Переосмысливая янтарный пляж

Промоутер Вадим Александров о том, как возродить «главный пляжный фестиваль России».

Событийный туризм — это мировой тренд. Калининград в последние годы становится всё более популярной дестинацией прежде всего у туристов из «большой России». Дать молодёжи России, Европы и Калининграда шанс сделать своё лето по-настоящему позитивным и ярким — в этом миссия «Янтарного пляжа»!

Вообще меня попросили не умничать, я и не буду.

Мы действительно развиваемся step by step в плане событийного туризма. Появляется много интересных событий, мы ловим какие-то мировые тренды. Но стоит признать, что основной аудиторией этих событий является в основном региональная публика. Конечно, туристы их тоже посещают, но для них это случайный бонус, приехали — а тут условный «Ви вилл рок ю», фалафель и в небе распускаются огненные цветы.

Мой пляжный фестиваль был изначально и спланирован как платное мероприятие для 30-50 тысяч человек. Задумал я его в 2009 году. Прошло десять лет. По стечению обстоятельств наш регион сейчас является лучшим для организации «Главного пляжного фестиваля России». Просто потому, что других нет. Потому что в Крым никто из западных артистов не поедет. Потому что в Сочи и так всё с туристами нормально. Потому что мы на перекрестке Риги и Варшавы, Гданьска и Вильнюса. Потому что с погодой у нас непонятно и нам нужен большой магнит для туристов.

Лучшего места для проведения, чем пляж Янтарного, не было ни тогда, ни сейчас. Широкий, огромный и красивый пляж с возможностью подъезда спецтехники и транспорта. Сцены прямо у моря. С двумя «Голубыми флагами» по краям. Мероприятие адски сложное в производстве, но очень красивое в действии. Стоишь в воде у прибоя, держишь напиток, смотришь на сцену.

В 2009-м я и не задумывался ни о каком событийном туризме, это было само собой разумеющимся. Ибо где бы мы в области нашли 50 тысяч, стоящими под главной сценой, даже хоть бы и на Chemical Brothers. План был прост — делай круто, тащи хэдлайнеров всё круче и круче — народ из большой России поедет.

В первый год — Timo Maas. Во второй — Paul Oakenfold (поменяли локацию, потому что Янтарный комбинат пригрозил выйти с разработкой на пляж). В третий — Scooter. Всю дорогу народ кричал: «вывсеврете, не приедет». На четвертый год партнер вышел из бизнеса, и вместо условного Moby приехал ветеран Westbam. Но зато тогда впервые в регионе с компанией Dreamlaser мы сделали сцену с 3D-маппингом.

Потом был перерыв до 2016 года, а потом случилось то, что случилось.

Сейчас я думаю о простых вещах. Что тот чувак, некий Вадим Александров, правильно всё задумывал, но не знал главные принципы создания так называемого «федерального события». Ниже они. Кровью и потом полученные.

Нужен диалог с властью. Время изменилось, ничего уже самому не получится. В 2013 был шанс, мы его с партнером упустили.

Это дорого. Лет на пять нужно стабильное финансирование. Минимальный бюджет должен в два раза превышать бюджет 16-го года. Прибыль реинвестируется — уровень лайнапа поднимается. Gogol Bordello, потом Underworld, Massive Attack, A-ha, Depeche Mode, как-то так. Начинаем с третьих строчек постера лайнапа мировых фестов и лезем наверх.

При этом тебе нужно вся возможная региональная аудитория и красивая картинка. И неизбежен разрыв между уровнем события и платежеспособностью местного населения. Потом ты по IP покупателей поймешь, что ценник можно поднимать, но только потом. А пока абонемент на все дни за честный «рубль». Никакого бесплатного входа — это глупо и даже опасно.

Бессмысленно искать достойных спонсоров. Они сами придут, когда поймут, что пора. Ну хорека (HoReCa, термин, обозначающий сегмент сферы услуг индустрии гостеприимства), ну бартер, по мелочам.

И о погоде. Я сам местный, нипочем не поставлю 100 злотых против того, что завтра не будет метели. Соответственно, тентованные павильоны будут расти до момента, пока не потребуется mainstage (главная сцена) для 15 тысяч.

Крупное событие может стать агрегатором некрупных; договаривайся с организаторами «Тортуги», Amberfest, Street Food, «Мультяшкино», давай им пространство и ресурсы. Пусть все будут — и водные виды спорта, и поиски янтариков, и вкусная еда, и мультики для детей, и фейерверк, и лазерное шоу. И выберут королеву пляжа. И десяток пар поженят. И прилетит губернатор в голубом вертолете и т.д.

Власти, если она действительно хочет развивать событийный туризм, стоит принять крупное мероприятие как инфраструктурный проект. Который на коленках и из г...на и палок не сделать. Где требуется многолетняя кропотливая работа и серьезное финансирование. Инструмент в виде АНО (автономной некоммерческой организации) прекрасен, надо чтобы он заработал.

Не надо изобретать велосипед. Фестивальная индустрия в мире налажена давно и хорошо. Только я один нипочем не справлюсь. И пора сменить название. Прилагательное «янтарный» уже всем осточертело. Новое будет указывать на месторасположение — «Янтарный, пляж».

И если условный некто пригласит меня в кабинет и скажет: «Уинстон, вы наверняка знаете, зачем я вас пригласил?», я с покерфэйсом отвечу: «Понятия не имею, ваше Величество».

[x]