Меню
«Новый Калининград»
Ковидный занавес
Как мы пережили год с закрытыми границами
Год назад Россия прекратила авиасообщение с другими государствами и существенно ограничила пересечение сухопутных границ. Из-за «коронавирусных» мер жители области и близлежащих государств, тесно связанные с поездками за рубеж, оказались в затруднительной ситуации. Ограничения затронули калининградцев, которые работают и учатся за границей, любителей автомобильных путешествий, предпринимателей и граждан соседних государств, часто посещавших регион.

Сроки полноценного открытия границ Евросоюза всё ещё неизвестны. Во второй половине марта в Европе объявили о начале третьей волны COVID-19, которая «развивается разными темпами в разных странах». Посол ЕС в России Маркус Эдерер высказал предположение, что локдауны в Европе закончатся во второй половине 2021 года. Как считают представители калининградского турбизнеса, открытия границ с близлежащими государствами следует ожидать не раньше осени. Спустя год «ковидного занавеса» мы решили спросить у тех, кто тесно связан с поездками за рубеж, как они переживают ограничения и на что рассчитывают в ближайшей перспективе.
Калининград
Истории калининградцев, живущих за границей, путешественников и организаторов поездок за рубеж
ТАТЬЯНА ВАЩИШИНА
жительница Калининграда, уехавшая работать в Польшу
После закрытия границ я приезжала в Калининград в конце ноября 2020 года и в марте 2021-го. До ноября у меня не было возможности побывать дома из-за ограничений. Пять месяцев я находилась в Польше безвыездно. Родственники ко мне приехать тоже не могли: у них нет оснований как для выезда из России, так и для въезда в Польшу.

В ноябре у меня в Калининграде оба родителя — они уже пенсионеры — заболели коронавирусом, и мне нужно было приехать, чтобы проведать их. Тогда мне помогли в нашем агентстве по международным и межрегиональным связям. Подсказали, что на сайте правительства можно написать письмо и попросить многоразовый выезд из Калининграда, чтобы не летать самолётом и не иметь лишних проблем. Я написала, и буквально в течение двух недель у меня этот вопрос решился. Пришло уведомление от правительства, что они передали этот вопрос на рассмотрение в Роспотребнадзор, потом пришло письмо от Роспотребнадзора, что они не имеют претензий, потом — от правительства. Насколько я знаю, другим калининградцам, которые оказались в подобной ситуации, тоже удалось решить проблему таким способом. Примерно в то же время моя знакомая писала письмо в правительство для своего мужа, и ему тоже дали разрешение.
Работодатель в Польше входит в положение и понимает, что никто не рассчитывал, что всё это так долго продлится и что будут такие препоны.
В Польше я живу в городе Быдгощ. Выезжала поездом до Гданьска, а из Гданьска — рейсовым автобусом, который довозит до границы. В принципе, до коронавируса я этим же путём и ездила, потому что на машине получается немножко дольше: с границей это было пять-шесть часов. Билет до Гданьска стоит 50 злотых, то есть около тысячи рублей, и 1500 рублей — поездка на автобусе от Гданьска до Калининграда. Плюс ещё нужно оплатить тест на коронавирус по приезде в Калининград в течение трёх дней.

Возможность многоразового въезда и выезда появилась, но в силу ограничений физически нереально кататься часто. Работодатель в Польше входит в положение и понимает, что никто не рассчитывал, что всё это так долго продлится и что будут такие препоны. Мне дают вариант хотя бы раз в несколько месяцев взять неделю-две выходных и выехать. Сейчас, может быть, раз в три месяца приезжать домой — это будет хороший вариант, потому что просто финансово дорого выходит. Летний отпуск у меня, скорее всего, будет в Калининграде.
ЕКАТЕРИНА
жительница Калининграда, уехавшая в Германию
Последний раз я была в Калининграде в августе-сентябре 2019 года. После введения ограничений у меня есть возможность приехать один раз, но я её пока не использовала. Всегда есть страх, что ты сейчас вот этот один раз приедешь просто так в отпуск или в гости, а потом, когда случится что-то серьёзное, например, не дай Бог, моя мама в Калининграде заболеет коронавирусом или ещё что-нибудь в таком духе, я уже не смогу приехать. Моя мама навестить меня не имеет возможности, потому что у меня не ПМЖ, а пересечь границу с Польшей сухопутно граждане России могут только в том случае, если у родственников либо гражданство ЕС, либо ПМЖ в ЕС. Поскольку у меня был студенческий вид на жительство, а сейчас — вид на жительство, связанный с работой, но он всё ещё ограничен по времени, мама может приехать только самолётом через Москву. Во всяком случае, это та информация, которую перед Новым годом, как раз перед праздниками, она получила от пограничного управления Калининградской области.

