Удивительная жизнь

Жизнь – удивительнее любой выдумки, любого плода даже самого изощренного ума. В последние дни эта истина подтверждается все чаще и чаще. То, что я вижу, я вряд ли смог бы придумать – а если бы смог, то постарался поскорее забыть. Как дурной сон.

Картинка первая. Давеча вот был праздник - День народного единства. Газеты и телевизор всё пытаются объяснить непонятливому народу, что в этот день в 1612 году народное ополчение под руководством Минина и Пожарского не без помощи Казанской иконы Божией Матери прогнало поляков из Москвы. Но народ не очень-то хочет понимать, что тут к чему – в прошлом году, согласно данным социологов «Левада-центра», правильно назвать праздник смог только каждый пятый респондент, а праздновать собирались – и того меньше, лишь 12%.

Но на площади Победы в минувшее воскресенье кроме обычных граждан были и ответственные люди. Если они и не понимали, что за праздник, то что надо делать – знали точно. Около сотни активистов «Молодой Гвардии», вооруженные флагами своего движения, а также партии-матери, знали – нужно ходить. Это была крайне опасная для неподготовленного зрителя картина. Со сцены ретро-напевы трио в ярко-голубых костюмах перемежались «Долиной, чудною долиной» в исполнении худощавого парнишки с гитарой наперевес и в рубашке с коротким рукавом. Под эти звуки одинаково одетые «молодогвардейцы», выстроившись в плотную колонну с флагами наперевес маршировали по сложной траектории. Они маршировали долго. Очень долго. Страшно долго. В общей сложности, насколько я понимаю, часов десять. Время от времени они останавливались; замерзших подростков заботливая тетя поила горячим чаем из термоса. Затем движение продолжалось. Когда трио в голубом завело «Нам бы, нам бы, нам бы всем на дно», картина приобрела окончательно апокалиптический характер.

Несколько «молодогвардейцев», однако, никуда не ходили. Они скучились у края площади и изредка взмахивали флагами. На них, на их бродящих соратников по движению и на все праздничное благолепие, широко улыбаясь, взирала потрепанная жизнью женщина. Чиновники называют таких социально незащищенными слоями населения. Люд попроще – бомжами. По странному совпадению женщина была одета, как и юные политики, в синее. При ближайшем рассмотрении можно было увидеть, что лет ей не так уж много. Зубов во рту, правда, тоже. Но улыбаться и испытывать единство с народом это ей не мешало.

Возможно, молодым людям с флагами и в униформе было скучно. Наверное, идея о равноправии всех граждан вне зависимости от количества зубов не входила в программу их обучения. Но, как бы то ни было, несколько парней и девушек схватили древки с флагами наперевес и принялись тыкать в улыбающуюся женщину. Так в цирке поступают с дикими зверями. Только те могут дать отпор. Женщина отпора не давала, но пыталась сорвать флаг «Молодой гвардии». В какой-то момент это у нее получилось, и она, улыбнувшись еще счастливее, прижала его к щеке. Когда степень ее единения с флагом стала зашкаливать, рослый парень в синей куртке и белой кепке с силой вырвал у женщины полотнище. Двое его друзей азартно снимали процесс на мобильные телефоны. На щеках у всех у них были нарисованы маленькие флаги России. Вечером для всех них, а также для прочих желающих спела группа «НА-НА».

Картинка вторая. В минувший четверг в зале историко-художественного музея несколько сот человек в течение двух часов в красочных выражениях рассказывали друг другу о том, что они поддерживают политику Владимира Путина, план Владимира Путина, курс Владимира Путина и лично Владимира Владимировича Путина. Таким образом создавалась общественная организация… правильно, в поддержку курса Владимира Путина.

Курс президента поддерживали разные организации. Ветераны различных военных конфликтов говорили о том, что Путин – за сильную армию и патриотическое воспитание. Член молодежного правительства, стройная девушка лет двадцати, вспоминала, как страна стояла на распутье в конце 90-х годов, и как Путин ее, страну, вывел в верном направлении. А тетушка из одной общественной организации предавала форменной анафеме западных грантодателей – хотя сама была замечена в активном освоении грантов. Как и большинство вытянувшихся сегодня в антизападническую стойку общественных структур. Да что общественных – объемы зарубежных средств, успешно освоенных администрациями области и города не снились никаким НГО.

Больше всего усердствовал столичный адвокат и телеведущий Павел Астахов. Он пугал соседями-евросоюзовцами, которые хотят отнять янтарь, дома, ресурсы и землю. Для чего, собственно, в тех самых страшных девяностых травили россиян гуманитарной помощью при попустительстве правительства реформаторов и олигархов. Забавно, что ныне клеймящий олигархов и злодеев из-за рубежа господин Астахов вовсе не стеснялся защищать в судах Владимира Гусинского и американского якобы шпиона Эдмонда Поупа. Впрочем, относиться к нынешнему турне адвоката в поддержку курса Путина стоит, вероятно, так же серьезно, как и к его судейству в телевизоре. Несмотря на всю выстраданность его тирады «Но мои дети мне говорят — а как же без Путина?»

Пыл, с которым выступал десяток ораторов, был завидным, но казался совершенно необоснованным. В зале кроме организаций, решивших поддержать курс президента (казаки, ветераны военных действий, несколько менее военизированных объединений), были только студенты. Они, впрочем, ушли так же безмолвно, как и пришли, и во время выступлений сохраняли пресное выражение лица. Остальные же выглядели вполне согласными с тем, что Путин – это наше всё. То есть, военные пенсионеры, казаки и даже председатель Общественной палаты Николай Петеров на протяжении двух часов убеждали сами себя?

Зачем всё это? Для чего и почему? Какой таинственный замысел кроется за марширующими весь день по площади «молодогвардейцами» и казаками, поддерживающими курс Путина? Зачем вообще его поддерживать – если он так хорош и полезен, а главное – понятен, то отчего бы его попросту не претворять в жизнь? Но ответов на эти вопросы жизнь пока что не дает. Она лишь каждый день доказывает, что удивительнее самой изощренной выдумки.

[x]