Для меня лучшая метафора калининградской жизни — это импортные автобусы, бывшие в употреблении. Очень люблю немецкие автобусы, которые бегают по калининградским улицам и пугают прохожих диковинными надписями на языке Шиллера. Надписи эти наносятся в тех местах, где на родине автобусов обозначаются направления движения.
Сегодня вот я обнаружил, что (как, впрочем, и полагал Кант) пространство и время сотканы из одного материала, хотя кажутся
Вечерний автобус застал меня на остановке напротив магазина «Маяк» на улице Театральной, где я предавался размышлениям о природе дождя, льющегося
Все они здорово озадачили меня, хотя я немало времени провёл в транспортных средствах по обе стороны железного занавеса.
Первая из них была такая: 7=:?9
Она, как я догадался позже, указывала на время. Что это было за время, понять мне не удалось, но тут вдруг табло обрушило на меня следующую лавину сведений:
17: ?2: 2062
Это, как я понял уже быстрее, было указание на дату. Автобус полагал, что на дворе
Третья надпись, пробежавшая по табло, обескуражила ещё больше. До того момента я предполагал, что это всё наследие немецких владельцев автобуса
Надпись была такой:
«След. остановка — ул. О. Кошевого».
Эта надпись, подобно вестнику
Я поозирался по сторонам: все ехали как ни в чём не бывало. Кому хмель, кому
…Мест в салоне хватало, но пассажирка направилась к паре сидений, на одном из которых сидел мужчина, а на соседнем покоился его рюкзак. Мужчина переместил рюкзак к себе на колени, освобождая место для вновь прибывшей. Не
Владелец рюкзака опешил от такой реакции на свою предупредительность, но ненадолго. Он резонно осведомился, почему собеседница полагает, что у него грязный рюкзак. Она сослалась на свою наблюдательность и добавила, что лучше будет стоять, чем сядет на перепачканное место. Он возмутился и сообщил ей, что в её рассуждениях нет логики: почему она думает, что он носит грязный рюкзак на собственной спине?
На этот аргумент у стоявшей с гордым видом пассажирки не нашлось ответа, но тут появилась кондукторша и ненавязчиво отвлекла её от спора. Достав кошелёк, пассажирка ненароком выронила автобусный билет прямо на сиденье, недавно ещё изнывавшее под тяжестью рюкзака с репутацией неизвестной чистоты. Все, как мне показалось, посмотрели на билетик: и я, и разгневанная пассажирка, и владелец рюкзака, да и сам рюкзак, как мне померещилось, уставился на нового седока с немой укоризной. Пассажирка проследовала к другому сиденью и села там, вовсе не представляя, кто там сидел и что ставил хотя бы получасом ранее. Её собеседник гордо отвернулся к окну. Я, проследовав к выходу, отдался тёмным стогнам града.
Одинокий билетик, почтительнейше возвращённый автотранспортному предприятию, остался на сиденье свидетельствовать о нашей общей страшной и безумной судьбе.
Российский город Калининград
Хотя табло уверяло, что мы едем на улицу Олега Кошевого, обмануть меня ему не удалось. На самом деле мы, конечно, двигались по лихим дорогам в направлении полярной преисподней, где гнёт свинцовых веков обессмысливает всё: хронологию, топонимику, логику, этику, тривиум и квадривиум. За запотевшим окном расплывались знакомые силуэты из городского ландшафта.
Найдём ли мы среди них поруганный храм? Поймём всё? Вынесем всё, любя? Благодарно улыбнёмся движению другого человека нам навстречу? Промолчим в ответ на обидное слово? Подберём билет, чтобы ближний мог вздохнуть облегчённо?
Стихии продолжали выть и веять: за автобусным окном лил дождь, по электронному табло бегали бессмысленные знаки, чувство взаимной обиды пускало глубокие корни в душах пассажиров.
Что нам осталось — клейкие листочки, дорогие могилы?.. Хотя бы
Начнём с улыбки.
Илья Дементьев, историк. Фото — Арндт Бек.