"В интересах революции": видео и репортаж "Афиши Нового Калининграда.Ru"

Блогер и путешественник Дмитрий Евсюткин и Алексей Милованов.
Блогер и путешественник Дмитрий Евсюткин и Алексей Милованов.

В минувшую пятницу 11.11.11 в «Рыбной деревне» было не только столпотворение невест и свадебных кортежей, в конференц-зале гостиницы «Гелиопарк Кайзерхоф» состоялся форум «Культурная революция», организованный интернет-сообществом «Чистый лист». Обсудить проблемы разнообразной культурной жизни Калининграда на форуме собрались литераторы, журналисты, художники, блогеры и даже несколько чиновников. Представители министерства культуры, чью деятельность пришедшие активно обсуждали, мероприятием пренебрегли, как и наиболее известные среднему калининградцу публичные участники светской хроники города. Зато большую активность проявили именно представители Калининграда литературного. Модерировал встречу главный редактор «Нового Калининграда.Ru» Алексей Милованов, а наблюдала за дискуссией «Афиша Нового Калининграда.Ru».

Разговор, как это полагается, начал модератор Алексей Милованов. Он поделился впечатлениями эдакого потребителя, полученными за прошедший год от происходящих в городе проявлений культурной жизни. Наиболее яркой ему показалась скандальная история с открытия в Калининграде радиостанции "Серебряный дождь", которая не получила распространения в СМИ. 

"Там, где были приглашены vip-персоны, видимо, потенциальные рекламодатели радиостанции. Но «Серебряный дождь» имеет формат, отличающийся от большинства российских fm-радиостанций, там пытаются иногда делать несколько больше, чем можно было бы от них ожидать. Представителям так называемого истеблишмента вряд ли понятны те вещи, которые пытаются на федеральном "Серебряном дожде" продвигать в эфире. На открытии гостям было предложено облачиться в фартуки и на больших холстах краской и кисточками рисовать всё, что им захочется. Кто-то рисовал логотипы своих компаний, кто-то пожелания, и всё это было очень богемно и красиво, а когда всех пригласили в зал, где Михаил Козырев и Фёкла Толстая рассказывали, чем замечательна их радиостанция, я решил покурить, так как всё это уже слышал на пресс-конференции. Тогда я увидел, как несколько молодых людей, пришедшие туда под видом журналистов, взяли краску, которая осталась и стали просто с размаху поливать те плоды, которые произвела на холстах наша богема. Их попытались арестовать или даже побить, но мне показалось, что это было проявление такого вполне себе современного искусства, причём социально ориентированного, чего, на мой взгляд, местному культурному сообществу не хватает".

Также Алексей Милованов затронул ещё одну проблему, демонстрирующую работу министерства культуры в Калининграде, вспомнив недавнее открытое письмо народного артиста России Валерия Алиева, в котором он обращается к губернатору. «Алиев в течение 19 лет проводил конкурс вокальных исполнителей "Янтарный соловей", конкурс был известен на всю страну и даже за пределами РФ, получал поддержку от власть имущих. В этом году Алиев попытался прийти на встречу с министром культуры областного правительства, но ему сказали: "Пожалуйста, в порядке общей очереди". Он пришёл к госпоже Кондратьевой, нашему министру культуры и изложил, что ждёт какой-то поддержки. Ему было предложено оставить заявку в порядке общей очереди, но больше всего его поразило, что и стало смыслом его открытого письма губернатора: министр культуры никогда не слышала про этот самый конкурс, хотя он проводился 9 раз в течение 19 лет».

Речь Алексея Милованова вызвала в зале разнообразную реакцию, но настроила пришедших на вполне дискуссионный лад. Первым выступающим сталIMG_8369.JPG председатель калининградской организации Союза российских писателей Борис Бартфельд. Больше всего Бартфельд в своей речи сетовал на отсутствие интереса губернатора к деятелям культуры, а также высказал своё мнение о избытке янтарного бренда.

"Я меньше всего годен для того чтобы открыть этот диспут - связано с возрастом: человек склонный к конструктивному решению вопроса. Всё же для революции нужно нечто другое. Речь идёт о революции в культуре, но не о кадровой революции в учреждении культуры. Есть много схем управления культурой, сегодня эта схема выбрана с точки зрения менеджера, а не деятеля культуры, хотя неизвестно, что лучше. Но, к сожалению, в понимании министерства культуры, культура – это только то, за что ими заплачено «бабло», грубоватая формула, но что проходит по разряду финансирования, то и есть культура. Творческие союзы не попадают в эту схему финансирования.

