«Нечистый» бизнес: как и где в Калининграде научились зарабатывать на отходах
20 ноября 2015, 15:27
В Калининградской области уже больше десяти лет формируется индустрия по переработке твердых коммунальных отходов. На сегодняшний день она насчитывает более 50 предприятий. Все они созданы при помощи частных инвестиций и вопреки государственной и региональной экологической политике. В четверг корреспондент «Нового Калининграда.Ru» побывал на нескольких предприятиях, «делающих деньги» из мусора, и узнал об еще одной возможной точке роста экономики региона.
Это знакомство стало возможным благодаря семинару для школьных учителей, который был организован «Региональным союзом переработчиков отходов Калининградской области». Такова сегодня ситуация — переработчики сами вынуждены заниматься и подготовкой
Встречи в школах, с общественными организациями, экскурсии, семинары уже стали обыденностью для тех, кто, по идее, должен думать о повышении нормы прибыльности собственного производства и его модернизации. Поэтому руководители предприятий давно превратились в заправских лекторов и экскурсоводов. Сами производственные площади компаний не раз становились площадками для практических занятий для тех, кто впервые слышит о существовании индустрии работы с отходами.
«В странах ЕС нет такого понятия как мусор. Речь идет только об отходах, которые можно использовать в качестве вторичного сырья. Поэтому когда профессионалы видят наши свалки, видят, как граждане обращаются с бытовым мусором, то очень сильно удивляются. Мы по сравнению с Германией и нашими соседями Польшей и Литвой только в начале пути», — поведал учителям заместитель «Регионального союза переработчиков отходов Калининградской области» Марк Балановский перед началом экскурсии на предприятие, которое специализируется на переработке бумаги и упаковочных материалов.
При этом оно не занимается глубокой переработкой данных видов отходов. Его миссия и источник пока скромных доходов — это минимальная сортировка, очистка и прессовка в брикеты для последующей продажи в Литву.
«В конце
Всего его компания в сутки может переработать более 20 тонн различных отходов: бумагу, картон, полиэтилен. На предприятии на сегодняшний день трудятся 60 человек. «Технологическим сердцем нашего цеха на протяжении последних лет являются сортировочная линия и пресс. Все это голландское оборудование», — продолжил свою экскурсию Вадим Зигура.
После этой реплики сразу же поступил вопрос от одной из учительниц про импортозамещение: «Не поверю, что в России не научились делать хорошие станки для переработки отходов».
«Может быть, и научились, но в производстве важнее всего соблюдение технологий и стандартов качества. Голландцы знают, что для создания такого оборудования, чтобы оно прослужило как минимум лет 15, необходима такая-то марка стали,
Нет никаких гарантий, условий для развития для таких предпринимателей и от региональных властей. «Иногда, кажется, что лучше было бы, чтобы они нас совсем не замечали, не придумывали для таких, как мы, новые административные препоны, на преодоление которых тратишь уйму времени и сил», — поделился своим видением мер региональной поддержки Вадим Зигура.
По его словам, при правильной постановке дела 70–80% имеющегося на свалках мусора — это и есть различные виды упаковки — могут быть полностью переработаны в регионе. «Для этого необходимо еще два таких предприятия, как наше, и правильная организация сбора мусора. Сегодня мы работаем в основном с крупными предприятиями, с населением — только начинаем. Если был бы поток сырья, то это был бы уже другой масштаб», — пояснил глава компании.
Пока мы разговаривали, а учителя изучали содержимое склада продукции (разрезанные тиражи бесплатных рекламных журналов, бухгалтерские архивы, тонны офисных документов, тетрадок), спецтранспорт загрузил фуру брикетами разрезанных газет. Она, как и десятки других, отправленных с этого предприятия, предназначена для литовских заводов. В ближайшее время туда поедет и фура спрессованной бумаги, сданной калининградскими школами в рамках акции
«Безусловно, выгоднее оставлять это сырье здесь и перерабатывать его в конечную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Но пока так. Как только заработает закон о региональном операторе и заработает система обращения с отходами целиком, то появятся новые производства, новые рабочие места и повысится уровень переработки с нынешних 1,5–3%», — рассказал Марк Балановский.
Шины, шампуни и прочие превращения
По словам Марка Балановского, в 2016 году только появятся контуры этой системы. «2016 год, скорее всего, будет переходным. Региональный оператор, как связующее звено всей схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, так и не появится. Пока нет очень многих регламентирующих документов. Всего есть 3 из 35 необходимых для запуска этой системы. Это закон о лицензировании деятельности по обращению с отходами, постановления о размере коэффициента экологического сбора и территориальной схеме размещения пунктов сбора отходов. Нет главного документа — регламента по определению регионального оператора. Будем следить и оперативно реагировать на изменения в законодательстве»,— отметил Балановский.
При этом власти других регионов России не стали ждать появления этого закона и серии нормативных актов, а создали собственную систему глубокой переработки отходов, которые принимают и от предприятий, и от населения. Лидером в этом направлении, по мнению Марка Балановского, является Кемеровская область. «В этом регионе еще в 2009 году были сформулированы все необходимые нормативные документы, предприятия получили льготы, преференции. В итоге сегодня в этом регионе работают сотни компаний в сфере обращения с отходами. Эти предприятия производят из отходов и продают на рынке более сорока видов продукции. В нашем регионе таких компаний не более 60. Они могут производить только 10 наименований товаров», — рассказал заместитель «Регионального союза переработчиков».
В частности, в области производят защитные покрытия для детских и спортивных площадок. Их делают из крошки, получаемой после полной переработки автомобильных покрышек. Занимается этим уже более восьми лет компания Вадима Мусина. Производственный цех, который способен переработать более 5 тысяч тонн автомобильных колес, расположен на территории бывшего Калининградского
«В 2013 году, по данным Федеральной таможенной службы, в регион ввезли 42000 колес, вывезли чуть больше 1 тысячи. Куда исчезли остальные? Сегодня предпринимателям выгоднее закопать шины в лесу, отвезти на свалку, чем сдавать их нам. Штрафы минимальны. Стимулов нет. Поэтому мы имеем, что имеем».
Вадим Мусин, директор предприятия, занимающегося переработкой шин
По этой же причине, например, помимо тонн покрышек, которые могли бы превратиться снова в нефть, в крошку для асфальта, шланги или трубы, в регионе ежегодно закапываются в землю сотни тонн битого стекла. Между тем, битое стекло можно превращать в песок.
«Знаете, сейчас самая передовая страна в плане обращения отходов не Германия или Франция, а Польша. В ней позже всех среди стран ЕС стали заниматься технологиями по конечной переработке отходов. Благодаря этому они стали использовать самые передовые технологии и вырвались вперед. Мы ездим к ним учиться и стараемся использовать их опыт», — поделился Марк Балановский.
Пока он рассказывал о передовом опыте соседней страны, экскурсионный автобус несся по Московскому проспекту. В этот момент недалеко от здания Калининградской художественной галереи двое пожилых людей выносили из подвала бытовой мусор и вываливали его на газон.
«Как же так можно?!» — возмутился один из экскурсантов.