Люди второго сорта

«Это же просто какой-то ужас… Как отсюда выбраться?» — спрашивала в пустоту женщина средних лет, в растерянности стоявшая на остановке «Рыбная деревня» на Острове, где я ждала автобус № 40. Выяснилось, что женщина — из так называемых индивидуальных туристов. Приехала в Калининград из Мурманска, а ей надо на Литовский вал, чтобы посмотреть на старые дома на набережной Преголи и на строящийся стадион.

Пока я объясняла, какой транспорт нужен и как долго его ждать (у меня на телефоне был открыт сайт go2bus.ru), вокруг нас собралось еще несколько человек — семейная пара в возрасте, юноша и девушка и две пожилые женщины. Среди них — не только туристы-индивидуалы, приехавшие в Калининград из других российских городов, но и жители Калининграда, которых каким-то случайным ветром занесло на Остров, и они не знали, что Высокий мост закрыт на ремонт, и трамваи не ходят.

Туристы гуляли по Ленинскому проспекту, спустились на остров Канта и после визита в Кафедральный собор вышли на остановку на Острове, чтобы отправиться дальше по своим туристическим делам. Однако на автобусной остановке столкнулись с тупиком глухого непонимания — они просто не смогли разобраться в расписании автобусов и маршруток. Расписание и правда представляло собой нечто странное — на разных листочках бумаги в разных концах остановки, без указания улиц, на которые едут маршрутки и автобусы. Одну пару я отправила на маршрутке, вторую (когда маршрутка в центр уже уехала) — пешком до Московского проспекта. Объяснить им, почему они не могут уехать с Острова до Ленинского проспекта без пересадок, я была не в силах.

Больше всего не повезло юноше и девушке, которые подошли чуть позже. К остановке подъехал автобус № 40, под лобовым стеклом у которого был указатель «на Сельму». Молодой человек несколько секунд изучал табличку с маршрутом на автобусе. Попытался спросить что-то у кондуктора, но та рявкнула в ответ: «Мы на Сельму!». В глазах её читалась явная неприязнь к пассажиру, который «тупит». Тут же подошел второй автобус № 40, у которого под стеклом лежала бумажка «Балт. р-н». «Сельмовский» «сороковой» закрыл двери и уехал. В глазах у молодого человека плескалась тоска, которую заменяла нарастающая паника.

«Нам нужно к Музею янтаря… Что же делать?» — в конце концов спросил он. «Ваш автобус только что уехал. Вам лучше выйти на Московский проспект и спросить у прохожих, они подскажут», — сообщила я туристам и махнула в сторону пока еще открытого Деревянного моста. Автобус, пыхтя, отъехал от остановки, на которой в печальном одиночестве стояли такие значимые для Калининградской области туристы.

Похожая история случилась, когда я решила летом проехать на трамвае по Ленинскому проспекту. Вместе со мной в пустой вагон зашла молодая женщина с маленькой девочкой. «Куда мы на нем доедем? Сможем вернуться назад на площадь?» — спросила женщина. «Схему движения во всех газетах печатали!» — буркнула в ответ кондукторша. «Куда вам?» — пришла я на помощь женщине с ребенком. «Просто проехать пару остановок. Дочка попросила. У нас в городе раньше были трамваи, а теперь нет», — рассказала пассажирка. Оказалось, что это тоже туристы. Из Архангельска. Приехали в Светлогорск, в Калининград добирались на автобусе до Северного вокзала. Девочка уговорила маму прокатиться на трамвае. И та на свой страх и риск села в вагон, даже не подозревая, куда он её привезет — подробной схемы движения транспорта на остановке, само собой, не было. «В России почти везде так. Язык до Киева доведет», — констатировала она, когда я попыталась извиниться за отсутствие внятной навигации.

Разобраться в расписании общественного транспорта на остановках около Центрального рынка, на Пролетарской, на площади Василевского, да вообще на любой городской остановке — для этого нужно обладать недюжинными экстрасенсорными способностями. Названия остановок — это отдельная «веселая» история. К примеру, на ул. Невского после площади Василевского друг за другом идут «БФУ» и «Университет». Кто придумал такие названия, и главное — чем они принципиально отличаются друг от друга? О чем, к примеру, может рассказать туристу название остановки «Культурно-досуговый центр»?

По-хорошему, на табличках автобусов нужно указывать не столько улицы, сколько важные для туристов ориентиры — Музей янтаря, Кафедральный собор, Дом Советов. Но пока что приезжим приходится руководствоваться в нашем городе известной русской поговоркой про язык и Киев.

Как это ни прискорбно, но отсутствие элементарной удобной навигации на остановках — это повседневность для «самого европейского» города России. С квестами «угадай свой автобус» сталкиваются не только туристы, но и сами жители Калининграда, когда у них возникает нужда сойти с привычных маршрутов общественного транспорта и отправиться туда, где их нога ступает не так часто. На остановках отсутствует адекватное расписание, указаны не те маршруты, которые ходят на самом деле. Да и вообще непонятно, есть ли на самом деле остановка там, где стоит остановочная будка. Мне как-то пришлось добираться в Калининград от Гурьевского кольца. Автобус остановился только после того, как я стала прыгать на остановке и махать ему руками. «А вы знаете, тут у нас остановка „по требованию“? Хорошо, что вы там руками махали», — душевно сообщил мне кондуктор, после чего привычно стал рассказывать, куда именно идет автобус, по каким улицам, и где мне лучше сойти.

Не буду оригинальна и приведу сравнение из серии «а как у них». «У них» в Эльблонге на каждой остановке не только подробно расписаны схемы движения общественного транспорта, благодаря которым турист, совершенно не владеющий польским, может понять, куда ему направляться и через сколько остановок выходить. «У них» в Гданьске, кроме схем движения транспорта, установлены электронные информационные табло с указанием, через какое время придет тот или иной маршрут. Такие же схемы я видела в Клайпеде, табло — в Каунасе. Кстати, табло в свое время устанавливали и во Владивостоке к саммиту АТЭС-2012 года, после которого они резко перестали работать, а потом и вовсе исчезли с городских улиц.

В Калининграде они тоже, наверное, появятся ближе к Чемпионату мира по футболу, и тоже, скорее всего, ненадолго. Калининградцы, которые пользуются общественным транспортом, по умолчанию считаются людьми второго сорта, не достойными элементарного — простой и внятной навигации на автобусных остановках. Впрочем, стоит ли ждать уважения от «отцов» города, которые на автобусах не ездят. И вряд ли сами знают, чем отличается «БФУ» от «Университета».

Оксана Майтакова

Комментировать (45)

Комментарии

prealoader
prealoader