надо отдать на откуп решение всех геополитических вопросов. Тогда мы наконец-то поймем, насколько они хороши на самом деле. Все, иду смотреть на Марион Котийяр.

Артем РЫЖКОВ из Канн