Станиславский и Немирович-Данченко прочли Чеховский "Вишневый сад", как драму. И были по-своему правы: они дали возможность многим последователям в своих постановках открывать все новые и новые пути такого прочтения и завоевать почти весь мир. Чехов - пример и даже эталон психологического театра. Пример высокой драмы... Иные постановки, скажем, уже нынешнего времени- от "Сада" В.Овчарова до недавней премьеры Марка Захарова - близки в своем прочтении к жанру фарса. Правы ли они, решат время и зритель. Чехов живет, меняется. Как бы меняется сама атмосфера пьесы, климат среды, все это меняет характеры и определяет разные результаты... Впрочем, мы не пишем новое исследование творчества Антона Павловича Чехова. У нас иная задача. Понять, в чем своеобразие новой работы режиссера Анны Трифоновой - "Вишневый сад" на сцене Калининградского областного театра.
Театру девять лет. За эти годы его молодые актеры прикасались к разной драматургии, испытывали себя в разных жанровых тонкостях. Анна Трифонова, как одаренный и при этом настойчивый педагог вела драматическую труппу театра по пути открытий и самоутверждения. Видимо есть у режиссера своя эстетическая программа для такого театра, театра, где обучившись у мастеров РАТИ, все могут разговаривать на едином художественно языке. Взаимопонимание в таком случае одна из важных составляющих в работе над любым, взятым в работу материалом. Смею это утверждать, отслеживая все эти годы рождение, эволюцию становления и, наконец, обретение неких результатов творчества молодого театра. Постоянно обращаю внимание на молодость театра не для соискания у зрителей скидок на "возраст", наоборот: акцентирую это с целью отметить свежесть восприятия актерами драматургических богатств и потрясающую энергетику, которая несомненно передается зрительному залу, благо он вот здесь, рядом с актером! Такова счастливая особенность театра на Бассейной. Не упрячешься ни за что, ни сфальшивишь в слове, интонации, в жесте - сразу заметно, зато если попадаешь в точку, рождается чудо под названием спектакль.
"Вишневый сад" Трифоновой - нелишнее тому подтверждение. Да, ребенок родившийся только вскрикнул, объявив о появлении на свет, а за вскриком этим тот, кто хочет, слышит и его будущее, и судьбу его. Что привлекает прежде всего - естественность, отсутствие наигранности, искусственности. Ведь кажется знаешь всех, кто в спектакле занят, о так приятно открывать для себя в каждом некие неожиданности, алмазные грани дарования. Классическое определение " актерский ансамбль", уж якобы архаичное, якобы устарелое, слава богу, имеет здесь место быть. Как и должно случаться в каждом хорошем спектакле. А произошло это еще и потому, что Анна Трифонова, как режиссер-постановщик сумела убедить участников спектакля в своей концепции пьесы, "перевербовала" и тех, у кого были свои воззрения, свое отношение к Чехову. Она создала такую атмосферу, при которой боле двух месяцев люди жили в чеховских обстоятельствах, к жизни относились по чеховски, разговаривали на том русско языке, мыслили теми категориями, исповедовали те идеалы... Так актеры да и все, кто причастны были к спектаклю, прожили вместе иную, не свою жизнь. Если вдуматься, это и есть подвиг в профессии, который, может быть, мало кто поймет и оценит. Но такое не проходит бесследно для прошедших такой путь познания и реализации познанного. . Это опыт. Неоценимый. Уверен, что для многих впоследствии он обернется обретением мастерства и успеха.
В связи с впечатлениями от спектакля многое можно сказать об актерских работах. Очень хочется! Но не время еще. Правильней это делать спектаклей через пять-десять, когда все найденное артистами дозреет, наполнившись еще и зрительским вниманием и реакцией. Зато уже сегодня можно отметить, что режиссура, используя модное сегодня выражение, собирала "чеховский пазл".
Вдохновенно и дотошно одновременно. Играющие в собирание пазлов знают, что когда не хватает, хотя бы нескольких элементов, да хоть и одного, пустота в этих пробелах зияет так громкоголосо, что отвлекает от смысла и красоты всего полотна. Трифонова собрала воедино все до мельчайших подробностей и нет в ее "Вишневом саде" никаких досадных пропусков и пустот. Есть яркая, смешная и трогательная одновременно картина российской жизни. Здесь есть чему посочувствовать, есть что и сравнить в самих себе, в каждом из нас. И еще одно заслуживает высокой оценки: комедийное в пьесе не стало самоцелью, оно оправдано всем сюжетом жизни персонажей и воспринимается, как действо естественное. Однако, когда на финише всего происходящего, после казалось бы всех ироний и нелепостей ком к горлу подкатывает, это точно все по чеховски, а главное - по человечески.
Валерий Петровский.
Театровед. Член Союза писателей, театральных деятелей и журналистов России.
Калининградский областной музыкальный театр.
http://www.musteatr.ru
Тел. /4012/ 210-812
На правах рекламы