Райские птицы

Катастрофические события в финансовой сфере меньше чем за два месяца стали для многих чем-то совершенно обыденным. В первую очередь, наверное – для тех, кому все едино, что ММВБ, что РТС, и какие там индексы куда падают, тоже побоку. А еще для тех, кто, наоборот, слишком хорошо понимает, что произошло «оно», почему «оно» случилось и чем это «оно» нам всем грозит. Тут бы, конечно, справедливости ради стоило употребить местоимение «она» или «он» - в зависимости от степени владения нецензурной лексикой. Но не будем драматизировать. Все и так драматично донельзя.

Столь же привычными стали мантры чиновников о том, что кризиса в России как такового нет – как изрекаемые лично, так и в переложении пока что не уволенных журналистов. Большую известность получила юмористическая памятка-разговорник авторства блоггера tsarev_alex. Согласно ей, существительное «кризис» теперь можно использовать только в комбинации с прилагательным «мировой», выражение «нефть подешевела в 2 раза» следует заменять при письме и в речи на «цены на бензин упали на 0,37%», а мрачное «меня уволили» необходимо транформировать в беззаботное «я стартовал во фрилансе».

Шутки шутками, а вот как мои коллеги будут и далее безропотно служить проводниками архиоптимистичных правительственных заклинаний в массы народные, в условиях, когда рекламные бюджеты более-менее крупных компаний не то, что сокращаются – рубятся под корень, сворачиваются до нуля без палочки – загадка. Потому что бюджетных средств, как это ни печально, не только не хватит на всех. Их не хватит даже какому-то одному из СМИ, и причина тому – психологический парадокс чиновников, отвественных за раздачу денег по средствам массовой коммуникации. Как показывает практика, желания оплачивать хотя бы себестоимость публикаций у власть имущих нету. О какой-либо выгоде для публикаторов и говорит не стоит. Согласитесь, придя в ресторан с желанием съесть ужин за полцены, мотивируя это простым до святости аргументом «а больше я платить не могу», вы наверняка услышите такой же простой «пшел вон». Но все не так в щепетильном вопросе освещения деятельности, к примеру, правительства в СМИ. За полцены – и ужин, и танцы, и вечерняя аналитическая программа. Кстати, становится понятно, отчего рядовые сотрудники правительства обеды в столовой «красного дома» иначе как «мерзостью» не называют. И возникают серьезные опасения относительно того, что там нам настроят вместо Приморского кольца.

Да и черт с нами, с журналистами – ну подкосит нас кризис окончательно, разорятся газеты с телеканалами, пойдем, как советуют многие из вас, улицы мести или еще что полезное делать. Я вот, например, лет пятнадцать назад мыл машины у первых коммерческих банков, и неплохо, помнится, получалось. Забавно, что сейчас в столице аналитики, исторгаемые из рушашихся финансовых структур вполне охотно идут работать как раз в медиа-бизнес, писать про то, как оные структуры рушатся. Что, в общем, понятно: пока гром не грянул, за такие зарплаты они бы из кабинета не вышли, а теперь-то не то, что гремит, а град камнями сыплет, и кабинет уже реструктуризировали в целях расчистки долгового рынка.

А вот что же делать с чиновниками? Особенно с теми, кто давным-давно отошел от реальной жизни, погрузившись в бумажную волокиту? С одной, практической стороны их будущее достойно всяческого сожаления; от реальной жизни они совершенно далеки. Но ровно этот же фактор заставляет испытывать острую зависть. Эти райские птицы резолюций и параграфов порхают в каких-то собственных, то ли розовых, то ли голубых облаках, питаются нектаром, и невзгоды реальности для них – сущие пустяки.

И знаете, ведь действительно для них кризиса не существует. Ну вот, к примеру, не далее, чем в этот вторник на оперативном совещании в администрации Калининграда замглавы по строительству Павел Саркисов совершенно искренне рекомендовал «входить на рынок недвижимости» и даже «скупать квартиры оптом». И хоть (что само по себе крайне удивительно) и пожурил правительство, дескать оно спускает в столицу региона «ничем не подкрепленные цифры», но все же пообещал: снижения объемов ввода жилья в строй не допустим. Слава богу, что господин Саркисов не употребил в своей речи слова «ипотека». Нынче люди, что поняли происходящее вовремя, смеются в таком случае в голос – а те, кто клюнул на эту удочку, бьют за подобные выражения в лицо. Глава администрации откровения своего зама, кстати, не услышал. Феликс Лапин уже неделю как празднует полувековой юбилей.

Или вот еще, к примеру, интересная тема – увольнения, то есть, простите, «старты во фриланс». Информацию о них Минздравсоцразвития, как выяснилось, опровергает. В наших палестинах пока молчание; моя коллега, обратившаяся в службу занятости населения, получила в ответ предложение подождать как минимум до конца недели – якобы, нужно «собрать цифры». Волнует мысль о том, чем же занимается эта самая служба, коли у ее руководства таких цифр под рукой в постоянном доступе нет. Зато есть другие цифры: данные о размещаемых в разделе «Работа» на «Калининград.Ru» вакансиях и резюме. Так, если безоблачной весной этого года в день к нам поступало порядка сотни объявлений от ищущих работу и раза в полтора-два больше от работодателей, то теперь ситуация в корне изменилась. Резюме – под четыре сотни в день, а вакансий – всего 50-60. Причем самая популярная категория для поиска работы – «бухгалтерия, финансы», для найма сотрудников же – «производство, промышленность». Но мне кажется, что гражданин по фамилии Тупилин, сообщивший о том, что массовых увольнений нет, в самом деле в это верит. Он же тоже из этих райских птиц.

Ну и, конечно, самая видная птица, волею судьбы и экс-президента губернатор самого западного региона Георгий Боос. Он предложил повысить собираемость налогов, отменив в муниципалитетах понижающие коэффиценты единого налога на вмененный доход. Другими словами, повысить налогообложение малого и среднего бизнеса – именно небольшие фирмы «сидят на вмененке». Нельзя не отметить крайнюю своевременность такого маневра: господин Боос предложил его именно тогда, когда малому бизнесу пришлось забыть о банковских кредитах как минимум на ближайшие полгода. Причем выполнять свое распоряжение губернатор просит как можно быстрее – до начала декабря. Оно и понятно. Очаровавший главу региона оптимистический вариант областного бюджета на ближайшие три года верстался и одобрялся ровно тогда, когда финансовый катаклизм был уже очевиден, но авторы основного финансового документа, вероятно, пили нектар в облаках. Теперь же, как ни странно, несоответствие заложенных цифр реальности стало понятно и им – а принять бюджет в окончательном чтении нужно в установленные законом сроки.

На сладкое же не могу не напомнить слова человека, к мнению которого губернатор, якобы, должен прислушиваться – его советника по экономическим вопросам, доктора экономических наук и завкафедрой финансов, денежного обращения и кредита РГУ имени Канта Леонида Ивановича Сергеева. Отвечая в ходе интернет-конференции на нашем сайте на вопрос о том, чем грозит региону кризис, господин Сергеев сообщил буквально следующее: «подавляющее большинство населения практически не ощутит на себе мировой финансовый кризис». Стоит предположить, что уважаемый профессор на работу добирается не на машине и даже не на троллейбусе. Вероятнее всего, его несут легкие крылья. То ли сквозь розовые, то ли через голубые облака.

[x]