Скотный двор

К сожалению, не всё можно подкрепить фактами. Мне особенно неприятно об этом писать, потому что в ежедневной работе я всегда заставляю себя и окружающих искать эти самые подкрепляющие факты. А если их нет, то и писать тут не о чем. К сожалению, вещи, о которых я хочу сказать, фактами подкрепить я не в состоянии. Это вещи, о которых говорят многие в медиа-среде. Вещи, которые многих, очень многих волнуют. Но о фактической составляющей этих вещей писать не принято, ведь все всем как бы друзья, ну или, по крайней мере, коллеги. На днях один из таких коллег-друзей попросил не писать о проблемах в его медиа как раз так, «по-коллежьи». То есть, то, что его хозяин не платит третий месяц сотрудникам зарплату — это, как бы, по-коллежьи. А вот написать про всё это безобразие — не по-коллежьи. Ну, хорошо, не будем. В конце концов, рубрика так и называется: «Есть мнение».

Вначале я хотел привести в качестве примера для описания ситуации, в которой оказалось большинство региональных СМИ, больную СПИДом шлюху. Или, что ещё релевантнее, умирающего наркомана-писателя, прославляющего в своих опусах своего же драгдилера. Но, вероятно, для некоторых моих коллег эти сравнения покажутся нелестными и даже немного обидными. Возьмем лучше полудохлую корову. Зверей ведь все любят. У коровы есть животновод, который принимал её новорождённым теленком, выхаживал её, холил и, наверное, даже лелеял. Но этот животновод — лишь один из многих на ферме. У которой, в свою очередь, есть государственно мыслящий хозяин (или тот, кто себя таковым считает).

Сейчас корова состарилась, она болеет, она истощена, она глубоко несчастна. Но хозяин, оттолкнув уже прочь широким государственным жестом животноводов и доярок, продолжает сам, своими руками, раз за разом пихать ей в рот жухлое сено и тягать, тягать её за соски вымени. Корова уже и не мычит, она стонет, она еле стоит на ногах, из её вымени льётся даже не молоко, а какая-то дурно пахнущая мутная жижа. В ней нет и доли попыток более-менее объективно оценить ситуацию, в которой оказался наш эксклавный скотный двор. Но хозяин продолжает тягать. Продолжает скармливать эту жижу потребителям, которым уже абсолютно всё равно, что получать, ведь это — бесплатно. А если бесплатно, то, как известно всем нам с самого рождения, надо брать.

Ситуация на рынке региональных СМИ, как мне кажется (а конкретных цифр тут никто никогда в жизни не приведёт, даже все рейтинги — большой-большой цеховой секрет, за разглашение которого тебя тут же подвергнут остракизму), хуже, чем за многие предыдущие годы. Стоимость размещения рекламы, несмотря на инфляцию, стабильно снижается. Количество экономически несамостоятельных изданий, напротив, растёт. Многие печатают или озвучивают рекламу по цене себестоимости производства её носителей. Слишком многие потеряли самостоятельность, благодаря финансовым вливаниям из бюджета. Нередко журналисты просто не ходят на те или иные мероприятия, потому, что их редакциям за освещение этих мероприятий не платят. А есть и те, кто вообще закрывает новостное вещание и распускает штат журналистов до той поры, пока вновь не откроется рог бюджетного изобилия, не наполнит скудный редакционный бюджет. Но о них — ни слова. Это ведь «не по-коллежьи».

На заре своей губернаторской карьеры Николай Цуканов отчего-то решил уподобиться раннему Георгию Боосу и несколько раз собирал руководителей редакций местных изданий. Точнее сказать, владельцев и руководителей редакций. Вместе. Это уже в значительной степени обрекало подобные встречи на провал. Ведь редактора в чистом виде заинтересованы в производстве интересного аудитории продукта, а владельцы — в том, чтобы их активы приносили им прибыль. На фоне такой дихотомии редкие призывы к губернатору остановить хотя бы на год развращение масс-медиа бюджетными деньгами звучали, конечно, абсурдно. Хотя в этой идее был определённый смысл: понять, кто и как оценивает деятельность главы региона и его кабинета министров. Понять это в неизвращённой бюджетными миллионами рублей медийной реальности. Но тщетно; на 2013 год объем только лишь правительственных денежных инъекций по самым скромным подсчётам оценивается в 49 млн рублей.

