Газ тщеславия

Тщеславие — одно из проявлений гордыни, которая, в свою очередь, входит в христианской традиции в список семи главных, коренных, смертных грехов. «Тщеславный, кто жадно ищет славы мирской или суетной, стремится к почету, к похвалам, требует признания мнимых достоинств своих», — писал в своём Толковом словаре живого великорусского языка Владимир Даль. Ницше же замечал, что люди знатные зачастую пытаются отрицать собственное тщеславие даже там, где «люди другого сорта не сомневаются в его очевидности». К сожалению, со второй половины 19-го века, когда Даль и Ницше писали свои труды, изменилось немногое. Наша знать всё так же стремится к не всегда оправданным реальными достижениями почёту и похвалам, начисто отрицая при этом истинную причину этого стремления. Иногда стремится так неудержимо, что кажется, будто чиновники находятся под воздействием некоего дурманящего газа.

На этой неделе областные власти с новыми силами и в новом стиле принялись обсуждать перспективы строительства отвода в Калининградскую область от газопровода «Северный Поток», он же — Nord Stream, он же — СЭГ, Северо-Европейский газопровод. Днём в среду президент Владимир Путин провёл встречу с главой правления концерна «Газпром» Алексеем Миллером. Информация о ходе встречи, распространённая президентским сайтом, сводится к следующему: «Газпром» ветку газопровода на Калининград построить может. Технически. Но так и не понял, стоит ли делать это с экономической точки зрения. «Мы провели исследования и получили сегодня положительный ответ о технической реализуемости строительства газопровода-отвода от существующей нитки „Северного потока“, от первой или второй», — заявил Миллер. Кроме того, он сообщил, что максимальный объём природного газа, который может потребоваться региону, оценивается в 4,6 млрд кубометров. 2,5 млрд из которых уже доставляются в Калининград сегодня через Литву.

По словам Миллера, менеджмент Nord Stream AG, компании-оператора газопровода, по результатам исследований подтвердил возможность строительства газопровода-отвода на Калининградскую область, проведены исследования и получен положительный ответ о технической реализуемости отвода от существующих ниток. «Мы продолжим контакты с нашими иностранными партнёрами по „Северному потоку“ и по результатам, будем докладывать», — цитирует слова Миллера сайт президента страны. Тут не видно не то, что каких-то конкретных обещаний, а даже и готовности начинать соответствующие работы. Потому что, во-первых, всё не очень ясно с точки зрения экономики, а с другой — есть ведь и зарубежные партнёры. Которым энергобезопасность отдельно взятого региона газовой житницы совершенно до лампочки.

Сам же Владимир Путин заявил, что если технические сложности, всё же, возникнут, то отвод можно построить и попозже, в рамках сооружения третьей ветки «Северного потока» на Великобританию. Кроме того, президент поручил проработать министерству энергетики всю картину энергоснабжения Калининградской области. «Нужно, чтобы у нас вся энергетика Калининграда была бы выстроена, и все возможности были бы понятны, ясны и прогнозируемы, имея в виду и перспективы развития экономики самой Калининградской области», — сказал Путин. Здесь важно заметить — Путин традиционно поручает руководству «Газпрома» лишь прорабатывать варианты. Концерн поручения исполняет, варианты прорабатывает, но решения о строительстве чего-либо принимает — и сам Миллер этого не скрывает — из соображений экономической эффективности.

Губернатор Николай Цуканов с изрядной скоростью поспешил примерить на себя лавровый венок победителя многолетней битвы Калининградской области за «Северный поток». Он заявил, что решение президента (напомним — проработать варианты) имеет особое значение. И что чуть ли не самостоятельно пробивал это эпохальное решение. «Особого желания строить ответвления не было, — сказал губернатор в четверг в Светлогорске с такой интонацией, будто отвод уже готов, осталось лишь повернуть задвижку. Ситуация изменилась, когда я встречался с Миллером три месяца назад, до Нового года. Мы обсуждали этот вопрос, я сказал, что без ответвления от „Северного потока“ регион не может себя чувствовать свободным, энергетически независимым. Самое главное — не только энергетическая независимость, самое главное — экономические возможности региона».

gz.jpg
Губернатор Калининградской области Николай Цуканов.

