У каждого свое кино

Летом культурная жизнь Калининграда смещается в строну моря. Вчера вечером в Светлогорске показали фильмы участников международной киношколы ВГИКА. В своих фильмах студенты должны были понять что-то про Калининградскую область. Понять и выразить это на пленке. "Янтарный край через объектив". Замечательная идея. Печальный результат.

Краткий экскурс в историю. Шальные мысли о своем кино в область занес ветер девяностых. Помните? Руководившая культурой города Александра (Шурочка) Яковлева (Аасмяэ) потратила огромные (спонсорские, бюджетные и прочие) деньги и энергию (собственную) на фестиваль «Янтарная пантера». Гости ввозились самолетами. Угри косяками уходили в нейтральные воды, чтобы не пасть на алтарь фирменного фестивального шашлыка. Директор фестиваля сейчас иногда пишет мне грустные письма из другой страны. У нее не было выбора. Шурочка заявила, что когда начнется следствие, виноватой будет... В общем еще то было кино.

Позже, наездами из города П., Александра Яковлева будоражила местных (непуганых) журналистов рассказами о Балтийском Голливуде на янтарных берегах. Автор бессмертной фильмы «Паром Анна Каренина» обещала заложить первый камень. Снять собственноручно «Прусскую невесту» по сценарию Александра Попадина. В роли немецкой журналистки, приезжающей в Калининград - Мадонна. Но вышла книга Юрия Васильевича, и ветренный режиссер шарахнулся от своего кинодраматурга, решив экранизировать Буйду. В прессе был широко освещен эпизод приезда оператора Ю. Шайгарданова, выбиравшего с Яковлевой «натуру» на Куршской косе. Угри, посовещавшись, выдали несколько товарищей, взяв слово, что это «в последний раз».

С тех пор, все разговоры о «калининградском кино» носят разовый и неорганизованный характер детской забавы: «Мы тут с друзьями...»

Вот как я про это понимаю. Вы - молодой человек, и хотите снимать фильмы. Вас что-то волнует. Вам кажется, что рассказывать истории, фиксируя их на камеру, ваше призвание. Тогда вам надо ехать учится в киношколу. Они бывают разные. Очень важно понимание, у кого вы хотели бы учиться снимать кино. Потому как, если в 2009 году кто-то заявит, что мечтает учится снимать кино у Владимира Фокина или Аллы Суриковой, его конечно, надо обследовать. Зондом. Но что делать, если Бекмакбетов, Герман или фон Триер курса не набирают, а набирают Сурикова, Фокин или Досталь?

Летняя международная киношкола на побережье - отличная придумка. Ничего реальнее в смысле кино в области еще не было. Руководитель киношколы Владимир Фокин, автор бессмертного «ТАСС уполномочен заявить», во вступительном слове попросил зал быть снисходительным к работам студентов, за несколько дней написавших сценарий. Отснявших, смонтировавших и озвучивших материал. Девять фильмов снятые в Калининграде и области...

Результат печальный. Из девяти работ только две несут признаки связного профессионального кино. Безымянная (в смысле, без титра с названием) картина, которая предположительно может называться «Семейный портрет» Инген Марен Скваксгорд (Имена возможно написаны с ошибками - программок не давали, запоминать пришлось с экрана) и «Понаехали» Софьи Кучер. Сделаные с легким уклоном в советское, самое правдивое в мире, документальное кино семидесятых.

Преобладал же жанр «бессмыслица с претензией» - «Между двумя бесконечностями» (Томас Фоссгард), «Born to be wild» (Саара Тамминен). «Пораженные солнцем» (Петр Бернаш) и «Нечаянные мечты»/«Фитомечты» (Гжегож Бжозовски), оба поляка - из школы Анджея Вайды в Варшаве.

Несколько выделялись «Крестики нолики» (Александр Юрасов и др.). Фильм в жанре «псевдопровокация». В в стиле первых немецких туристов девяностых, бросавших конфеты сельским детям и снимавших драку. «Было как будет будет как...» Элины Талвесаари. Песок, руины, дети и животные под протяжную музыку. И «Жар птица» Натальи Тарадиной. Профессионально снятая и смонтированная зарисовка «по новелле Гофмана». Бессмысленная и пошлая. С красавицей, скрипачом, новым русским, плясками вокруг костра.

Перечисление фильмов-призеров большого смысла не имеет. Жюри, под руководством генерального директора «КАРО», вынесло вердикт. Проникновенные слова сказали чиновники. Зал вежливо похлопал.

По дороге домой мои спутники выразили легкое опасение за будущее кинематографа. Но видимо бояться не надо. Будущих фон Триера, Сокурова, Германа, если они учатся сегодня снимать кино, в летнюю международную школу на побережье, скорее всего, просто не взяли. Они не отличники, возможно злоупотребляют алкоголем. У них проблемы с успеваемостью и громадный внутренний конфликт с учителями. Со зрителями и со всем миром. На них и надежда.

Источник: "Калининград.Ru"

На правах рекламы