Я положительно оцениваю деятельность нашего калининградского правительства. И когда у нас проходила последняя инаугурация, в своём блоге на «Эхе Москвы» я говорил, что ожидал сильнейшего провала, но, надо отдать должное губернатору, этого провала не случилось, ему удалось многое удержать. Министр культуры работает в рамках, заданных губернатором. Николай Николаевич, по-моему, встречался уже со всеми: со спортсменами: с боксёрами, футболистами. С деятелями культуры он не встречался ни разу, и, думаю, что не будет. Это связано с недооценкой роли культуры.

Ваш пример, связанный с вокальным конкурсом - безусловно, трагическая ситуация, таких значимых явлений культуры в Калининграде не так много можно насчитать. Один из них - «Янтарный соловей», также  конкурс органистов, событие по которому нас знают в мире и ещё несколько примеров. Наше брендовое сознание сейчас склонно оценивать регионы по наличию таких брендов. А мы сейчас помешались на янтарном бренде, всё у нас янтарное – и соловей, и спорткомплекс, и волейбольная команда. Мне кажется, что надо шире смотреть на всё это. Жизнь культурная у нас достаточна богата – наше музейное и библиотечное сообщество – сильная штука. Надо делать революцию не среди тех, кто делает культурные проекты, а среди тех, кто должен их потреблять. Наше население не готово освоить даже то, что есть. Здесь нам ничего не добиться без участия СМИ".

После речи Бориса Бартфельда с подачи Милованова началась дискуссия о некой инертности калининградских литераторов, которые, не находя средств для издания и по правительственной программе, более не предпринимают никаких попыток продемонстрировать своё творчество читателям, хотя могли бы это делать посредством СМИ и интернет-пространства. На этом Бартфельд поделился своим разочарованием в интернет-сообществе, где обсуждения часто носят хамский характер или "претендуют на нездоровую сенсацию". «К сожалению, не все писатели объективно оценивают своё творчество, я свои произведения никогда не публиковал по издательской программе. Я готов предоставить для публикации на вашем портале свои стихи», - заявил Бартфельд.

В рамках литературного направления выступил, но уже не так оптимистично, председатель калининградского ПЕН-центра Вячеслав Карпенко. ПЕН-центр - это международная писательская организация, созданная в 2002 году.

IMG_8386.JPG"Я не согласен с Борисом Нухимовичем, что мы находимся на хорошем уровне культуры. Я провёл урок со школьниками 8 класса, и они даже не слышали имени Ломоносова. Им было интересно, когда я рассказывал. Но, по-моему, с таким намеренным отношением власти происходит разрушение культуры. Меня удивляет неграмотность чиновников. В своё время Конфуций заставлял чиновников ежегодно сдавать экзамены на элементарные знания. Чиновник должен начинаться с умения разговаривать с людьми. На «Пятом форту» летом открылась выставка «Белая роза», посвящённая антифашистскому молодёжному движению 42-43 годов. Никого из министерства культуры на этом мероприятии не было. Я вспоминаю Фурцеву, которая окружила себя профессионалами, в её время были открыты и «Таганка», и «Современник».

Очень показательны были Дни литературы, куда пригласили авторов из «Кривого зеркала». И прессе надо было бы за этим следить и не бояться «Единой России»!"

На вопрос, почему же литераторы не подготовили открытое письмо по поводу выступающих на Днях литературы авторов, Вячеслав Карпенко смутился и ответил, что у литераторов есть хорошая пословица: «Прежде чем что-то написать, посмотри, как прекрасен чистый лист бумаги». Это заявление вызвало смех и аплодисменты присутствующих.

От представителей прессы в ответ на предложение Карпенко следить за деятельностью министерства, прозвучало и мнение, что любая критика будет воспринята властью в штыки. «Многие люди в правительстве считают, что критика не может быть во благо, критика может быть лишь кому-то выгодна, - ответил Алексей Милованов, предложив писателям самим делать публикации в СМИ, - пока Захар Прилепин не стал активно заниматься публицистикой, он не получил премий всероссийского масштаба».

Поддержала литераторов своей эмоциональной речью о наболевшем художник Ольга Дмитриева.

"В целом хочу поддержать то, о чём в своем выступлении сказал мельком Борис Бартфельд, что развитие культуры связано с развитием экономики. И в Перми решили, что будут развивать экономику через культуру. Губернаторы регионов и чиновники понимают, что культура – двигатель экономики. Я слежу за тем, что делает новый губернатор - конференции, форумы, стратегии развития области. Там говорят о чём угодно, но слово «культура» не звучит нигде. Эрмитаж открыл филиал в Амстердаме. Я не понимаю, почему это не может произойти у нас? На весь город – пять музеев. Я согласна с Вячеславом Карпенко, когда он сказал, почему деятели культуры публично не выступают, не пишут колонки, потому что мы провинция, а чиновники любую критическую мысль воспринимают в штыки, а потом ни один музей тебе не предоставит выставочную площадку. А других мест у нас нет". 