Лететь через Москву — слишком сложно. Сейчас очень ограничено авиасообщение между Москвой и Берлином и между Санкт-Петербургом и Берлином, как, в принципе, с любыми европейскими городами, и пересадки очень неудобные. Когда мы смотрели билеты, пересадки были по 18 часов или по 24 часа. Либо нужно было менять аэропорт, например лететь из Калининграда до Внуково, а в Берлин — через шесть часов из Шереметьево. Для меня коронавирус — это очень серьёзная тема. Я считаю, что с этим не стоит шутить, поэтому для меня было очевидно, что одно дело, если моя мама будет сидеть в каком-то евротакси с тремя-четырьмя другими людьми, и совсем другое — если она будет сидеть в самолёте, потом пересаживаться в аэропорту, ехать на общественном транспорте в Москве из одного аэропорта в другой, потом сидеть в другом самолёте. Мне показалось, что это просто неоправданный риск.

Для авиаперелётов тоже были совершенно разные правила. Насколько я поняла, если ты летишь из Калининграда в Москву, то там всё проще, а когда ты вылетаешь за границу, нужен тест на коронавирус, сделанный не позднее чем за 24 часа до вылета. Но ты 24 часа сидишь в аэропорту на пересадке, и это просто очень сложно. Я, например, из Германии вообще не могла понять, где ты должен сдавать этот тест, если у тебя пересадка 24 часа в аэропорту. Получалось, моей маме, чтобы прилететь ко мне, нужно было потратить полтора-два дня с непонятным исходом, потому что из-за теста я вообще не была уверена, что всё так получится с логистикой, что она успеет сесть на второй самолёт.

Последний раз мы виделись зимой 2020 года в январе. Она приезжала в Берлин, и 8 января 2020 года, когда появились первые сообщения о коронавирусе, она вернулась в Калининград. Потом мы планировали встречу в конце марта в Риге, чтобы я прилетела туда из Берлина, а она доехала на автобусе, но как раз за несколько дней до этого Берлин был признан зоной риска, и я уже не могла никуда выехать. Соответственно, автобусы из Калининграда потом тоже были отменены. Пока мы общаемся по скайпу.
У меня есть просто страх, что я приеду в Калининград и заболею коронавирусом. В этом плане в России, как мне кажется, больше рисков в связи с ситуацией с нашей медициной.
Мы планировали увидеться летом 2021 года, но я, если честно, не очень уверена, что получится. Если в России ситуация с прививками, насколько я поняла из новостей, не очень проблематичная и прививочная кампания идёт своим ходом, то я, например, в Германии буду ждать своей очереди на прививку до конца 2021 года.

Здесь очередь на вакцинацию формируется строго по возрасту. То есть изначально стали прививать людей старше 85 лет, затем — группу от 80 до 85, теперь постепенно выходят на очередь люди старше 65 лет, то есть это всё пенсионеры. Основанием для такого решения была оценка рисков. Прививать стали в первую очередь те группы населения, у которых риск тяжёлого заболевания и, соответственно, смерти очень высокий. Сейчас идут споры о расширении прививочной кампании. Стараются постепенно начать вакцинацию так называемых релевантных для системы профессий. Например, начинают прививать учителей, работников детских садов и медицинский персонал. В январе-феврале их не прививали.

До лета я не успею привиться, сто процентов. Поэтому, с одной стороны, есть вопрос, смогу ли я вообще доехать и пересечь границу. С другой, если честно, я не хочу ехать в Россию, потому что я знаю, что люди не носят маски, что все магазины и рестораны открыты, что люди ведут себя не очень осознанно и осторожно. У меня есть просто страх, что я приеду в Калининград и заболею коронавирусом. В этом плане в России, как мне кажется, больше рисков в связи с ситуацией с нашей медициной. В принципе, если бы я захотела приехать, я бы могла, но мне очень страшно заболеть и оказаться вот в этой российской системе здравоохранения, когда ты вообще не знаешь, будут ли тебя лечить, и если да, то как и где. У меня есть очень много знакомых, которые поехали в Россию навещать родственников, заболели, и всё закончилось не очень хорошо. Многие заболели очень тяжело.

