Чехов? Приходите, не пожалеете!

Станиславский и Немирович-Данченко прочли Чеховский "Вишневый сад", как драму. И были по-своему правы: они дали возможность многим последователям в своих постановках открывать все новые и новые пути такого прочтения и завоевать почти весь мир. Чехов - пример и даже  эталон   психологического театра. Пример высокой драмы... Иные постановки, скажем,  уже нынешнего времени- от "Сада" В.Овчарова до недавней премьеры  Марка Захарова -  близки в своем прочтении к жанру  фарса. Правы ли они, решат время и зритель. Чехов живет, меняется. Как бы   меняется сама атмосфера  пьесы, климат среды, все это меняет характеры и определяет  разные результаты... Впрочем,  мы не пишем новое исследование творчества Антона Павловича Чехова. У нас иная задача. Понять, в чем своеобразие новой работы режиссера Анны Трифоновой  - "Вишневый сад" на сцене Калининградского областного театра.
Театру  девять лет. За эти годы его молодые актеры прикасались к разной драматургии, испытывали себя в разных жанровых тонкостях. Анна Трифонова, как одаренный и при этом настойчивый педагог вела драматическую труппу театра  по пути  открытий и самоутверждения. Видимо есть у режиссера  своя эстетическая программа  для такого театра, театра, где обучившись у мастеров РАТИ, все могут разговаривать на едином художественно языке.  Взаимопонимание в таком случае одна из важных составляющих  в работе над любым, взятым в работу материалом.  Смею  это утверждать, отслеживая все эти годы рождение, эволюцию становления и, наконец, обретение неких результатов  творчества  молодого театра. Постоянно обращаю внимание на молодость театра не для соискания у зрителей скидок на "возраст", наоборот:  акцентирую это  с целью отметить  свежесть восприятия актерами  драматургических богатств и потрясающую энергетику, которая несомненно передается зрительному залу, благо он  вот здесь, рядом с актером! Такова счастливая особенность театра на Бассейной.  Не упрячешься ни за что, ни сфальшивишь  в слове,  интонации,  в жесте - сразу заметно,  зато если попадаешь в точку, рождается чудо под названием спектакль.  
"Вишневый   сад" Трифоновой - нелишнее тому подтверждение.  Да, ребенок родившийся только вскрикнул, объявив о появлении  на свет,  а за вскриком этим тот, кто хочет, слышит и его будущее, и судьбу его. Что привлекает прежде всего - естественность, отсутствие наигранности, искусственности. Ведь кажется знаешь всех, кто в спектакле занят, о так приятно открывать для себя в каждом некие неожиданности, алмазные грани дарования. Классическое определение " актерский ансамбль", уж якобы архаичное, якобы устарелое, слава богу,  имеет здесь место быть.  Как и должно случаться в каждом хорошем спектакле.  А произошло это еще и потому, что  Анна Трифонова, как режиссер-постановщик сумела убедить участников спектакля в своей концепции пьесы, "перевербовала" и тех, у кого были свои воззрения, свое отношение к Чехову. Она   создала  такую атмосферу, при которой боле двух месяцев люди жили в чеховских обстоятельствах, к жизни относились по чеховски, разговаривали на том русско языке,  мыслили теми категориями, исповедовали те идеалы...  Так актеры да и все, кто причастны были к спектаклю, прожили  вместе иную, не свою жизнь.  Если вдуматься, это и есть подвиг в профессии, который, может быть, мало кто поймет и оценит. Но такое не проходит бесследно для  прошедших такой путь познания  и реализации познанного. . Это опыт. Неоценимый.  Уверен, что для многих впоследствии он обернется обретением мастерства и успеха.
В связи  с впечатлениями от спектакля  многое можно сказать об актерских работах. Очень хочется!   Но не время еще.  Правильней это  делать спектаклей через пять-десять, когда все  найденное артистами  дозреет, наполнившись еще и зрительским вниманием и реакцией. Зато уже сегодня можно отметить, что режиссура, используя модное сегодня выражение,  собирала  "чеховский пазл".
Вдохновенно и дотошно одновременно. Играющие в собирание   пазлов знают, что когда не хватает, хотя бы нескольких элементов, да хоть и одного, пустота в этих пробелах  зияет так громкоголосо, что отвлекает от  смысла и красоты  всего полотна.  Трифонова  собрала воедино  все до мельчайших  подробностей и нет в ее "Вишневом саде"  никаких досадных пропусков и пустот.  Есть яркая, смешная и трогательная одновременно картина  российской жизни.  Здесь есть чему посочувствовать, есть  что и сравнить   в самих себе, в каждом из нас. И еще одно заслуживает высокой оценки:   комедийное в пьесе не стало самоцелью, оно оправдано  всем сюжетом жизни персонажей и воспринимается, как действо естественное. Однако, когда  на финише всего происходящего, после казалось бы  всех  ироний и нелепостей   ком к горлу подкатывает, это точно все по чеховски, а главное -  по человечески.  

Валерий Петровский.
Театровед. Член Союза писателей, театральных деятелей и журналистов России.

Калининградский областной музыкальный театр.
http://www.musteatr.ru
Тел. /4012/ 210-812

Источник: Калининградский областной музыкальный театр

На правах рекламы