В зале стали несогласно перешёптываться, и Дмитриева продолжила: "Немецко-русский дом – отдельная песня, есть маленькие галерейки, здесь присутствует Сергей Любкин, НКО «Альтернатива», у него подвальное помещение без окон. А я без солнечного света не могу! Все наши музеи поклоняются одному божеству, которое зовётся сигнализацией. Люди не могут прийти на выставку после работы. Как только просишь, чтобы музей закрылся попозже, они говорят: «Нет, у нас сигнализация!». Почему её не могут сделать в девять, я не понимаю. Или сделать единый билет во все музеи. А цены на билеты? Надо эти учреждения зажать так, чтобы они повышали цены на билеты и на одной ноге на эти деньги выкручивались. Что это за политика такая? Где программа развития культуры области? Что министр собирается дальше делать? Докричаться до них - Алиев свидетель - невозможно, они существуют сами для себя, что ли? Зачем нам такое министерство?".

Сразу у аудитории возник резонный вопрос, приглашали ли на мероприятие представителей министерства. На предложение представителям культуры самим приходить на форумы, посвящённые региональным стратегиям, Ольга Дмитриева сказала, что каждый должен заниматься своим делом, и она не должна отстаивать свои интересы на подобных мероприятиях.

На этом моменте началась настоящая дискуссия, в рамках которой каждый с места стал высказываться о существующих проблемах. Дмитриева напомнила о трудностях, которые сейчас испытывает НКО «Альтернатива». Арендная плата за небольшое подвальное помещение высока настолько, "как будто там что-то производят".

И правда, много проблем было бы решено, если бы для творческих людей предоставлялись муниципальные помещения по сниженной цене под выставочные залы и мастерские. Блогеры, имеющие более гибкий взгляд на вещи, посоветовали обращаться в кафе и рестораны, которые, на их взгляд, явно бы не имели ничего против развешанных у них на стенах работ. Но эта идея у художника Ольги Дмитриевой воодушевления не вызвала, так как, по её мнению, для выставки нужны определённые условия - такие, как правильный свет и атмосфера, которых в общепите не найти.

"Если ты зарабатываешь на жизнь – содержишь ребёнка, когда найти время для искусства? В Германии есть стипендии и гранты. Тебе выплачивают минимум, на который ты с голоду не умрёшь, ты на эти деньги создаёшь в течение года выставку, на тебя смотрит комиссия общественников, а в конце года ты отчитываешься. У нас такой практики нет", - продолжила Дмитриева.

Заведующая передвижными выставками Музея Мирового океана Галина Акимова, ранее не заявленная среди выступающих, протянула художнице свою визитку и невероятно дружелюбным тоном попросила дать ей слово.

IMG_8405.JPG

"Почему нам не открыть филиал Эрмитажа? А кто туда пойдёт? У нас была выставка из Эрмитажа. Кто у нас был на этой выставке? Мы постоянно проводим такие выставки и переживаем, что людей там мало. Мы стараемся работать по-разному: Эрмитаж, местные художники, предлагаем любой зал - с окнами, без. Все вопросы мы сможем решить со всеми творческими людьми. Другой вопрос – много ли к нам идут? Мы уже меняем график, делаем вечера и ночи в музеях. Но это всё равно не вызывает большого интереса".

Молодой поэт Леонид Бондарь парировал, что нет проблемы набить зал и распространить информацию среди творческой молодёжи: «Мы уже имеем полные залы благодаря социальным сетям, понимаем, кого нам звать. Но молодёжи уделяется мало внимания, в университете нет никаких централизованных программ. Наверное, вам стоит сотрудничать с молодыми людьми, которые умеют работать в этом медийном пространстве, тогда и будет полный зал».

Ситуация, и правда, сейчас такова, что старшее поколение скептически относится к социальным сетям, а молодую публику как раз именно там и можно найти. "Можно не пользоваться мобильным телефоном, а потом удивляться, почему тебя никто не может найти", - подтвердил слова Бондаря Алексей Милованов.

Выступил на форуме и писатель Игорь Белов, который сразу же заявил, что не первый раз находится на встрече у блогеров, и искренне считает, что особых проблем в этой сфере у нас нет. 