Я думаю, что пока мы с мамой будем просто общаться по скайпу. Мы так же праздновали Новый год. Я сделала видеоконференцию. Конечно, это было очень грустно, потому что у нас в семье принято встречать Новый год вместе. Я начала особенно сильно скучать по дому приблизительно с октября, когда уже прошёл год с тех пор, как я не была в Калининграде. Если бы была какая-то перспектива, например, было бы точно известно, что границы откроют летом 2021 года, то можно было бы потерпеть — ты просто знаешь, чего ждать. Ты знаешь, что ты подождёшь три месяца или полгода — и уже можно будет дальше планировать свою жизнь, путешествия, отпуск, видеться с родственниками и с друзьями. А когда ты не знаешь, когда всё вернётся на круги своя, это, конечно, очень тяжело. Я думаю, для моей мамы это тоже очень серьёзный вопрос, потому что я единственный ребёнок в семье, ей хочется со мной увидеться. Будем смотреть. Надеюсь, что со временем начнёт летать больше самолётов и можно будет как-то решить вопрос с тестом, или с пересадкой, или с прививкой. Если мама, например, сделает прививку «Спутником», то она сможет просто без каких-то дополнительных бюрократических процедур сесть на самолёт.
ИВАН СОЛОВЬЁВ
бывший студент, живёт в Польше
Я въехал в Польшу в пятницу 13 марта 2020, а буквально два-три дня спустя закрылись границы, и они, собственно, закрыты до сих пор. Прошел год. Символом этого странного года для меня стали автомобильные шины.

Учась в Гданьске, я постоянно ездил в Калининград, чуть ли не каждые выходные. По два-три раза в месяц это точно. В марте 2020-го я приехал в Польшу на зимней резине; границу закрыли, но я все ждал, когда смогу снова поехать в Калининград ее поменять. В итоге на зимней резине я проездил все лето. Я ее не поменял в Польше банально из-за того, что у меня есть комплект шин в Калининграде и мне не хотелось покупать новый тут. Тем более что пандемия и закрытие границ повлияли и на мою финансовую ситуацию. Раньше я работал в ресторанном бизнесе, но в Польше, кроме короткого времени летом, рестораны практически весь год оставались закрытыми, работая только с доставкой. Плюс, когда ездил туда-обратно в Калининград, я брал пассажиров через Blablacar и таким образом тоже немножко подрабатывал. Так что обе ветви моей деятельности оказались абсолютно проигрышными в условиях пандемии, и мне пришлось тут перестроить стиль жизни и работы.

До осени 2020 года у меня была польская студенческая виза, и в конце концов перед окончанием ее срока действия я поехал в августе в Калининград на две недели. Один раз Россия впускает и выпускает; это потом, если во второй раз ехать, начинаются всякие сложности. Тогда, в августе, я поменял зимние шины на летние, опять надеясь, что к декабрю все будет более менее нормально и я смогу поехать поменять их обратно. Этого не случилось, да и еще зима в этом году нас удивила — кого как, но меня с летней резиной, конечно, не очень приятно. Сейчас уже март, и в первый раз за этот год я чувствую себя готовым к весне и лету. В плане резины, конечно.
Этот год для меня все резко поменял, вынудил принимать решения, которых, возможно, я бы не принял в другой ситуации.
После того как я вернулся из Калининграда в августе, возникла путаница с визами. Вроде в Польше говорилось о продлении виз для находящихся в стране иностранцев, которые не могут поехать домой, но мне не удалось подтвердить эту информацию. На границе мне польские пограничники очень разные вещи говорили на этот счет. В итоге я решил подать заявление на вид на жительство. Пока жду решения, я могу здесь нормально жить.

Этот год для меня все резко поменял, вынудил принимать решения, которых, возможно, я бы не принял в другой ситуации. Есть, конечно, плюсы. Из-за того, что я не ездил в Россию и оставался на месте, я стал больше работать тут. Прошлой весной сосредоточился на дипломе, написал и защитил его. У меня сильно вырос уровень владения польским языком, я стал больше общаться и сам замечаю разницу.

Конечно, я очень хочу домой, скучаю по своим привычным делам, по семье. Это тяжело морально — ты скучаешь и по тебе скучают. Вообще для людей из Калининграда, которые, как и я, по разным причинам оказались в Польше, закрытие границ и те правила, которые появились, — это абсолютный шок. Да, вроде бы ты живешь себе здесь спокойно, несмотря даже на пандемию со всеми ее тяготами, но ты все равно гражданин России, у тебя есть дела дома, есть вопросы, которые надо решать. Как будто началась другая жизнь. Верю, что очень скоро все это закончится и мы более-менее вернемся в прежнее русло. Но точно так же, как раньше, уже никогда не будет. Я думаю, что люди это понимают. Коронавирус показал, что можно, а чего нельзя делать с людьми, и оказывается, что много чего можно.
РОМАН ПРАВОТОРОВ
организатор трансферов в Европу
До закрытия границ мы возили на легковых автомобилях по два-три человека, как правило, это были семьи. Самыми популярными направлениями были аэропорты в Варшаве и Гданьске. Трансферы мы выполняли регулярно, день ото дня. Какие-то заказы у нас были собственные, какие-то — от туристических агентств. Самым востребованным направлением был и сейчас остаётся Гданьск, потому что это близко, а значит комфортно. Потом шла Варшава — аэропорт Модлин, потому что оттуда улетают лоукостеры.

