Госпрограмма развития Калининградской области до 2020 года, одна из двух персонально-региональных на всю Россию, документ крайне неоднозначный. Готовилась она долго, но в режиме почти полной секретности. В результате ее, тогда еще под именем комплексной программы развития региона, сначала увидели, одобрили и поручили перевести в статус государственных в Москве, на что понадобилось 9 месяцев, а затем начали обсуждать в регионе, называя чуть ли не главным залогом спасения области от страшного 2016 года. Теперь почему-то чиновники так уже почти не высказываются.

Была большая

В первом варианте, который удалось получить и опубликовать «Новому Калининграду.Ru» ещё в декабре 2012 года, местные чиновники пытались получить из федерального бюджета деньги просто на все и со всех. В результате ее общая стоимость составила 1,47 трлн рублей. Из них 646 млрд рублей должен был дать федеральный бюджет. Муниципальные и областной бюджеты должны были найти 37 млрд рублей, а частные инвесторы — 786 млрд рублей.

Сама программа разбивалась на три подпрограммы. Первая была направлена на «содействие комплексному социально-экономическому развитию Калининградской области, повышение инвестиционной привлекательности». На ее реализацию просили 509 млрд рублей, из них 444 млрд из федерального бюджета, 24,4 млрд из местных бюджетов, 41,3 млрд рублей частных инвестиций. Помимо разнообразных яхтенных марин, мостов, погранпереходов, газопроводов, школ, больниц и прочих столь же весомых объектов, эта подпрограмма включала и такие удивительные мероприятия, как модернизация системы пешеходных переходов в Калининграде. Речь идёт о строительстве трёх надземных переходов на Московском проспекте: около Дома Советов, около спорткомплекса «Юность» и около Зарайской, общая стоимость — 532 млн рублей, и четырёх подземных переходов: на Ленинском проспекте у ТЦ «Плаза», от Нижнего озера к Дому Советов, а также двух на улице Черняховского — у ТЦ «Европа» и Центрального рынка.

Вторая подпрограмма — «Поддержка развития приоритетных направлений экономического роста на территории Калининградской области» — фактически внедрила в наше сознание термин «кластер», так как описывала именно крупные кластеры инвестпроектов с госфинансированием.

На нее чиновникам хотелось получить из Москвы 201 млрд рублей, регион, включая муниципалитеты, должен был дать 13,2 млрд, а внебюджетные источники — 745,5 млрд рублей. В эту подпрограмму были включены и новые объекты, как автокластер, и те, которые уже реализовались, например, БАЭС, промплощадки группы компаний «Содружество — Соя».

Последняя подпрограмма описывала управление реализацией двух других, в том числе предлагала новые меры государственного регулирования, принятие которых необходимо для реализации амбициозных планов правительства.

На этом этапе не очень-то и скрывалось, что вряд ли такая программа-максимум будет утверждена. Глава Калининграда Александр Ярошук в конце прошлого года заявил, что если даже дадут половину нужных на заявленные объекты средств, «это будет фантастический прорыв». Что, собственно, и случилось.

А стала маленькая

В феврале 2013 года на сайте Минрегиона РФ был опубликован окончательный вариант проекта госпрограммы. И в ней первоначально желаемые федеральные вливания были уменьшены на 200 млрд — до 446 млрд рублей в течение 8 лет, начиная с 2013 года.

Например, федеральные вложения в региональную промышленность уменьшились в два раза – с 81 млрд до 43,4 млрд, при сохранении прежнего уровня частных инвестиций в размере 365 млрд. И уже в это время появились признаки грядущих проблем с «Автотором» — федеральное финансирование автокластерного проекта в бюджет страны не попало.

Кроме того, в три раза, с 338,9 млрд до 136,2 млрд, были сокращены ожидания частных инвестиций в сферу туризма. Правда, количество ожидаемых туристов осталось неизменным — 4 млн.

В этом проекте были отражены и средства на подготовку региона к проведению матчей Чемпионата мира по футболу — 73,2 млрд рублей из бюджета страны, 3,8 млрд собственных средств и 3,2 млрд внебюджетных.

Как всегда

Но даже этот урезанный вариант госпрограммы до сих пор не может считаться «окончательной бумажкой», несмотря на то, что он подписан премьер-министром России Дмитрием Медведевым еще в марте. По большому счету, с точки зрения финансов в госпрограмме точно есть 19 млрд рублей, ранее уже отраженных в ФЦП.

Сам Николай Цуканов признал, что объекты госпрограммы нужно дополнительно отстаивать в Москве. Кроме того, до сих пор неясно, как именно она будет реализовываться, особенно с учетом традиционных проблем региона с выполнением ФЦП.

Кроме того, на федеральном уровне все активнее проталкивается мысль о том, что аппетиты всем в отношении госказны нужно поумерить. Так, в июле вице-спикер Государственной Думы Александр Жуков предупредил, что финансирование госпрограммы развития Калининградской области и других госпрограмм со стороны федерального бюджета может быть сокращено, так как сокращаются доходы. Чуть раньше «Ведомости» сообщили, что эксперты экономического совета при президенте предлагают улучшить механизмы регулирования и сформировать в Калининградской области более открытый экономический режим, чем на остальной территории России. Это поможет развивать регион и увеличивать ВРП без особых финансовых затрат

И до сих пор по финансовой составляющей госпрограммы идут переговоры, но об их предметах, результатах и состоянии региональные власти говорить не хотят.

На данный момент больше известно о том, чего не удалось пока получить в рамках госпрограммы: туристическая часть в размере 50 млрд рублей не была должным образом оформлена в виде конкретных проектов, а стратегический документ оказался слишком слабым обоснованием для выделения средств из госбюджета.

Холдинг «Автотор», похоже, тоже уже потерял всякие надежды на господдержку в рамках госпрограммы, поэтому решил новаторски подойти к оптимизации своих расходов, чем вызвал недовольство Николая Цуканова.

Несколько объектов, например, глубоководный порт и марина для круизных лайнеров, больше напоминают призраков. Где-то между бытием и небытием зависла БАЭС — тоже упомянутая в госпрограмме. Строительство стадиона к ЧМ-2018 идет по графику и на деньги госпрограммы, сказал в сентябре Александр Рольбинов. Правда, в дальнейшем выяснилось, что деньги не совсем из госпрограммы, так как еще идут переговоры по этому вопросу, но в их успехе он не сомневается.

Проекты корпорации развития, например, IT-парк и индустриальный парк «Храброво», тоже пока находятся в бумажной стадии и никак не увязаны с госпрограммой с финансовой точки зрения.

Получается, что прошел уже год, а госпрограмма все там же, где и была — в обсуждениях за спиной у широкой общественности. И это состояние уже многих наводит на мысль, что никакой госпрограммы и нет, а есть старая добрая и невыполнимая ФЦП под новым соусом.

Текст — Татьяна НОВОЖИЛОВА, фото — Алексей МИЛОВАНОВ.

-->