«Слишком много тех, кому можно, когда остальным нельзя»

Фото "Новый Калининград.Ru".
Все новости по теме: «Не паркуйся, как ...!»
Пока одни сотрудники редакции «Нового Калининграда.Ru» в течение полутора месяцев запечатлевали нарушителей режима остановки и стоянки на городских улицах, другие подробно выясняли, почему город не может избавиться от нарушителей, которые бросают машины под запрещающими знаками.

От автора: Вчера я наблюдала, как молодой человек был вынужден идти по проезжей части улицы Гаражной в районе Собора Христа Спасителя. Пару раз парень буквально выпрыгивал из-под колес машин, двигавшихся по дороге. Правда, места для маневра у него было немного — на обочине, по идее предназначенной для пешеходов, стояли несколько автомобилей. Мне также не оставалось ничего другого, как ступить на проезжую часть, чтобы пройти мимо собственности автомобилистов, «которые паркуются, как...».

Эвакуаторы вернут через год
В ходе акции «Нового Калининграда.Ru» наши корреспонденты засняли на фотокамеры сотни машин, нарушающих правила дорожного движения и оставляющих транспорт под запрещающими знаками. Сначала руководство областного управления ГИБДД не охотно шло на контакт. Но, в итоге, на центральных улицах появились на более-менее постоянной основе инспекторы, которые принялись штрафовать нарушителей. Автовладельцы, в свою очередь, потребовали разобраться с платными паркингами, которые, по их мнению, установили грабительские цены на свои услуги (некоторые даже называют незаконным сам факт взымания платы за пользование парковками в торговых центрах). Были и такие, кто требовал вернуть эвакуаторы и начать применять блокираторы колес. 

В конце концов, отдел пропаганды ГИБДД разослал официальное сообщение, в котором обозначил конкретные причины массового нарушения правил дорожного движения — низкие штрафы. Отметим, что штрафы за нарушение правил стоянки и остановки — от 100 до 300 рублей. Можно предположить, что автовладельцу проще заплатить штраф, чем ехать на платный паркинг. Тем более, за паркинг нужно платить каждый день, а оштрафовать сотрудник ГИБДД может, только если поймал автомобилиста, что говорится, «с поличным». Вот и стоят машины, «припаркованные, как...» днями на обочинах. 

police_1.jpgВпрочем, и сами сотрудники ГИБДД подают автомобилистам не самый хороший пример законопослушания, оставляя свои машины под запрещающими знаками на ул. Черняховского около здания управления. Более того, там даже разлинованы парковочные места — прямо под знаками! Конечно, закон позволяет, скажем так, избирательно выполнять правила «сотрудникам при исполнении». Но как-то с трудом верится, что все автомобили, которые мы ежедневно наблюдаем около здания ГИБДД, спешат обеспечивать безопасность дорожного движения, причем настолько, что это требует создания проблем прочему транспорту. Что касается принудительной блокировки колес автомобилей, она, как утверждает ГИБДД, не законна (такая возможность просто не прописана в законодательстве). А вот эвакуация автомобилей вновь будет разрешена только с июля 2012 года. 

Напомним, в 2008-2009 годах эвакуаторы вовсю работали и принесли свои плоды — центральные улицы города освободились от «паркующихся, как...». Однако позже масса судебных решений показала — эвакуировались не только машины нарушителей, но и авто, припаркованные по правилам. С 1 июля 2008 года законодательство запретило брать деньги за эвакуацию с автовладельцев, но ООО «БытХимТорг» продолжало свою «работу». Таким образом, деньги, которые взимались с проштрафившихся автомобилистов, уходили в не совсем понятном направлении — собственникам штрафстоянки, которая располагалась на территории фирмы «Горсвет» в районе Московского проспекта. Впрочем, директор фирмы, депутат окружного Совета Калининграда Олег Петросов утверждал, что территорию сдает арендатору, а тот — субарендатору. То есть, формально отношения к штрафстоянке не имеет. 

Как будут работать штрафстоянки с июля 2012 года, и кто будет получать деньги с автовладельцев, горадминистрации еще предстоит решить. Возможно, властям Калининграда нужно предусмотреть средства в бюджете на эти цели. Четко сегодня ясно одно: федеральный законодатель разрешил брать с владельцев машин деньги и за работу эвакуаторов, и за первые сутки хранения.

Сюрприз для Мельникова
«Несанкционированные парковки возможно исключить архитектурно-планировочными и организационными путями, в том числе установкой пешеходных ограждений, дорожных столбиков, малых архитектурных форм, — предлагала альтернативный вариант решения проблемы ГИБДД в своем официальном сообщении. — В местах массовой стоянки автомобилей на проезжей части, где позволяет ширина тротуаров, целесообразно обустроить притротуарные парковки. На иных участках необходимо предусмотреть установку средств фотофиксации нарушений».