После введения ограничений мы подстроились под обстоятельства, организовали комбинированные трансферы. Дополнительных вложений не потребовалось, это больше организационные вопросы — договорённости, отлаживание процесса. Они заняли определённое время. Затраты были на рекламу — она всегда двигатель прогресса, и от неё напрямую зависят доходы. В основном даём рекламу в интернете, конечно, потому что она лучше всего работает.

До пандемии турагентства, например, продавали туры непосредственно водителям за комиссионные. Когда у нас были излишки, мы тоже могли отдать какому-то водителю заказ за комиссионные. Сейчас вполне успеваем и имеем желание выполнять трансферы самостоятельно. Пока нет излишков как таковых.

Большая часть пассажиров сейчас — это люди, у которых есть второе гражданство или вид на жительство. Супруги ездят друг к другу, дети — к родителям. Другая часть клиентов уезжает из России на работу.
Доходы, если сравнивать с тем, что было до пандемии, у меня и у тех ребят, которые продолжили предлагать эту услугу сейчас, даже увеличились.
Если говорить о популярности комбинированных трансферов, то самый пик пришёлся на начало пандемии — весну и лето, потом пошёл спад. Осень в этой сфере всегда низкий сезон, можно сказать, мёртвый. Потом он вроде как восстанавливается. Сейчас вроде есть намёки на восстановление, но опять же, пустили автобусы (из Калининграда в Польшу, — прим. «Нового Калининграда»), они взяли на себя какой-то объём людей, которые не могут себе позволить более дорогой вариант, но при этом более индивидуальный, комфортный. У некоторых водителей, у которых есть два гражданства, появилась возможность ездить «насквозь» через границу.

Доходы, если сравнивать с тем, что было до пандемии, у меня и у тех ребят, которые продолжили предлагать эту услугу сейчас, даже увеличились. На тот момент на рынке было очень много предложений, в том числе за счёт частников и тех людей, которые могли подвозить других путешественников за продуктами за небольшие деньги. Мы на этом теряли, и цена падала. А сейчас эту услугу предлагает очень ограниченное количество людей, и спрос распределяется среди них. Но цена всё равно упала по сравнению с летом, в том числе из-за того, что предложений становится больше. Здесь много факторов повлияло: автобусы пустили, кто-то стал самостоятельно строить маршруты, самолёты в конце концов пустили.

Насчёт этого года предположения об открытии границ есть — мы, как и все, читаем новости. Возможно, сейчас введут эти паспорта вакцинации. В целом вакцинация пройдёт, и, может, как-то потихонечку привитых начнут куда-то пускать. Летом я сомневаюсь, что активно будут открывать границы. Это пора отпусков, когда все начинают двигаться, а во время пандемии это не самое лучшее, что может быть. Людям, наоборот, надо немножко не двигаться. Может быть, после лета уже. Хотелось бы, конечно, чтобы открыли границы, несмотря на то, что доходы упадут. По-человечески просто.

АЛЕКСЕЙ СТРОКС
организатор поездок на концерты за рубеж
Организация поездок на музыкальные мероприятия была одним из моих основных заработков. До пандемии было как минимум две-три поездки в месяц: вся Прибалтика, Польша и Германия. Мы возили от восьми-десяти человек до пятидесяти в зависимости от масштаба мероприятий.

Переориентироваться после закрытия границ было сложно. Пришлось развивать другое направление: мы сейчас занимаемся поездками по области. Это не музыкальные поездки, а туристические. Сейчас в Калининградской области много туристов, этим летом их обещают максимальное количество, поэтому спрос на такие путешествия есть.
К нормальному образу поездок, как это у нас было раньше, в ближайшие два-три года мы не вернёмся.
Я думаю, бизнес, связанный с организацией поездок на концерты, в ближайшие года два-три точно не оживёт. Даже если границы откроются в 2022 году, то будет ряд условий для выезда. То есть мы не сможем спокойно получить мультивизу на пять лет, как мы раньше это делали, и ездить. Скорее всего, будут выдаваться разовые визы под определённые поездки, потому что надо будет предоставлять тест на «ковид» либо сертификат вакцинации. «Срок годности» вакцинации — полгода, поэтому визы, скорее всего, будут выдаваться максимум на полгода, на срок действия прививки.

