Каннский кинофестиваль. День 10


Сегодня в Каннах дождь. Их мэр договорился, и нам даже один раз показали молнию. Тут странная история. Когда въезжаешь в Канны со стороны Ниццы, в первой бухте всегда все бурлит, а вдоль Круазетт — штиль. Я думаю, это так устроено, чтобы не заливало звезд. Нет ничего хуже, чем мокрые звезды. Мокрые — они выглядят отвратительно жалкими.

Пару дней назад в город приехал Колин Ферт со своей женой Ливией. Они пришли на вечеринку «Chopard», где для гостей выступали «Kool and the gang». Она была в черном платье, он во фраке и белой рубашке с бабочкой, из нагрудного кармашка у него торчал белый платочек. И я подумал, что ему, должно быть, уже исполнилось столько лет, сколько исполняется людям, которые высовывают из своего нагрудного кармана кончик платочка. Старина, Колин Ферт.

А тут еще Райан Гослинг подъехал. Он теперь режиссер. Показывал в программе «Особый взгляд» свой первый фильм «Потерянная река». С ним была рыжая Кристина Хендрикс, ее хорошо знают фанаты сериала «Mad men», это она с огромной грудью, как ледокол, ходит по офису. Мне нравится название фильма Райана Гослинга — «Потерянная река». Не всякая голливудская звезда способна признаться в том, что она что-то теряет. А тут еще целая река. Это ведь слабость — что-то там терять. Я не попал на фильм, поэтому так и не знаю, нашел он свою реку или продолжит ее искать в сиквеле.

Короче, сегодня собираюсь смотреть единственный российский фильм в конкурсной программе Канн, «Левиафан» Андрея Звягинцева. А пока я занимаюсь тем, что принимаю новые заявки на участие в конкурсной программе «Короче». У нас уже больше девяти десятков фильмов, и география тоже очень мощная. Вот какие страны уже подали фильмы на участие: Франция, Белоруссия, Латвия, Аргентина, Италия, Казахстан, Австралия, Малазия, Азербайджан, Армения, Украина, Болгария, Польша, плюс, само собой, Россия. Итого: 14 стран. Это еще не весь мир, но нам и целого мира мало.

Но поскольку фокус фестиваля «Короче» — это, прежде всего, поиск талантов в нашей стране, то для нас важнее второй список. Это список российских городов. Уже подали заявки: Москва, Орел, Томск, Екатеринбург, Чистополь, Санкт-Петербург, Кемерово, Брест, Казань, Ижевск, Саранск, Иваново, Владикавказ, Оренбург, Владивосток, из Калининграда пока всего один фильм, но впереди еще полтора месяца. Напоминаю, что подача заявок прекращается 15 июля. В прошлом году за июнь и июль мы получили более 400 фильмов, из них целых 30 были хорошими.

И, конечно, стоит всегда держать в голове цифру 500 тысяч рублей. Именно столько получит победитель. Когда держишь в голове эту цифру, то она отличным образом мотивирует. За полтора месяца запросто можно придумать и снять короткометражку, и заработать полмиллиона. Попробуйте заработать полмиллиона как-то иначе и вы поймете, что кино — это прекрасная профессия. Более того, сняв хороший фильм, получаешь не только деньги и славу, получаешь сам фильм и сотни тысяч просмотров от людей по всему миру. У нас простая цель — мы ищем визионеров и гениев. Мы точно знаем, что они есть в нашей стране, просто последнее время вместо того, чтобы попробовать себя в кино, они пробуют себя в банках, юридических конторах, на фондовой бирже, да и в любых других сферах. А потом делаются несчастными, потому что всю жизнь мечтали снимать кино, но боялись. Фестиваль «Короче» — для тех, кто потерял страх, и хочет, в конце концов, заняться тем, что любит. Даты — 22—24 августа. Впереди — все лето.

Вчера в Конкурсной программе в Каннах показали новый фильм английского классика Кена Лоуча. Два года назад он привозил сюда «Долю ангелов», о шотландцах-любителях дорогого виски. На этот раз он снял драму об ирландцах-любителях потанцевать после работы. Новый фильм Лоуча называется «Зал Джимми». Он о Джимми, который 10 лет провел в Нью-Йорке, вернулся в Ирландию и заново решил открыть свой зал. Научить людей танцевать под джаз и вспомнить, что такое настоящее веселье. Я люблю фильмы Лоуча, особенно то, что он делал в 70–80 и 90х. «Дождь из камней» и «Кес» — великие фильмы. Сейчас ему уже немало лет, иногда у него получается, но не всегда. Мне «Зал Джимми» не понравился. То есть это хороший фильм. Но мне не понравился. Я начал его смотреть и уже через 20 минут понял, что знаю наперед все, что сделают и скажут эти люди. 

Это все равно что сидеть на автобусной остановке и ждать автобуса, ты уже все знаешь про то, что будет дальше. И даже неважно, придет автобус или не придет — ты просто знаешь. И несмотря на это, Лоуч снимает с большой любовью. Ирландская зелень, тропинки, велосипеды, деревья, щетина на щеках ирландцев, от всего идет тепло и уют. Это пока лучший ирландский фильм 2014 года. Других я, правда, не смотрел. И, может быть, не посмотрю. Ирландское кино очень редко попадает к нам на экраны. У нас люди предпочитают ирландский виски. Выпивают бутылку, и с ними самими начинает происходить ирландское кино. Я думаю, Кен Лоуч не победит, но тут трудно сказать наверняка. Вдруг у него тайный роман с Джейн Кэмпион. А она президент жюри. Должна же она как-то его отблагодарить за то, что он с ней спит. «Золотая пальмовая ветвь» — это прекрасная благодарность. У Лоуча уже есть одна. Но одна ветка — это даже не Новый год.

Несколько дней назад на Baoli beach я наблюдал какой-то подозрительный сбор членов жюри. Там были не все. Но София Коппола и Уиллем Дефо были точно. Они все сели вокруг стола, а на стол поставили главный фестивальный приз, «Золотую пальмовую ветвь». Сидят, молчат и все на нее смотрят. Я тоже сел в отдалении. Ни слова не говоря, ко мне подошел официант и водрузил предо мной на стол еще одну «Золотую пальмовую ветвь». Оказалось, что я попал на акцию «Знакомство с призом». Признаюсь, у меня появилась мысль засунуть ветку в сумку и бежать. И отдать ее Андрею Звягинцеву. Может, это был его единственный шанс ее получить.

Жду обеда и иду смотреть его фильм. Завтра напишу. А пока — на фото лестницы для фотографирования звезд, которые журналисты прицепляют, как велосипеды, у Красной дорожки.

Артем РЫЖКОВ из Канн