Как утверждают представители областной Госавтоинспекции, «все эти мероприятия неоднократно предлагались администрации городского округа, поскольку в соответствии с федеральным законодательством вопросы финансирования и организации таких работ находятся в компетенции органов местного самоуправления».

melnikoff.jpgЗамглавы администрации Калининграда Сергей Мельников признался корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», что для него это заявление ГИБДД — сюрприз. «Мы активно работаем с автоинспекцией, по первому требованию решаем вопросы, которые они ставят, — рассказал замглавы администрации. — В ГИБДД знают, что мы объявили конкурс на разработку транспортной схемы города. Выиграла торги серьезная компания из Белоруссии, которая уже готовила подобные проекты». 

По словам Мельникова, калининградская схема должна быть готова к декабрю 2012 года, «в ней все будет предусмотрено — столбики, проездные, тупиковые зоны, перехватывающие парковки на остановках общественного транспорта и т.д.» «Если Калининград готовится принять Чемпионат Мира по футболу, транспортная инфраструктура должна быть на высоте», — намекнул замглавы администрации на возможное софинансирование транспортного переустройства города со стороны федерального и областного бюджетов. До того как схема будет разработана и внедрена, Сергей Мельников предлагает... активнее штрафовать автомобилистов-нарушителей сотрудникам ГИБДД. 

«Тяжелая» жизнь паркингов
В ходе акции «Не паркуйся, как...», мы выяснили, что практически на всех платных паркингах Калининграда днем спокойно можно найти свободные места. Паркинги «Эпицентра», «Меги» и «Европа-центра» отданы другим операторам. В частности, парковку «Европа-центра» арендует компания «Евроклининг». Тарифы на платных паркингах в «Плазе», «Кловере» и «Акрополе» устанавливают владельцы торговых центров. 

Почти все платные паркинги предлагают и схему абонементов — в среднем 2500 в месяц, вполне посильная сумма для владельца машины. А вот тарифная политика для рядовых пользователей парковок не очень радует — в «Европа-центре» и «Плазе» берут по 50 рублей за 1,5 часа стоянки, в «Кловере» — по 50 рублей за 2 часа. «Акрополь», «Мега» и «Эпицентр» пока сохраняют тариф в будние дни 30 рублей в час. Бесплатные минуты, для того чтобы высадить или посадить пассажира, предусмотрены не везде. Справедливого тут мало — если ты пробыл, к примеру, на стоянке «Европа-центра» 1 час 35 минут, то платишь за 3 часа. Кроме того, два раза в «Европа-центре» я столкнулась с суровой очередью в один-единственный аппарат по оплате парковки, поскольку альтернативный не работал. Итог — дополнительные 50 рублей за 1,5 часа из-за 10 минут очереди. 

parking.jpgНа вопрос, почему парковки используют именно такую странную схему тарификации, ответа мы так и не получили. Коммерческая тайна. Генеральный директор управляющей компании «Акрополя» Игорь Шкробов пообещал передать наши вопросы учредителям фирмы «Мюллер и К». Однако прошло три недели — воз и ныне известно где.

Единственный, кто хоть как-то согласился на общение по поводу тарифов — комендант «Плазы» Дмитрий. Он сообщил, что «стоимость парковки изменилась с 1 января, поскольку ухудшилась социально-экономическая ситуация». «Тарифы на электроэнергию выросли, коммунальные услуги подорожали, зарплату людям платить надо», — обосновал он причины роста цен.

Признаться, подобные утверждения нас не удовлетворили, и мы обратились в региональное управление Федеральной антимонопольной службы, где нам сообщили, что «собирают информацию по поводу платных паркингов в городе». «Если вы не видите конкретных результатов, это еще не значит, что работа не ведется, — заверила корреспондента «Нового Калининграда.Ru» руководитель УФАС Ольга Боброва. 

Боброва также напомнила, что управление продолжает проверку в отношении платной парковки в аэропорту Храброво. Причем первый результаты пристального внимания антимонопольщиков уже есть — парковщики позволили автомобилистам первые 10 минут пользоваться стоянкой бесплатно. По их мнению, этого времени хватает, чтобы посадить или высадить пассажира и выехать за шлагбаум. Еще один существенный результат — перед въездом на платную парковку появился знак, который указывает на бесплатную гостевую парковку.

Корреспондент «Нового Калининграда.Ru» лично убедился, что альтернативный бесплатный паркинг действительно существует — заезд к нему находится слева от аэропорта. Места достаточно, и до здания аэровокзала от него идти недалеко — буквально 100 метров. 