Здесь Цуканов использовал термин «энергетическая независимость», в официальном пресс-релизе — слово «энергобезопасность». Козырь этот — беспроигрышный и бесконечный, когда дело касается вопросов строительства разных объектов энергетики. Под лозунгом энергобезопасности у нас делали многое. В частности, строили оба энергоблока ТЭЦ-2, и принимали решение о сооружении Балтийской АЭС. Без какого-либо общественного обсуждения. И если ТЭЦ-2, собственно, вполне служит реализации этой задачи, то с атомной станцией вышло вообще забавно. Обещали обеспечить с её помощью энергобезопасность, а в итоге выяснилось, что всю будущую энергию планируется пускать на экспорт. Вопрос включения станции в региональную энергосистему, как признало не так давно очередное руководство «Янтарьэнерго», даже не прорабатывался.

Экономическая целесообразность тоже вызывает некоторые вопросы, причём — далеко не только здесь. В четверг Цуканов обмолвился о существовании некоего стратегического инвестора, который крайне жаждет построить в Калининградской области завод по переработке природного газа, причём как по производству сжиженного газа, так и по изготовлению удобрений. Идея интересна со всех сторон. Во-первых, многим, наверное, хотелось бы узнать, что за инвестор имеет в планах строительство газоперерабатывающего производства в регионе, испытывающем дефицит газа даже для населения и существующей, негазовой промышленности. С другой стороны, интересно посмотреть на реакцию руководства «Северного потока». Его убеждают построить отвод от трубопровода, через который компания продаёт российский газ за рубеж, чтобы на конце этого отвода некий промышленник делал из этого газа удобрения.

Про технические возможности построить отвод от «Северного потока» — ещё интереснее. О том, что они существуют, говорилось ещё в далёком 2007 году — до запуска газопровода. В середине июля того года в Калининград приезжал в рамках своего предвыборного турне тогда ещё вице-премьер правительства страны Дмитрий Медведев. Во время встречи с журналистами в отеле «Фальке» в том же Светлогорске он даже разыграл целую сценку. В зал гостиницы, где Медведева ждала пресса, главный на тот момент двигатель нацпроектов вошёл, разговаривая по телефону с руководством «Межрегионгаза». «„Газпром“, „Межрегионгаз“ занимаются оценкой возможностей региона, оценкой спроса, который существует, оценкой спроса с точки зрения платежеспособности», — сказал тогда журналистам Дмитрий Медведев. И без тени сомнения сообщил: возможность построить отвод есть, и заниматься этим нужно. 

Тогда будущий бывший президент наговорил много чего ещё. Он называл малоэтажное строительство «100-процентно успешным» способом ликвидации проблем с жильём в Калининградской области. Обещал, что «через полтора-два года» ставка ипотечных кредитов будет составлять 8 процентов годовых. В нынешнем году он «призывает» банки снизить ипотечные ставки до 10,9 процента с нынешних 12. Единственным, пожалуй, практическим результатом тогдашнего визита Медведева стало некое улучшение ситуации со школьными автобусами. Купленные Георгием Боосом для «укрупнённых» (за счёт закрытых мелких сельских) школ ярко-жёлтые автобусы российского производства оказались настолько гнусного качества, что не смогли доехать от места торжественной презентации у здания правительства до места назначения.

С тех пор прошло шесть лет. Автор вопроса про автобусы, тогдашний обозреватель «Калининградской правды» Вадим Смирнов теперь трудится в президентской администрации. Дмитрий Медведев побывал президентом и вернулся в правительство страны. А газовый воз и ныне там, «Газпром» и чиновники продолжают утверждать, что отвод в Калининградскую область построить можно, но делать это не спешат. Их можно понять. «Газпром» хочет стоить триллион долларов, а у него это пока не очень получается. Для российского газового концерна, владеющего 51% акций Nord Stream AG, перспективы экономического развития Германии и Великобритании куда очевиднее, чем будущее Калининградской области. И не только для него одного. На этом фоне победные реляции Николая Цуканова, к большому сожалению, пока что — лишь проявления тщеславия. Требования признания мнимых достоинств своих. Точно, как писал Даль.
[x]