Немец не прошел

Завод BMW в Храброво должен был стать одним из самых крупных частных инвестиционных проектов в Калининградской области. Региональная Корпорация развития в своем отчете о деятельности в 2018 году, сообщала об ожидании более 15 млрд руб. инвестиции на территории индустриального парка «Храброво». После заявления вице-премьера правительства Дмитрия Козака о том, что планы автоконцерна о строительстве завода BMW ему неизвестны (после нескольких лет анонсов предстоящего запуска), шансов на то, что проект будет реализован, практически не остается. Но появляются два актуальных вопроса: остались ли у нас другие серьезные частные инвестиционные проекты и зачем мы строим индустриальные парки, если их главные предполагаемые арендаторы исчезли?

В ситуации с BMW стоит обратить внимание на историю. Много лет «Автотор» Владимира Щербакова обеспечивал немецкому концерну беспошлинный доступ на российский рынок через несложную сборку автомобилей из машинокомплектов и продолжает это делать до сих пор. Много лет Минпромторг РФ пытался давить на «Автотор», чтобы тот усложнял производственный цикл, но компании удавалось отделываться в основном масштабными обещаниями.

Сложно сказать, в чьей именно голове родилась идея разделить спайку «Автотор» — BMW, но с начала 2018 года власти официально заговорили, что завод BMW не будет иметь отношения ни к «Автотору», ни к его площадке (почти 1 тыс. га, полученных от города за символические деньги). Алиханов, вероятно, полагал, что немцы «сядут» на его площадке в индустриальном парке Храброво и этим подтвердят обоснованность масштабных инвестиций из областной казны в этот проект. Без BMW проект парка в «Харброво» выглядит на данный момент провальным. К началу 2019 года оформить договор аренды в парке изъявили желание всего две компании со скромным объемом заявленных инвестиций в 160 млн руб. В начале 2010-х эти компании не смогли бы получить даже статус резидента Особой экономический зоны из-за слишком маленьких проектов. Однако к началу марта уверенность Алиханова в том, что BMW реализует свой проект в Храброво, куда-то улетучилась, и он как само собой разумеющееся заявил, что BMW может собирать автомобили и в рамках специнвестконтракта «Автотора». «Не важно, как BMW будет делать — отдельно или с „Автотором“, операционным партнером „Автотор“ будет всегда», — сказал Алиханов.

Как «Автотор» может быть «операционным партнером» BMW на его же собственном заводе в Храброво, неясно. Более того, «Автотор» категорически против того, чтобы делать что-либо в Храброво. Поэтому неопределенные выступления Козака и Алиханова стоит воспринимать как завуалированный отказ от храбровского проекта с переключением в качестве приоритета на давно сложившийся и наиболее вероятный формат.

«Автотор» проведет некоторую модернизацию своего действующего сборочного производства, заключит специнвестконтракт с Минпромторгом РФ и получит все необходимые ему льготы. BMW же сможет расслабиться и традиционно положиться на своего партнера, который, не требуя больших вложений, много лет обеспечивает ему доступ к кошелькам состоятельных россиян.

Единственным публично пострадавшим в этой ситуации выглядит губернатор Антон Алиханов, активно фронтировавший проект завода в Храброво и теперь демонстрирующий чудеса риторической эквилибристики. Многие крупные проекты, о которых он заявлял с момента появления в области, так или иначе были отменены. Arc International и Kronospan, которые должны были стать «якорями» в Черняховске, так и не вложились. Теперь исчезает и «якорь» Храброво. Других значимых негосударственных проектов при Алиханове пока не появилось.

К спецэффектам Владимира Щербакова, которыми он обычно сопровождает заключение новых договоренностей с федеральным правительством, стоит относиться более чем аккуратно. Еще в 2013 году, ожидая проблем после отмены таможенных льгот, Щербаков обещал 21 завод и город-сад на северо-западе Калининграда. Потом Щербакову по его же инициативе начали рефинансировать таможенные пошлины через бюджет, и в автокластере, а также в городе-саде нужда отпала.

Теперь, когда «Автотор» выходит на очередной круг получения федеральных льгот через специнвестконтракт, из запылившегося сундука бывший советский вице-премьер извлекает слегка модернизированную идею уже обещанного много лет назад города-сада, на этот раз носящего название «новый город цифровой эпохи». Для создания эффекта новизны и масштаба заявляется о строительстве японского медицинского центра за 250 млн долларов.

Чтобы был понятен масштаб: это примерно столько же, сколько должен был стоить завод BMW в Храброво. Необходимость завода, который открывал немецкому концерну двери на российский рынок, если Щербакову не хватит лоббистского ресурса, была понятна хотя бы на уровне базовой логики. Зачем японцам строить в бедном провинциальном регионе медицинский центр астрономической стоимости, неясно совсем. Из мотивировки есть только удивительная реплика Щербакова про то, что японцам в Калининграде «лучше, удобнее и проще, чем в Европе». Это заявление того же порядка, что и фраза о жадных и безынициативных калининградских предпринимателях, которые не спешат сдаваться в рабство «Автотору».

Пока же ситуация выглядит так: Щербаков выигрывает, технократы проигрывают, а жители области здесь вообще особо ни при чем.

[x]