Кое-что о выборе чайника

Случаи, конечно, бывают разные. Но всё же — чем в общем случае мы руководствуемся, когда выбираем, к примеру, новый электрочайник? Да, наверняка есть приверженцы определённых брендов. Есть те, кому надо, чтобы расцветка гармонировала с дизайном кухни. Вероятно, найдутся и те, кто обращает внимание на энергопотребление: тарифы что-то совсем не хотят снижаться. Но всё же будем честными: главное — чтобы чайник грел воду. Иначе он не чайник, а что-то другое.

Ещё сложнее, когда чайник у вас уже есть. Он был изначально, к его появлению вы не приложили никаких усилий, его вам попросту вменили. Ну, например, вместе с квартирой. Или с кухней. Или всем в этой стране почему-то раздали по чайнику, не особо спрашивая о желании или предпочтениях. Или просто звёзды так сложились, и вот он стоит у вас на столе. Довольно новый, даже, можно сказать, муха не сидела, жужжит чего-то, пытается греть воду. Точнее, по большей части делает вид — но он есть.

И тут вдруг случается странное: вам почему-то нужно опять его выбирать. Всем в один прекрасный день нужно собираться и идти выбирать этот чёртов чайник, который у вас уже есть. Изо всех передающих устройств, со всех вертикальных поверхностей, из почтовых ящиков и из уст вышестоящего начальства звучит один и тот же императив: иди, гражданин, выбирай себе чайник. Это твой гражданский долг. И если ты выполнишь его с честью, то кроме чайника возможны дополнительные бонусы. Ну там, пивка нальют на халяву, или телефон можно выиграть. Главное, чайник выбери, дружок.

В этот момент немногие (в самом деле немногие, ведь коллективное бессознательное — страшная сила) могут задать вопросы. Во-первых, зачем выбирать то, что у нас уже есть? Плюс ещё кое-кто (таких совсем мало) может вспомнить судьбу предыдущего чайника. 

Его выбирали примерно так же — он уже был и стал снова. Он даже кипятил, правда, электричество куда-то всё время пропадало, вода исчезала в неизвестном направлении, и его хохломская расцветка ну совсем не коррелировала с нашим квазиевропейским ремонтом. Но к нему привыкли, выстроили свою жизнь вокруг и около факта его существования. Потом, в один прекрасный день, дверь открылась, вошёл немногословный суровый гражданин в строгом сером костюме, забрал старый чайник, поставил новый и вышел прочь без каких-либо объяснений. Не то чтобы это кого-то сильно удивило, скорее вызвало лёгкое недоумение. Ну и ладно, забыли, проехали, живём дальше.

Другой вопрос (ещё менее распространённый) — простите, мол, но выбор предполагает некий ассортимент. Ну как же, что же, смотрите, вот же другие чайники, альтернативные модели. Раз, два, три — выбор что надо. Красный, синий, зелёный. Последний вообще вон только вчера подвезли. Тут мы смотрим на организатора выборов (чайника, конечно) и так, слегка приподняв бровь, переспрашиваем — алло, друзья, вы серьёзно? 

Мы на одни и те же чайники смотрим? Ведь у красного нет дна, синий весь в каких-то странных дырах, а в зелёном завелась плесень, между которой бродят какие-то странные насекомые. Ну что же, отвечают вам, выбор же есть — либо эти, либо ваш. Родной.

В этот момент у буквально единиц происходит приступ когнитивного диссонанса. Мы бросаемся на грудь организатора, хватаем его за лацканы пиджака, трясём, брызгая слюной, кричим: «Да зачем же, зачем, зачем нам выбирать то, что у нас уже есть?!». Ладно, вытирая брызги с лощёного лица, отвечает он. Смотрите: схема простая. Конечно, никакого выбора у вас нет. Конечно, мы же тоже не идиоты, мы понимаем всё. Но поймите и вы: чем лучше вы выберете чайник — один из одного, тут не ошибёшься, тем лучше будет жизнь потом. Счета за электроэнергию не будут вызывать выпадение глаз, вода перестанет резко пахнуть хлоркой, а потом, глядишь, и ремонт обновят. Ну, чтобы под цвет чайника.

И вы остаётесь сами по себе. Сидите, смотрите на свой чайник. Сильно хочется выпить, ну хотя бы — чаю. Набираете воду, ждёте. Он очень бодрый: пляшет перед вами, заигрывает с тарелками, открывает новую хлебницу, играет на гитаре и невпопад цитирует художественный фильм «Большой куш». Это ведь такой разносторонний, современный чайник. Но вот беда: пока он рассказывает, как строит царство разума, вода так и остаётся холодной. «Мне бы чайку...» — робко произносите вы. Но чайник рассказывает вам, очень эмоционально и красочно, какой отличный чай будет у вас потом. После выборов. Его. Одного из одного.

За окном медленно темнеет — другой чайник, куда более высокопоставленный, но выбранный примерно так же, некогда зачем-то перевёл часы. Вы вздыхаете и пьёте холодную, остро пахнущую хлоркой воду. И думаете — ну и ладно, в конце концов бывало и хуже. Могли ведь и паяльник в задницу.


Алексей Милованов, главный редактор «Нового Калининграда.Ru»

[x]