Любопытный прецедент 
Платные парковки в аэропортах России неоднократно становились объектом пристального внимания антимонопольщиков и прокуратуры в других регионах России. Последнюю такую проверку ФАС начала в феврале 2011 года в отношении парковки в московском Домодедово. По мнению антимонопольщиков, в действиях хозяев парковки есть признаки «злоупотребления доминирующим положением на рынке путем установления и поддержания монопольно высоких цен на оказываемые услуги». Кроме того, прокуратура выявила грубые нарушения прав водителей на стоянках столичных аэропортов, утверждая, что парковщики берут деньги, не предупреждая, что парковка не охраняется, а бесплатной альтернативы при этом зачастую нет. 

Ранее антимонопольная служба уже предъявляла претензии к парковкам при аэропортах. Интернет-издание «Газета.Ru» напоминает, что в 2008 году владельцы стоянок «уже были оштрафованы в общей сложности на 13 млн руб за слишком высокие цены».

mudak.jpgДругой вопрос, могут ли эти прецеденты проецироваться на ситуацию с калининградскими паркингами в центре города. С одной стороны, доказать, что хотя бы одна из платных парковок Калининграда имеет доминирующее положение на рынке, практически невозможно. Во-первых, на нескольких квадратных километрах в центре города эти услуги оказывают разные операторы. Во-вторых, возможность бесплатно поставить машину неподалеку от этих паркингов теоретически существует. В-третьих, владелец и вовсе может оставить авто дома и направиться в центр города общественным транспортом. Но, с другой стороны, возникает вполне резонный вопрос, на каком основании установлены цены на платных паркингах, нет ли между их владельцами сговора, и почему установлена именно такая тарификация, как сейчас — час, полтора и два? 

В этой связи весьма любопытно решение Арбитражного суда Челябинской области в отношении парковки около местного аэропорта. УФАС установил, а региональный суд подтвердил мнение антимонопольщиков о том, что оплата услуг автопарковочного комплекса за неполные сутки как за полные — это оплата за неоказанные услуги. Челябинское ФАС утверждает, что компания-оператор платной парковки имеет все возможности «установить тарифы с точностью до 1 минуты (секунды) по времени и до 1 рубля (копейки) по стоимости». Оператор платного паркинга обжаловал решение областного суда в вышестоящей инстанции. Заседание намечено на 12 сентября. С нетерпением будем ждать, что же скажет 18-ый апелляционный суд. 

Но на решение челябинского арбитража стоит обратить внимание и еще по одной причине — региональное управление ФАС провело тщательный анализ хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства и установило, что не все затраты, которыми парковщик объяснял величину тарифов, имеют право на существование. 

Так что работы у нашего УФАС по делу о калининградских паркингах предостаточно. Будем надеяться, что проверка рано или поздно завершится решением суда в пользу рядовых потребителей, тарифы будут обоснованными, а оплата парковки — поминутной. Ну, мы вообще оптимисты.

Спецпарковка для своих
Наши читатели вспоминали, что в свое время, когда мэрия выдавала разрешение на строительство «Кловер-центра» на площади Победы, у городских властей была договоренность с девелоперами о том, что часть парковочных мест в центре будут бесплатными. Однако документальных подтверждений таких заверений нам, увы, обнаружить не удалось. Надежды, что нынешняя администрация может как-то повлиять на хозяев платных паркингов, также не увенчались успехом. 

«В Риге в центре города парковки очень дорогие, хотя люди живут в Латвии хуже, чем у нас! И ничего! А если вам тут не нравится жить — езжайте в другие регионы, где эти проблемы решены! — сообщил Александр Зуев нашему корреспонденту. На вопрос, где он сам оставляет свою машину, и.о. главы администрации ответил сакраментальное «хожу пешком». Свежо предание.

Впрочем, журналисты «Нового Калининграда.Ru» в ходе специального рейда по калининградским платным паркингам выяснили, что личные автомобили сотрудники мэрии оставляют совершенно бесплатно почти в самом центре площади Победы — на некогда платной парковке напротив Калининградского делового центра. Управляющий парковкой в беседе с нашим корреспондентом обронил фразу, что «отдать 50 мест мэрии пришлось, чтобы выдали разрешение на строительство на месте бывшего ККЗ «Россия». Напомним, строительство мультиплекса на месте бывшей «России» ведет компания, аффилированная с бизнесменом Юрием Находкиным. Находкин — президент «Гамма Инвест Групп» — компании, которая является владельцем крупных комплексов в центральной части города — «Калининградского делового центра», «Калининградского пассажа», «Бизнес-центра на Черняховского, 6» и «Европа-центра». 

park_mer.jpgВ свое время парковаться у «России» могли все желающие, поэтому сотрудники мэрии приезжали на работу к 8.30 утра, чтобы занять свободное местечко. Однако сейчас парковка напротив КДЦ — только «для своих». 50 счастливчиков из горадминистрации получают некие спецпропуска у управляющего делами Сергея Воропаева. Наши корреспонденты не раз наблюдали, как в 9-9.30 на «спецпаркинге» полно свободных мест. По всей видимости, теперь сотрудникам администрации города на работу торопиться не стоит. 

