Свобода навсегда

Кризис, пришедший с Запада… Отголоски мирового финансового кризиса… Примерно так чиновники называют то, что происходит с российской экономикой. Точнее – со всеми нами, ведь экономика это не гомункулус в пробирке, не зверь в зоопарке, не экспонат Политехнического музея. Это наше с вами вчера, сегодня и завтра, и если вчера и сегодня кризис еще не затронул вас лично, то будьте уверены, что завтра ваш начальник явится на работу с мрачным выражением лица, долго будет сидеть в запертой изнутри переговорной комнате с топ-менеджерами, а затем сообщит вам, что тринадцатая зарплата отменяется, чай, кофе и туалетную бумагу придется покупать за свой счет, а обновление офисной техники откладывается на неопределенное время. И, да, чуть не забыл, новогодние подарки для детей сотрудников компании будут, скажем так, скромными.
Я держу в руке пачку сигарет «Галуаз». Она такая синяя, с изображением шлема героя комиксов, галла Астерикса. Французское слово Gauloises – сущее проклятье для продавцов в табачных палатках. Понять, какие из букв нужно выговаривать, а какие – нет простым русским женщинам очень сложно. Вокруг «Галуаз», второго по известности бренда компании «Альтадис» после «Житан», сложилась целая субкультура. Не такая, конечно, как у «Житан», но все же. Слова «свобода навсегда» на боку, затягивающиеся Джордж Оруэлл и Жан-Поль Сартр, Жан Бодрияр и Альбер Камю, Де Ниро и Джеймс Бонд. Минздравсоцразвития, конечно, предупреждает, но все же...
Да и сигареты, признаться честно, были неплохие. У них был вкус. Был – до тех пор, пока синяя акцизная марка не сменилась желто-красной. До тех пор, пока компания «Альтадис» не решила, что производить «Галуаз» в России куда как выгоднее, чем завозить их в страну балалаек и медведей. С этими сигаретами случилось то же, что и с остальными марками, которые раньше импортировались, а теперь «производятся под контролем». Вкус дыма напоминает горящую солому, причем состав этой соломы меняется от пачки к пачке. Романтический ореол улетучился вместе с голубой акцизной маркой.
Забавно, что цена осталась прежней – 22 рубля за шлем Астерикса и свободу навсегда. То есть, производить качественные сигареты, везти их за тридевять земель, платить таможенные пошлины обходится ровно в ту же сумму, которая окупает верчение самокруток из сена и, судя по вкусу, навоза. Курильщики поймут меня – каждый раз, когда в России открывалась линия по производству более-менее приличных сигарет, они переставали быть таковыми, и нам приходилось менять свои губительные пристрастия.
Да что там сигареты... Пожалуй, все сколь-нибудь вредные для здоровья товары при переносе производства на территорию самой читающей страны в мире превращались в форменное дерьмо. Все, кто пьет пиво больше одно бутылки в неделю согласятся – отечественных производителей так называемого «бутылочного темного пива» стоит подвергнуть наиболее мучительной смерти. Потому что под видом этого приятного и даже в умеренных дозах полезного напитка нам теперь продают ослиную мочу, а то, к чему мы привыкли – оригинальный чешский «Великопоповицкий Козел», к примеру, теперь можно купить только лишь в самой Чехии.
Есть еще такая пагубная привычка, как телевизионные сериалы. Я держался до последнего, но пал жертвой медицины – последние три недели все свободное время я посвящаю просмотру «Доктора Хауса». Интересный сюжет, небанальные шутки, умные актеры, саркастичный главный герой – то, что нужно, чтобы снять напряжение после рабочего дня. Несколько премий «Эмми», телевизионных аналогов «Оскара» подтверждают уровень продукта. Интересно, что большая часть популярных современных российских сериалов сняты либо по зарубежной лицензии, либо при участии иностранных продюсеров. Только получаются в итоге какие-то жалкие потуги для страшно даже подумать, какой аудитории. Сортирный юмор либо сопли до пола, доходящий до кретинизма патриотизм или ставшие вечными телементы. Да, эти телевизионные служители порядка от фуражки до подошв придуманы на территории нашей страны. Только вот это самое отечественное изобретение высосано до последней степени, до апофеоза – давеча видел, как старший лейтенант Дукалис в переднике гонялся за юмористом Юрием Гальцевым. Стоит ли добавлять, что интеллигентный доктор Грегори Хаус более не глядит сумрачным взором на российских телезрителей – телеканал «Домашний» отказался от показа пятого сезона, в качестве причины сообщив, что аудитории канала и серила не совпадают. Ну, интернет нам в помощь.
Но дело не в хороших сериалах, пиве и сигаретах (хотя без них жить как-то не очень). Дело в людях, которые не хотят делать их хорошими. На прошлой неделе мне пришлось поехать в командировку в Нестеров. Вместе со мной в этот дивный край отправились еще пять журналистов. Путь туда неблизкий, часа два, не меньше. За это время можно сделать много полезных вещей. Например, написать пару статей на ноутбуке или подготовить вопросы для телепрограммы. Чем я и занялся. Двое моих коллег всю дорогу спали, а две сотрудницы одног медиа-холдинга на протяжении всего пути из Калининграда обсуждали последствия кризиса. Урезание зарплат, снижение гонораров, невкусные антикризисные меры и прочие беды. Два часа времени, которое можно было потратить с пользой.
Поэтому, хоть чиновники и говорят нам, что кризис пришел с Запада, но переживем мы его куда болезненнее, чем обитатели этого Запада. Потому что в основной своей массе мы, кажется, не хотим делать хорошие сигареты, варить вкусное пиво и снимать качественные сериалы. Да и свобода навсегда нам тоже как-то не очень нужна.

[x]