К нормальному образу поездок, как это у нас было раньше, в ближайшие два-три года мы не вернёмся. Границы-то, может быть, откроют, но вопрос в доступности этих границ. Свободы выезда, как это у нас было — на выходные в Польшу, — не будет, я думаю.
ВАЛЕРИЙ ФИЛЮШИН
до закрытия границ часто ездил в «большую Россию» на автомобиле
У меня дочка живёт в Санкт-Петербурге, и до закрытия границ мы часто ездили туда на машине — когда захотели, тогда и поехали, один-два раза в год. Ехать — в районе 15-18 часов, в зависимости от прохождения границы. Как правило, мы выезжали из Калининграда в ночь, часов в одиннадцать-двенадцать, и где-то в три-четыре часа дня уже были в Петербурге. Границу Россия — Литва обычно проходили быстро, Латвия — Россия — тоже быстро. Единственное, на обратном пути приходилось стоять на литовско-российской границе в Советске. Там даже если не было очереди, литовские пограничники почему-то не запускали.

Если вдвоём лететь самолётом, выходит дороже. До Питера 1100 километров из Калининграда. Бензин раньше стоил пусть 40 рублей за литр — бака мне практически хватало, литров 90 тратилось. Это четыре тысячи рублей. Плюс страховка стоила под тысячу. То есть в пять тысяч мы укладывались.
Теперь машину хоть продавай, потому что кататься только по области можно.
Но на машине путешествовать не только дешевле, но и интереснее. По времени мы не были регламентированы — когда захотели, тогда и остановились, что хотели, то и делали. Захотели — погуляли по Риге, переночевали в гостинице, поехали дальше. Очень удобно.

Сейчас в Петербург — только самолётом. Очень неудобно. Когда ещё не было всех этих ограничений, мы как-то 1 января сидели с женой, нам было грустно, и она говорит: «Может, поедем к дочке? Побудем на даче под Петербургом». Я говорю: «Да поехали». Сели в машину, поехали. Нежданно-негаданно приехали к дочке на дачу. Она, конечно, была очень удивлена.

На автомобиле мы путешествовали и в сторону Москвы, и к моим родителям в Брянск, ездили в Болгарию. Теперь машину хоть продавай, потому что кататься только по области можно.
Литва
Истории граждан Литвы, которые раньше часто посещали Калининградскую область
АЛЛА
гражданка литвы
У нас трое детей, и выезжать с ними в путешествия куда-то далеко нет возможности. Средний сын занимается хоккеем. Его команда играла в калининградской лиге, и лет восемь назад мы систематически, скажем так, начали приезжать в Калининградскую область. Матчи были примерно каждый месяц. Потом мы с мужем стали ездить вдвоём, чтобы провести время с друзьями — минимум раз в два месяца, обычно на выходные.

Мы ездили на машине на день-два или два-три дня, чаще всего через Куршскую косу. По деньгам выходило не очень дорого с учётом разницы в стоимости бензина в Литве и в Калининградской области. На обратном пути мы заливали у вас полный бак. Последний раз мы были в Калининградской области в декабре 2019 года или в начале 2020-го, я уже сейчас даже не помню.

Для нас этот отдых вдвоём был как глоток свежего воздуха. Мы очень своеобразная семья и находим у вас очень много интересных вещей. Плюс к этому сравнительно низкие цены: в 2019 году я праздновала день рождения в Калининграде — в Литве за столик на такое количество людей в ресторане пришлось бы заплатить раза в четыре больше.
Старший сын у нас учится на третьем курсе в Москве, и он тоже уже как год не выезжает в Россию, занимается дистанционно. Ему необходима будет практика в РФ, и как это делать, пока неизвестно.
Когда ввели все эти карантины, конечно, все наши поездки прекратились. Старший сын у нас учится на третьем курсе в Москве, и он тоже уже как год не выезжает в Россию, занимается дистанционно. Ему необходима будет практика в РФ, и как это делать, пока неизвестно.

Конечно, люди уже устали от ограничений. Я работаю тренером по фехтованию в литовской школе, и мои ученики уже год без тренировок из-за карантинных мер. Очень переживаю, не знаю, что будет дальше. Мои дети тоже без тренировок: до коронавируса младший сын начал ходить на хоккей, отзанимался год, а потом всё. Дочка занимается гимнастикой по Zoom — ну хоть так.

Честно говоря, я очень жду, что откроют границы и мы сможем опять поехать в Калининградскую область. То, что мы не имеем возможности отдохнуть там, побыть среди близких друзей, конечно, очень тяжело.
ГЕОРГИЙ
гражданин литвы, живёт в Германии (имя изменено по просьбе собеседника)
За этот год мне удалось приехать в Калининградскую область два раза: летом, в июле, и зимой, на Новый год. Первый раз я пересёк границу по суше. Я приехал в Литву и перешёл из Панемуне в Советск. Сухопутным образом я мог приехать в область только один раз.