Речь, конечно, далеко не только о губернаторе и правительстве. В круговой поруке повязли многие структуры и ведомства. Большинство из тех, кто распределяет бюджетные деньги на поддержку (именно поддержку, потому как никакой качественной критики закупаемые по госконтрактам информационные услуги не выдерживают) СМИ, рассматривают газеты, телеканалы, радиостанции и интернет-издания именно как ту самую корову. Им глубоко наплевать на её самочувствие, им неважен вкус производимого ей молока. Они уверены, что если залить мутной жижей с неприятным запахом всю область до краёв, они получат желаемый результат — всенародную поддержку и, в случаях повышенной концентрации, даже любовь. Оттого, что корова после очередного истерического удоя во славу успехов партии и правительства откинет свои копытца, никому из них не взгрустнётся.

Ведь для них это ни в коей мере не бизнес, с которым стоило бы сотрудничать. В противной ситуации, хотя бы какую-то часть из пресловутых бюджетных средств (общее число которых, изо всех возможных источников, приближается к сотне миллионов в год) можно было бы пустить на инфраструктурное и системное развитие региональных масс-медиа. Многие из редакций ютятся в гнусных помещениях давно переставших производить что-либо заводов, институтов и домов культуры. Там серьёзные проблемы с качеством офисных площадей и коммуникаций. Там полная беда с отоплением и прочими удобствами. Пожалуй, лишь две структуры готовы всерьёз похвастаться производственной базой: получившая её в наследство с тех ещё времён ГТРК «Калининград» и отгрызавшая годами по дециметру у Минобороны помещения на улице Рокоссовского «Западная пресса».

Казалось бы, чего тут изобретать велосипед. Найдите какое-нибудь очередное высвобождаемое Министерством обороны помещение, приведите его в порядок, сформируйте там столь любимый всеми министрами «кластер» — медийный кластер. Субсидируйте ставку арендной платы, подгоните придворный «Ростелеком» с его оптоволокном. И медиа-животноводы, хотя бы те, чей взор не затмили окончательно огрызки доходов из госбюджета, вознесут вас до небес. Но у них будет стимул в виде системного развития, а не крох на то, чтобы воздвигнуть себе, наконец, домик в Испании. Если ещё, лохи этакие, не успели.

Но нет, этого не происходит. И, скорее всего, не произойдёт в ближайшее время. Да и в отдалённой перспективе тоже. Правительство готово на словах обещать помощь и поддержку всем мыслимым и немыслимым сферам предпринимательства, кроме собственно СМИ. В тех же реалиях обитает и мэрия. Следом за ней, по объемам вливаний, плетутся миноритарии вроде облдумы. Медиапространство остаётся выеденным дочиста пастбищем полудохлых коров. Посредством которых власть предержащие пытаются вливать в глотки населения славословящую жижу. Животноводы тому и рады; тесный контакт с источником бюджетного благополучия куда приятнее, чем какие-то сиюминутные контракты с коммерческими рекламодателями. Да и те, видя глубину прогиба PR-площадок перед администраторами бюджета, всё меньше готовы расставаться со средствами на маркетинг. Лучше уж, честное слово, лишнюю пару десятков тысяч  рекламных буклетов напечатать.

В последнее время в медиасообществе всё больше говорят о так называемом «губернаторском холдинге» — попытке ряда придворных пиарщиков и технологов убедить верховного правителя региона в необходимости создания своего, полностью подконтрольного сегмента масс-медиа. Говорят и о конкретных неофитах-изданиях, которые туда войдут. Некоторые коллеги уже с головой окунулись в окучивание потенциальных бюджетов. Называть издания не стоит; это ведь, опять же, «не по-коллежьи».

Ажиотаж апологетов этой идеи можно понять. С одной стороны, новые медиа-скотины в контексте освоения госсредств всегда выгоднее старых, особенно если сама рука дающего принимает их роды. С другой стороны, дующим в ту же дуду десяток лет старым игрокам люди, при всей их доверчивости, верить перестают. Ну а как можно верить, к примеру, успехам в области здравоохранения, если никак не можешь получить ни нормальных услуг, ни бесплатных, положенных тебе по статусу, медикаментов? А тут, глядишь, и новая метла заметёт по-другому, а новая корова — иначе замычит. Особенно если речь идёт о более-менее удалённых от столицы муниципалитетах области, где, кроме традиционных газет-районок, никто ничего иного в жизни и не читал.

Одно радует. Если правительство решилось на возрождение забытых со времён Владимира Егорова собственных СМИ, то оно, надеюсь, поняло бессмысленность содержания за бюджетный счёт прикормленных за последние семь лет, несчастных, издыхающих коров. Самим коровам это, правда, ни разу не поможет. От прочно приобретённых инстинктов никуда не деться.

[x]