спецпроект «нового калининграда.Ru»
Долгий путь
в янтарные палаты
Рассказ о выставке не имеющих аналогов в мире работ, которая проходит в калининградском Музее янтаря.
О безуспешных поисках легендарной Янтарной комнаты, исчезнувшей в ходе Второй Мировой войны, слышали, наверное, все калининградцы без исключения. В 2003 году руками отечественных мастеров уникальные панели, вывезенные из Екатерининского дворца в Царском селе нацистами, были воссозданы в полном объеме. На это потребовалось почти четверть века и огромный труд резчиков по янтарю мирового уровня. Один из них — Александр Крылов, Заслуженный художник России, резчик по янтарю высшей категории. Его работы представлены в эти дни на выставке в калининградском Музее янтаря. Спецпроект «Нового Калининграда.Ru» — о ней, а также о том, каким видят будущее янтарной отрасли в городе её организаторы.
Иконы и портреты, миниатюры и масштабные работы, Лев Толстой и Леонардо да Винчи, Ван Гог и Дали, Петр Первый и Екатерина Великая, Святой Георгий Победоносец и Святой Николай Чудотворец. Янтарь во всех его проявлениях, скульптуры, портреты, даже настоящая скрипка. На которой, как это ни удивительно, можно играть.
Но мощнее всего, как по масштабу, так и по силе художественного воздействия — иконы, выполненные в уникальной технике флорентийской мозаики.
Той самой технике, которую российские мастера под руководством ныне покойного реставратора высшей категории Александра Журавлёва применяли, когда восстанавливали Янтарную комнату в царскосельском Екатерининском дворце. Александр Крылов работал над Янтарной комнатой 24 года, а когда в 2003 году труд был завершён, стал её хранителем.
Триптих «Деисусный чин»
Работы двух российских мастеров, Александра Журавлёва и Александра Крылова, сейчас расположены в калининградском Музее янтаря по соседству. Галерея «Янтарный дом», значительная часть экспонатов которой — работы именно Журавлёва, была передана в дар музею фондом «Развитие благотворительных программ» из Санкт-Петербурга в 2013 году. В числе экспонатов — самая большая в мире мозаичная картина из янтаря, панно «Русь». Коллекция стала частью постоянной экспозиции Музея янтаря. А президент фонда Евгений Татузов, предложивший передать музею коллекцию стоимостью более ста миллионов рублей, стал в 2014 году лауреатом общенациональной премии «Меценат года. Год культуры-2014» и получил высокую награду из рук министра культуры РФ Владимира Мединского.
Александр Крылов — мастер, обладающий тайнами колорирования янтаря, участник восстановления Янтарной комнаты — по сути, является ведущим в мире специалистом, работающим с янтарем. Техникой, которой обладает Крылов, не обладает никто. Он готов делиться своим опытом с молодым поколением мастеров. Александр Крылов вместе с Евгением Татузовым были инициаторами создания Янтарных палат в калининградской башне Врангеля — и очень прискорбно, что этот проект по неясным причинам забуксовал.

Евгений Татузов
президент фонда «Развитие благотворительных программ»
Сейчас в нашем музее прекрасный букет выставок: "Янтарь Александра Крылова" и конкурсная экспозиция "Архитектурная летопись мира" в рамках международного биеннале авторских работ из янтаря "Алатырь". Хочу процитировать одного из кураторов биеннале Конрада Лаймера, он сказал Александру Крылову в глаза: "Ты — гениальный художник, такого в мире больше нет". Работы Крылова производят грандиозное впечатление. Эта выставка — планетарного значения, единственная в своем роде, и это определяющий фактор в ее восприятии.

Татьяна Суворова
директор Музея янтаря
Коллекция работ Александра Крылова — второй этап в большом проекте создания целостной галереи шедевров янтарных мастеров и нового шага в развитии янтарной отрасли региона. Проект под общим названием «Янтарные палаты» — попытка создать на базе башни «Врангель» грандиозную экспозицию, отражающую все этапы развития России на протяжении последних четырёх веков. «Начиная с XVII века, заканчивая XX веком... Плавные переходы, с резьбой, с ковкой. Там разместились бы коллекции работ Александра Журавлёва, Александра Крылова и других талантливых мастеров. И на базе этого проекта Крылов и другие авторы могли бы передавать молодым калининградским ювелирам свой опыт, создавая региональную школу обработки янтаря высшего уровня», — рассказывает Евгений Татузов. Проект, реализованный на базе калининградского Музея янтаря, объединил бы всех значимых российских мастеров в крупный художественный центр мирового масштаба.