К воздушным границам это ограничение, как известно, не относится, поэтому зимой я решил полететь в Калининград с пересадкой через Москву. Это, конечно, сложно и дорого. Перед тем как ехать в Россию, нужно было сделать ПЦР-тест. Граждане РФ могут протестироваться прямо в Шереметьево, а иностранцев без этого документа даже на самолёт не зарегистрируют, я его делал в Германии.

Если учесть стоимость теста и билетов, то сейчас поездка в Калининград из Европы по стоимости приближается к поездке в Сингапур в «доковидные» времена. Зимой ПЦР-тест мне обошёлся в Германии в 130 евро — сейчас цены несколько снизились, но всё равно стоимость высокая: 70-100 евро в зависимости от города. Билеты на самолёт в предновогодний период тоже стоили дорого. Они обошлись мне в 570 евро в обе стороны. За 700 евро до коронавируса можно было слетать в Восточную Азию.
Надеюсь, что в Евросоюзе, возможно, зарегистрируют российский «Спутник V» или дадут возможность привиться каким-нибудь другим способом и проведут массовую вакцинацию.
По времени, если считать от аэропорта до аэропорта, у меня это заняло часов семь-восемь. Три с половиной часа — из Берлина до Москвы, пересадка два часа и перелёт из Москвы до Калининграда часа полтора.

Из документов помимо теста ничего дополнительно не потребовалось. У меня пока ещё действует российский вид на жительство, потому что я жил в России до определённого момента. Он полностью заменяет визу и даёт право въезда. Сложностей во время поездки не было, но сотрудники авиакомпании внимательно изучали мои документы в берлинском аэропорту. Я думаю, что просто большинство людей, которые едут в Россию, — это граждане РФ, а когда иностранный гражданин с видом на жительство и ПЦР-тестом приходит регистрироваться на рейс — это не такой распространённый сценарий.

В 2021 году я, конечно, тоже планирую приезжать в Калининградскую область. Надеюсь, что в Евросоюзе, возможно, зарегистрируют российский «Спутник V» или дадут возможность привиться каким-нибудь другим способом и проведут массовую вакцинацию. Это даст возможность всем наконец путешествовать. Некоторые страны, я видел, уже вводят правила, которые позволяют привитым въезжать. Я думаю, что Россия и другие страны последуют этому примеру. Пока широким массам населения прививка в Германии недоступна.
Польша
Истории жителей Польши, чья жизнь и работа связаны с Калининградом
ПАУЛИНА СИГЕНЬ
журналист-фрилансер, сотрудничает с крупнейшими изданиями польши
Летом 2019 года, то есть где-то за восемь месяцев до начала пандемии, я временно переехала в деревню в регионе Подляшье, где у нас с мужем деревянный дом. Спустя год мы планировали вернуться в Гданьск, чтобы дальше здесь жить и работать. С момента переезда я не бывала в Калининграде и поначалу считала это даже разумным изменением привычного стиля жизни, нужным перерывом. На протяжении многих лет я ездила из Гданьска в Калининград так часто, что сбилась со счёта этим поездкам.

В то время я писала о Калининграде книгу — сборник текстов в смешанном жанре, иногда более репортерских, иногда более в духе эссе. В деревне я собиралась закончить работу над ней и приступить к другим проектам. До марта все шло по плану, но закрытие границ из-за пандемии вызвало у меня странные чувства. Одно дело — не ехать в Калининград потому, что не хочешь, и совсем другое — потому, что нельзя. Помню, что когда мы общались с калининградскими друзьями тогда, в марте, я всем с абсолютной уверенностью повторяла, что все это ненадолго. Я была даже готова поспорить, что не позднее осени все вновь придет в норму, а для себя решила, что после летних каникул обязательно поеду в Калининград — ранней осенью там очень красиво и приятно.