"Культура развивается так же, как и язык. Я терпеть не могу ревнителей чистоты русского языка, я этого не понимаю, потому что язык развивается так, как он развивается. Даже когда я слышу, что у нас в калининградской культуре всё отвратительно, это всё говорится с хорошими намерениями, это конструктивная позиция". 

Белов сослался на слова украинского поэта Сергея Жадана о том, что для борьбы с властью нужно забросать управление культуры бомбами, а потом поймать губернатора и призвать его к совести. 

"Возможно, надо последовать совету наших украинских коллег и призвать губернатора к совести, - сказал поэт. – В последнее время я все чаще вспоминаю переписку Белинского с Гоголем, в которой Белинский написал, что только писатель может защитить народ от самодержавия, православия и народности. 

IMG_8436.JPG

 Год назад я был на встрече с министром культуры Светланой Кондратьевой, которая хотела узнать, чем живут калининградские писатели. Мы немного поговорили о современной литературе, и у меня возникло стойкое ощущение, что я говорю на несуществующем языке, как будто я с другой планеты. Тогда я понял, что мы с минкультом существуем автономно, можно было бы и не встречаться. Я даже не знал, когда у нас Дни литературы будут проводиться. А туда в качестве почётных гостей пригласили авторов «Смехопанорамы», «Аншлага» и «Кривого зеркала» - если это писатели, то я «гений чистой красоты». Здесь стало стыдно и неприятно за все происходящее. Мои амбициозные литературные планы не реализует никакая Кондратьева и никакой Цуканов. Это касается любого человека, который занимается фотографией, живописью".

На вопрос участников форума, почему литераторы не написали губернатору открытое письмо по поводу ситуации с Днями литературы, Белов ответил, что он «не любитель разного рода писем». «Разговаривать с минкультом – все равно, что показывать волку журнал «Веселые картинки», - отметил Белов. – Хотя с другой стороны, чем больше таких поступков, какой сделал Валерий Алиев, тем лучше».

Поэт также рассказал, что совет по культуре при губернаторе собирался только один раз - в мае. На нем обсуждались эскизы мемориальных досок. Также оказалось, что ни один из присутствующих представителей культуры, даже те, кто входит в совет при губернаторе, не в курсе, на что минкульт выделяет деньги.

Так получилось, что как и любая дискуссия, форум поставил больше вопросов, чем дал ответов, представители культуры посетовали на непростую ситуацию, в которой они сейчас находятся. Стоит отметить, что на мероприятии не было ни одного представителя тех учреждений, которые минкульт, вроде бы, поддерживает. Но и от них в личных разговорах можно услышать о недостатках финансирования. Правда, публично делиться своими проблемами они, очевидно, не хотят. Да и коммерчески успешные организации также не посчитали нужным дать своеобразный мастер-класс по культурному менеджменту.

Питерский пиар-технолог Валентин Бианки дал резюмирующий комментарий в конце мероприятия:

«Происходит перебрасывание шарика: население виновато, потому что никто никуда не ходит, власть виновата, так как не туда деньги выделяет. Великая пролетарская культурная революция в Китае началась с использования конфликта поколений с целью упрочнения одной известной политической группы. И мне кажется, что проблема всего, что мы обсуждали – внутренние проблемы культуры, чтобы нам получше жить внутри сообщества. А зачем она нужна региону? Зачем она нужна власти? Зачем она нужна населению? Какую роль она может сыграть? Эта гипотетическая культурная революция против кого? Что мы хотим добиться? Чтобы регион стал площадкой?».

Как известно, революция - это когда одни не могут, а другие не хотят, и ещё когда появляется некий пассионарий. А, как показал опыт общения, верхи, действительно, не могут понять, что надо делать, а низы не хотят ходить на мероприятия. Нужны пассионарии, плохо то, что этот возможный пассионарный импульс от многих творческих людей уходит лишь в критику этих самых верхов. Самые знаковые и интересные события, происходящие в Калининграде, появились здесь эволюционным путём: джазовый фестиваль, Фестиваль стран кино ЕС, клуб «Репортёр», созданный без программ и поддержки, «Фотомания». И нужна ли тогда эта культурная революция, который был посвящён данный форум? И насколько нужна поддержка правительства, если самые интересные и яркие вещи создаются не благодаря, а вопреки его деятельности?

«Когда у тебя всё плохо, нужно, в первую очередь, смотреть на себя», - этими словами закончил форум его модератор Алексей Милованов.  

Текст - Александра Марченко, фото и видео - Константин Зайцев для "Нового Калининграда.Ru".

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]