По какому принципу выдаются спецпропуска, кто те 50 счастливчиков, почему администрация города забрала часть платного паркинга у арендаторов, — официальный информационный запрос в мэрию города мы отправили еще две недели назад. Ответа нет до сих пор, администрация явно нарушила закон «О средствах массовой информации», обязывающий отвечать в течение недели, так что жалоба в прокуратуру, аналогичная уже поданной жалобе на действия руководства управления ГИБДД, нами готовится. 

Кстати, то ли после нашей публикации о «спецпарковке», то ли по каким другим причинам, но Александр Зуев поменял отношение к акции «Не паркуйся, как...» Во время очередной встречи с нашим корреспондентом он признался, что лично заглянул в нашу рубрику и ее одобрил. Но мнение, что городские власти не должны вмешиваться в ценообразования на платных паркингах, не изменил. 

«Посмотрите на парковки около тех же самых супермаркетов „Виктория“ — места там полно, но водители все равно оставляют машины у „желтой полосы“ прямо напротив входа. И какие машины! Новые джипы! У этих людей наверняка есть деньги на платный паркинг, но они принципиально ими не пользуются, — негодовал Александр Зуев. — А ведь дело в чем? В голове, в сознании! Сознание наших жителей нужно менять в первую очередь». 

Как именно можно изменить это сознание, и.о. главы администрации не сообщил. Но в эту среду на оперативном совещании горадминистрации вдруг заявил своим подчиненным, что «безнаказанных быть не должно». «Посмотрите, люди оставляют машины, где попало! — переключил Александр Зуев внимание подчиненных с вопроса о хозяйственной деятельности на то, что творится за окном горадминистрации. — Если это неправильно, то никому нельзя. Несмотря на номера и пропуски под стеклом!». К этому чувственному спичу можно добавить лишь зампредседателя окружного совета Александра Пятикопа, обнаруженного нашим корреспондентом за рулем запаркованного на тротуаре Гаражной джипа.

Ждите 2012 года
Пока же нам предлагают ждать 2012 года, когда заработают эвакуаторы, и будет утверждена комплексная дорожная схема города, про которую говорил Сергей Мельников. Можно надеяться, что городские власти начнут оборудовать дополнительные зоны для парковок. Однако тут возникает другая проблема — нет никаких гарантий, что эти дополнительные зоны будут свободны для тех, кто приезжает в центр на полчаса-час. Как показала акция «Не паркуйся, как...», многие престижные автомобили занимают тротуары и обочины в центре города дни напролет. Вывод? Владельцы машин, скорее всего, работают в фирмах, расположенных в центре города, но покупать абонементы на платные паркинги не хотят. 

evaq.jpgКстати, эта проблема также решаема за счет руководителей компаний, которые могут обеспечить своим сотрудникам платные места. За примером далеко ходить не надо — руководство холдинга «Западная пресса» договорилось с представителями Балтфлота и организовало для работников парковку на заброшенной территории за бассейном ДКБФ. Кроме того, у фирм есть возможность выкупить для сотрудников абонементы на платных паркингах (пока они обходятся в среднем в 2500 рублей в месяц, но как нас убеждали управляющие «можно договориться»).

Но есть у нас и другие представители власти, которые тоже имеют все возможности, чтобы решить проблему установления справедливых тарифов на платных паркингах, — прокуратура и региональное управление ФАС. Правда, их проверки длятся больше месяца, а то и трех. 

Еще два вопроса, а именно увеличение штрафов и введение блокираторов для колес — в компетенции федерального центра. Госдума может рассмотреть эти вопросы, если кто-то из субъектов законодательной инициативы (почему бы не Калининградская областная дума?) выступят с таким предложением. Хотя, с одной стороны, у депутатов Облдумы, как и у сотрудников мэрии, ГИБДД, УВД, правительства области есть своя спецпарковка и «пропуски» под лобовым стеклом. У нас слишком много тех, «кому можно», когда «остальным нельзя». Отсюда и все проблемы. 

Ну и, ко всему прочему, в марте нас ждут выборы президента России, и вряд ли руководство страны пойдет на ужесточение мер по отношению к своему электорату из числа автомобилистов. Однако ему, наверное, не стоит забывать и о более массовом электорате — пешеходах, которые ежедневно вынуждены выходить на проезжую часть, рискуя жизнью, поскольку обочины заняты машинами. 

В ближайшей перспективе, по всей видимости, остается один очевидный способ решения проблемы — ежедневное дежурство нескольких сотрудников ГИБДД в местах, где массово «паркуются, как...». Ну а мы попробуем придумать менее очевидные направления приложения усилий. Вода, как известно, камень точит. 

Текст — Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент «Нового Калининграда.Ru», фото — из архива «Нового Калининграда.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.