Прошел год, граница по-прежнему закрыта, пандемия в Польше в разгаре, и ситуация в стране крайне напряжена. Из деревни обратно в Гданьск мы с мужем пока так и не переехали, работаем удаленно. Возможность жить в глуши рядом с границей с Белоруссией оказалась для нас большим преимуществом — мы не сильно ощущаем эффекты от локдаунов и ограничений. Правда, стало совсем непонятно, когда мы переедем обратно в Гданьск, и, честно говоря, я начала сомневаться, наступит ли вообще такой день. Нет, я верю, что все рано или поздно станет нормально, не разделяю апокалиптических настроений части общества. Просто для меня жизнь в деревне стала настолько привычной, что я прекрасно могу себе представить, что через год-два мне просто не захочется никуда отсюда переезжать.
Калининград стал для меня каким-то фантастическим местом, словно из русских народных сказок. Ты знаешь, что он есть, но не можешь его увидеть. Порой я стала даже сомневаться в подлинности собственных воспоминаний оттуда.
У меня стали возникать сложности с окончанием работы над книгой. Кажется, что неопределенность, вызванная в том числе закрытием границ, повлияла на мои представления о городе и регионе. Калининград стал для меня каким-то фантастическим местом, словно из русских народных сказок. Ты знаешь, что он есть, но не можешь его увидеть. Порой я стала даже сомневаться в подлинности собственных воспоминаний оттуда. Все эти чувства приходится прорабатывать внутри себя и, соответственно, вносить некоторые правки и дополнения в текст. Безусловно, я сильно скучаю по Калининграду и по калининградским друзьям. Эта разлука, сначала добровольная, а затем вынужденная, позволяет мне переосмыслить то, насколько Калининград повлиял и сформировал меня, насколько он стал важной частью моей жизни. Но сейчас я уже не строю никаких планов — живу той жизнью, которая у меня есть, и просто жду. Как только появится возможность, я точно поеду в Калининград.

Я пообщалась с людьми в Польше, которые, как и я, в силу разных причин связаны с Калининградом и, как и я, оказались от него отрезаны. В этих разговорах несколько раз проскользнула мысль, что так, как раньше, уже никогда не будет. Возникают опасения насчет того, какой будет визовая политика после пандемии, будут ли въезд и выезд такими же свободными, как раньше (да, теперь многим кажется, что правила пересечения границы, которые действовали год назад, были очень свободными). Беспокоит и то, что угрозы, связанные с пандемией, еще очень долго могут быть предлогом для действий политического характера, и что понятным образом свобода перемещения станет их первой жертвой. Я все-таки надеюсь, что таких обидных для нас всех, по обе стороны границы, сюрпризов не случится.

Думаю, что когда я приеду в Калининград после того, как закончится эпидемия, то много чему удивлюсь. Да и калининградцы, которые, наверное, снова станут ездить в Польшу, тоже будут удивлены. Никто из тех, с кем я поговорила, не сомневается, что прежде всего наших соседей сильно и неприятно удивят цены. Пусть это не звучит как угроза, но Польша уже во многом не та, что прежде.
ЮСТЫНА ЛИГУЗ
Квидзын, НКО «Квидзынская культурна ассоциация»
Как Квидзынскaя культурная ассоциация мы сотрудничали с калининградским музеем «Альтес Хаус», с замками Шаакен и Вальдау. Мы обменивались опытом, и это было очень полезно, тем более что в Квидзын тоже приезжало все больше российских туристов, чему мы были, собственно, очень рады и старались от наших коллег узнать побольше насчет обслуживания туристического потока из России. Вместе мы организовывали различные курсы и семинары.

Примерно за полгода до начала пандемии состоялся последний из таких семинаров. Сейчас контакты фактически прервались, по крайней мере на профессиональном уровне, так как граница закрыта, туристов нет, и нам друг к другу тоже нельзя приехать. Конечно, за многие годы общения некоторые профессиональные связи переросли в дружеские, и мы общаемся через WhatsAPp и Viber. Когда общаюсь с друзьями оттуда, у меня ощущение, что с эпидемией в Калининграде справляются лучше, чем у нас в Польше; я даже завидую, когда вижу, что у них работают кинотеатры, рестораны.
Когда общаюсь с друзьями оттуда, у меня ощущение, что с эпидемией в Калининграде справляются лучше чем у нас в Польше; я даже завидую, когда вижу, что у них работают кинотеатры, рестораны.
Пока не строим особых планов, связанных с проведением общих проектов и мероприятий. Ждем какой-то развязки, хотя бы ориентировочной даты открытия границы. В рамках проекта, в котором я участвую вместе с ассоциацией «Польские готические замки», у нас в замке в Квидзыне прошла конференция, после которой должны были состояться две поездки в Россию. Сейчас непонятно, сбудутся ли эти планы вообще. Да, еще вместе с Детской школой искусств в Зеленоградске мы провели онлайн-мастер-класс, посвященный рождественским традициям — это единственное, что нам удалось сделать удаленно.