«Когда я вижу, какой популярностью пользуется выставка Александра Крылова, как она органично находится в музейном пространстве, мне страшно думать о том моменте, когда мы будем вынуждены её демонтировать», — признаётся директор Музея янтаря Татьяна Суворова. Выставка «Янтарь Александра Крылова» — временная, она экспонируется на площадке музея до 3 октября, и какова дальнейшая судьба уникальных работ — пока неясно. Да и музей, по словам Суворовой, осиротеет. Без усилий меценатов вроде Татузова пополнение фондов работами российских мастеров происходит медленно. «Нам вообще нечем представлять Россию, — сетует Татьяна Суворова. — Понятно, что мы унаследовали богатую традицию, интересные изделия, и мы с этой темой работаем. Пишем книгу, посвященную Янтарной мануфактуре. Мы издали книгу, посвящённую Герману Брахерту, который работал художественным консультантом на Янтарной мануфактуре, книгу, о которой он мечтал при жизни. Мы в последние годы приобрели два изделия Брахерта из янтаря, это значимая победа с точки зрения коллекции. Но у нас вообще нет русской истории!»
Сегодня Музею янтаря остро необходимы новые выставочные площади. В 2013 году завершился процесс передачи Министерством обороны РФ в областную собственность здания бывшей Кёнигсбергской янтарной мануфактуры на улице Портовой. Планы были масштабными: зал, посвящённый истории мануфактуры, постоянная выставка «Шедевры галереи „Янтарный дом"», еще три выставочных зала, один из которых предполагалось сделать трансформирующимся. Кафе, музейный магазин, детский зал, архив и библиотека, мастерская по реставрации и консервации изделий из янтаря... Проект был продуман весьма детально, была разработана проектно-сметная документация, и, в результате, Калининград должен был обрести новое уникальное учреждение культуры с большим туристическим потенциалом. Однако всё, как всегда, упёрлось в деньги. Вначале сметная стоимость была сокращена госэкспертизой вдвое — с 600 до 300 млн рублей. А затем и эта, ополовиненная сумма не была включена в Федеральную целевую программу развития области. Проект, как и многие другие интересные инициативы, завис в воздухе, был «заморожен».
Альтернатива, при этом не требующая бюджетного финансирования — обустройство выставочной площадки в башне «Врангель», уже переданной в оперативное управление Музею янтаря. По словам Евгения Татузова, концепция обустройства Янтарных палат в башне была передана в правительство области год назад по просьбе самого правительства, затем — представлена на Первом янтарном форуме в Светлогорске в октябре 2016 года. «Если бы все пошло, как планировали, то к Чемпионату мира Башню Врангеля успели бы отреставрировать и сделать первые 100 квадратных метров "Янтарных палат", — говорит Татузов. — А в конечном итоге там разместилась бы новейшая и самая уникальная коллекция янтарных произведений искусства, объединенная единой концепцией, на площади более 1000 квадратных метров. Янтарную комнату в Царском селе посещают 2,5–2,7 млн туристов в год. Здесь было бы не меньше. Это проект, который в корне изменил бы жизнь Калининграда и области в целом». Вместо этого процесс забуксовал. Сейчас в правительстве рассматривают иное назначение башни «Врангель» — устроить там музей коньяка.

«Какими могли бы быть фрагменты Янтарных палат, мы видим на выставке работ Александра Крылова, — рассказывает директор Музея янтаря. — Сейчас в музее можно провести уникальное сравнение между работами Александра Журавлёва и Александра Крылова. Да, они разные, но выполнены в одной технике — мозаики. И берёт своё начало их техника в работе над возрождением Янтарной комнаты. Потому что и Журавлёв, и Крылов выросли, как художники, из Янтарной комнаты. И при создании Янтарных палат, проекта «История России XVII-XX вв» активное участие должны принимать калининградские художники, студенты местного художественно-промышленного техникума.
Сколько людей будут работать над этими произведениями — столько вырастет потом индивидуальностей, самостоятельных, ярких специалистов в области обработки янтаря. И это будет уже национальное достояние региона и России в целом».
О том, что станет с выставкой Александра Крылова после начала октября, когда время её экспонирования на нынешней площадке закончится, как Татьяна Суворова, так и Евгений Татузов говорят с грустью. Так как не исключают, что шедевры могут покинуть территорию России.«Десятки стран мира предлагают открыть музей наших работ у них на очень привлекательных условиях. Есть предложения от поляков, есть предложения из Китая, есть предложения от ювелирных компаний. Они просто хотят всё это купить, — говорит Татузов. — Для них это бренд, все говорят: "Продайте". Но я люблю свою Родину и хочу развивать отечественное искусство в своей стране. Печально, что региональная власть думает по-другому и абсолютно равнодушна к нашему проекту. Я продолжаю искать понимания, но если я его здесь не найду, возможно даже придется решать вопрос на федеральном уровне у самого Президента».

Евгений Татузов, президент фонда «Развитие благотворительных программ»
Выставка «Янтарь Александра Крылова» доступна посетителям Музея янтаря в Калининграде до 1 октября 2017 года.

© 2017, «Новый Калининград.Ru».
Текст, фото, вёрстка — Алексей Милованов.
Видео — sweetwed.ru.

Реклама.
0+