Главные события среды: спустя семь лет после утверждения нового закона «Об ОЭЗ» выяснилось, что он не позволил перестроить экономику региона; а пока власти выделяют миллионы на рекламу туристических красот региона, на пляжах наблюдается тотальное отсутствие урн и общественных уборных.
Странная зона
Федеральное издание «Ведомости» в среду опубликовало весьма обширный материал, посвященный дальнейшим перспективам Калининградской области. Газета сослалась на доклад об экономической ситуации в регионе и мерах изменения этой ситуации, которые подготовила рабочая группа экономического совета при президенте. Письмо об этих мерах за подписью ректора Российской Академии народного хозяйства и госслужбы Владимира Мау было направлено в адрес пока еще помощника президента Эльвиры Набиуллиной.
В распоряжении «Нового Калининграда.Ru» оказалась презентация доклада, из которой следовало, что с экономикой у нас в регионе всё не очень-то и хорошо.
Основной акцент был поставлен на то, что режим особой экономической зоны не привел к структурным изменениям валового регионального продукта. 73% регионального промышленного продукта формируют предприятия, работающие в условиях «переходного периода». То есть те предприятия, которые должны прекратить свою работу в 2016 году, после того, как завершится действие таможенных преференций, предусмотренных ещё старым 13-ФЗ «Об особой зоне», принятым в 90-х.
«Ведомости», ссылаясь на ректора РАНХиГС Владимира Мау и завлабораторией Института Гайдара Владимира Назарова, пишут о том, что для того, чтобы Калининградская область стала экономически состоятельной, деньги ей особо не нужны.
По мнению Владимира Мау, акцент нужно делать не на дополнительном финансировании и не на налоговых льготах, а на институциональных мерах. «Пока экономическая политика в основном сводится к вопросу „Сколько дать денег?“, но без регуляторных мер расходы эффекта не дадут», — считает Мау.
Владимир Назаров считает, что в Калининграде благодаря специфике региона проще применить эти инструменты. Одна из основных мер — улучшение таможенных процедур. Эксперты предлагают отказаться от двойного таможенного контроля транзитных товаров, когда они ввозятся в Калининградскую область. Также, по их мнению, в ускоренном порядке нужно применять меры из «дорожной карты» по улучшению таможенных процедур. Авторы письма полагают, что если наладить работу таможни, ВРП области мог бы дополнительно расти на 60 млрд руб. в год (в 2012 г. ВРП, по оценкам областного министерства экономики, составил 247,6 млрд руб.).
Нельзя не отметить политической составляющей в публикации федерального издания, где цитируется замполпреда президента по СЗФО Станислав Воскресенский, предлагающий весь этот комплекс мер вынести на обсуждение жителей области. Можно предположить, что в статье есть явный намек, что не стоит рассчитывать только лишь на госпрограмму, на которую весьма серьезно рассчитывает правительство области. Впрочем, не стоит забывать, что о недостаточной эффективности действующего закона «Об ОЭЗ» еще пару лет назад говорил министр промышленности Дмитрий Чемакин, пару дней назад это повторил и глава комитета по экономической политике облдумы Александр Кузнецов.
Министр экономики областного правительства Вадим Амстель, в свою очередь, уже заявил о готовящихся поправках в действующий закон «Об ОЭЗ», которые должны ситуацию несколько изменить. Да и сам губернатор Николай Цуканов буквально пару дней назад рассказал о «проблеме Трёх Т: таможня, тарифы и транспорт», которая мешает региону нормально развиваться. Впрочем, и сама эта проблема, точнее, масса проблем настолько хорошо известны в регионе и описаны столько раз, что подавать их в качестве новости уже даже как-то и не совсем прилично.
То есть, в принципе, ничего экстраординарного и нового в изложении столичных экспертов нет, не считая то, что публикация вышла в уважаемом федеральном издании.
Но лично мне здесь любопытно другое. Аналитический доклад, напомню, готовил Владимир Мау. Эксперт, как оказалось, в Калининградской области разбирается весьма неплохо. В 2007 он редактировал изданную калининградским университетом публикацию «Стратегии развития Калининградской области», а в 2002 году был соавтором монографии «Проблема экономического развития Калининградской области как эксклавного региона России», соавтором которой также, кстати, был нынешний глава облизбиркома Михаил Плюхин. Тогда же, в 2002 году увидела свет публикация «Калининградская область: от
Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент
Реклама vs реальность
Сегодня стало известно о том, что власти готовы заплатить из областного бюджета полмиллиона рублей на размещение двух рекламных баннеров Калининградской области в Москве. Ранее такую же сумму региональная казна выделила на прокрутку в общественном транспорте столицы рекламных роликов, рассказывающих о туристической привлекательности региона.
Власти области отчаянно борются за привлечение семимиллионного туриста. Так, в прошлом году правительство области предложило в 5 раз увеличить финансирование областной программы «Развитие Калининградской области как туристического центра» — с 18,6 млн рублей до 100 млн рублей. Некоторые депутаты даже предлагали столь радикальные меры, как легализация проституции.
Осенью 2012 года Николай Цуканов повысил статус агентства по туризму Калининградской области до министерства по туризму. Несмотря на то, что агентство стало самым неэффективным подразделением правительства Калининградской области.
В марте 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал госпрограмму развития Калининградской области до 2020 года, где в качестве одного из целевых показателей указано увеличение ежегодной численности посещающих область туристов к 2020 году до 4 млн человек. Окончательный вариант документа предполагает, что объем частных инвестиций в развитие туризма составит 136,2 млрд рублей. Федеральные вложения оцениваются в 49,6 млрд — по сравнению с этим полмиллиона рублей на ролики и баннеры, которые, как рассчитывают власти, кто-то в столице увидит есть просто копейки.
В апреле стало известно о том, что Николай Цуканов решил учредить еще одно ведомство, занимающееся привлечением отдыхающих — агентство для развития туризма, которое будет заниматься разработкой концепции отдыха в Калининградской области. При этом схожие задачи уже выполняет Корпорация развития области.
Внушительные суммы денег выделяются на наполеоновские проекты по повышению туристической привлекательности в отдаленной перспективе. А давайте представим, что сейчас какой-нибудь москвич, увидев рекламу, предпочтет отпуск в какой-нибудь Турции поездке в Калининградскую область. Что ждет здесь дорогого гостя? Засоренные пляжи с тотальным отсутствием мусорных контейнеров и общественных уборных?
А ведь те самые полмиллиона, которые планируют потратить на два баннера — это 34 кабинки биотуалетов, которых днем с огнем не сыщешь на наших пляжах. Еще полмиллиона, выделенные на видеоролики — более 500 урн для мусора. И если бы эти блага цивилизации были установлены на наших побережьях, глядишь, и чище бы стало. Может быть, тогда и рекламировать не придется.
Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, корреспондент
Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»
© 2003-2025