Эффект от закрытия границ я ощущаю и в ином профессиональном измерении. По образованию я историк, а моя деятельность связана с историческим наследием. Мне крайне интересны новые публикации по истории региона, а по сути мы все — и поляки, и калининградцы — живем на территории одного исторического региона — Пруссии. Вышла, например, книга Анатолия Бахтина про Тевтонский орден (книга носит название «Немецкий орден» — прим. «Нового Калининграда») — я бы очень хотела с ней ознакомиться, но фактически книга мне сейчас просто недоступна.
АННА КЕТУРАКИС
Управление города Гданьска, отвечает за связи и проекты с
городами-побратимами и сотрудничество с городами Восточной Европы
Мы стараемся придумывать и поддерживать проекты, которые можно провести онлайн, чтобы совсем не потерять контактов и связей.
С моими калининградскими коллегами поддерживаем контакт, стараемся сохранить базовое общение, пусть даже это всего лишь поздравления с праздниками и юбилеями. Вот сейчас перед католической Пасхой мы традиционно отправили открытку в Калининград, и не сомневаюсь, что к православной Пасхе к нам придет открытка из Калининграда — точно так же, как и в предыдущие годы. Но что касается проектов, то большинство из них просто приостановились. Нет возможности продолжать, допустим, школьный обмен или организовывать спортивные соревнования — футбольные или хоккейные, что мы раньше делали. Мы стараемся придумывать и поддерживать проекты, которые можно провести онлайн, чтобы совсем не потерять контактов и связей. Например, одна из местных НКО выступила с предложением организовать онлайн-викторину про Калининград и Гданьск.

Я рада, что наши партнеры из Калининграда, несмотря на ситуацию, тоже предлагают идеи для сотрудничества. Вот недавно поступило предложение вместе поучаствовать в одном из проектов Европейской трансграничной программы. Посмотрим, удастся ли это сделать, не имея непосредственного контакта, без возможности личной встречи.

Безусловно, мы все скучаем по «нормальности» и не можем дождаться, когда наши проекты снова будут реализовываться вживую, когда мы, наконец, сможем поехать друг к другу в гости, как это бывало раньше.
АННА КРУЧИНСКАЯ
модель, родители которой живут в смешанном браке, выросла в
Бранево, живет в Гданьске
Так получилось, что год назад я сделала новую российскую визу и даже не успела ее открыть. Родню со стороны мамы, которая живет в Калининграде, я последний раз видела год назад в конце февраля, тогда они к нам приезжали в гости. Бабушка, к счастью, неплохо разбирается с современными технологиями, и мы общаемся в основном через Viber, созваниваемся на камеру. Но тяжело, конечно. У дедушки должна быть операция, а нам туда нельзя поехать. У мамы нет российского гражданства, и она приложила очень много усилий, чтобы сделать сейчас визу и попробовать поехать. Вроде с кучей документов, в том числе подтверждающих, что она— дочь своих родителей, со всякими свидетельствами о рождении и о браке она должна попасть туда, в Калининград. Но посмотрим. Мне кажется, что все равно мне и маме это все дается легче, чем бабушке и дедушке — им явно не хватает нашего физического присутствия, особенно сейчас, когда возникла необходимость операции.

Я связывалась с консульством в Гданьске, спрашивала, могу ли, если у меня есть виза, поехать в Калининград, я не смогла получить информацию. Мне сказали, что консула нет на месте, надо звонить в другой день. Когда мама с ними связывалась, у нее тоже возникали постоянные сложности. Поступает много противоречивой информации насчет того, кто и как может границу переходить. Причем переходить буквально, пешком.
В Бранево есть люди, которые живут «границей». Им всем, в принципе, пришлось поменять профессию.
В Бранево есть люди, которые живут «границей». Им всем, в принципе, пришлось поменять профессию. Кто-то возил бензин, кто-то, наверное, и контрабандой занимался, но есть же еще и пункты обмена валют, есть те, кто страховки продавал, не говоря уже о магазинах, многие из которых строились с расчетом на клиентов из Калининграда. В Бранево ведь целых три «Бедронки»! Это слишком много для нашего городка и окрестностей. Недавно перестраивали «Лидл», увеличивали его площадь. Но там не так много клиентов сейчас. У меня нет данных, но думаю, что обороты розницы упали ощутимо.

Когда я была недавно в Бранево, один из моих знакомых расспрашивал меня, знаю ли я кого-нибудь, у кого есть доступ к российскому бензину. В Польше бензин в последнее время подорожал, а рубль, наоборот, подешевел, и, наверное, много кто скучает по заправкам на калининградской стороне. Но если я к бабушке с дедушкой не могу поехать с визитом, то неужели могу знать о том, как возить бензин через закрытую границу?!
© 2021, «Новый Калининград»

Авторы: Елена Калугина, Паулина Сигень
Визуализация: Татьяна Зиберова
Главный редактор: Денис Туголуков
Выпускающий редактор: Оксана Шевченко
Фото: Виталий Невар, Алексей Милованов, Денис Туголуков / Новый Калининград
Lāsma Artmane, Markus Spiske, Mareks Steins / Unsplash