Проект «Торговцы и промышленники»: «Домик имени владельца»

Проект "Торговцы и промышленники" осуществляется совместно порталом "Новый Калининград.Ru" и Калининградской торгово-промышленной палатой. В нем мы рассказываем об успешных примерах развития своего дела, знакомим читателей с неординарными подходами к организации бизнеса и теми, кто эти подходы придумывает и реализует.

Основателю и генеральному директору ООО «Керамика» Владимиру Викторовичу Кондратьеву уже 70 лет. И он 15 лет назад занялся совершенно новым для себя делом. «Я вообще не гончар, — рассказал он. — Был моряком, капитаном. Ушел на пенсию и решил заняться новым делом».

«В самом начале возили из Литвы сюда на продажу аналогичный товар, — вспоминает Владимир Викторович. — Потом мы вышли на контакт с литовскими производителями, с крупным заводом, научились делать сами и открыли свое производство». Сейчас «Керамика» является монополистом по производству керамических сувениров в области. «Все в наших руках, — усмехается Кондратьев. — Только жить от этого не легче».

Самоподготовка
На «Керамике» работает около 40 человек. Коллектив среднего возраста, преимущественно женский. «Женщины лучше справляются с кропотливой работой», — расшифровал причины такого гендерного «перекоса» Владимир Викторович.

Работников почти всегда обучают сами. «В области профессиональных гончаров всего пять человек, — уверен генеральный директор предприятия. — Я их всех знаю».

10 лет тут работает мастер Ольга Белесова: «Я по образованию энергетик. Но теперь работаю тут и уходить не собираюсь». Мастер Валентина Говорко тоже работает здесь давно: «Мое образование совсем не художественное, — пояснила Валентина. — Я научилась всему тут». Подходящее образование у техника-технолога Марины Кармановой, она декоратор-оформитель.

2.jpgСамоделкины
Оборудование на «Керамике» изготовили сами. «Мы кустарным способом сделали простейшую автоматику, очень хорошую, — демонстрирует свое хозяйство Кондратьев. — Печи для обжига, например. Зарегистрировали их, получили все разрешения». Примерно каждые пять лет на производстве полностью меняется технологический цикл.

Глину здесь используют в основном местную. Но необходимые для технологического процесса компоненты и часть сырья закупают в Литве. «Мы работаем в основном на нашем сырье, — пояснил Кондратьев. — Проблема в его обработке — глина в самородке для работы не подходит. Ее нужно очистить, подготовить. Во времена Советского Союза были большие промышленные мощности в этой отрасли. В Литве их сохранили и используют до сих пор, продают сырье всему миру. А у нас, в области, нет необходимого оборудования».

Дешево и сердито
Все сувениры на предприятии, даже серийные, изготавливаются только вручную. «Обычный домик мы делаем примерно час, — подсчитала Говорко. — Глину сначала нужно подготовить, раскатать пласты, нарезать заготовки, все собрать, нанести мелкие детали, узоры. Быстро это не делается». По словам Кондратьева, каждому изделию мастера дают имя. «Есть даже домик имени меня — «Вольдемар», — улыбнулся Владимир Викторович. 

Кроме серийных изделий, тут выполняют и индивидуальные заказы. Но и массовые сувениры постепенно усложняются. «Вначале были более простые, менее красочные изделия, — пояснила Белесова. — Теперь мы делаем сложные многоцветные композиции».

У «Керамики» становится больше индивидуальных заказов: выпускники заказывают памятные медали, спортивные организации, предприятия фирменные подарки — кружки с видами Калининграда, панно, домики. «Мы можем делать разные вещи, — пояснил Кондратьев. — И в русском стиле, и в старонемецком, как нужно будет заказчику, так и сделаем». «Мы совместно разрабатываем модели по частным заказам, — рассказала Карманова. — Это сложнее, чем серийная наша продукция. Мы делали замки Кенигсберга, королеву Луизу, Королевские ворота — большие и сложные проекты».

3.jpgПо мнению Кондратьева, покупатели хотят красивый, необычный и дешевый сувенир, поэтому наибольшим спросом пользуются магнитики, например «След», пепельницы, маленькие декоративные блюдца, небольшие домики.

«Немцам очень нравится наша продукция, с удовольствием покупают, — отметил Кондратьев. — Но главный рынок сбыта — Россия. Это Клондайк, который еще очень мало используется».

Уже более десяти лет Кондратьев участвует в представительских поездках калининградских ремесленников по Германии, организуемых администрацией города. Ездит он за свой счет, выставляется тоже. «Я порой ночую в машине в таких поездках!» 

Все сам
Производственные площади и магазин являются собственностью предприятия. «Повезло, что в самом начале деятельности мне удалось выкупить эти площади, — уверен Кондратьев. — Сегодня аренда была бы нам не по плечу. Сейчас мы платим огромные деньги за тепло и электричество».

Не смотря на то, что «Керамика» чуть ли не единственная в области изготавливает сувениры из глины, у предприятия немалые проблемы.

По словам Кондратьева, большая часть коллектива находится в отпуске из-за того, что работы мало. «Наша продукция пользуется спросом, но это не товары первой необходимости, — объясняет Владимир Викторович. — Поэтому я не могу поднять цены, так как покупатели не готовы платить больше. А затраты на вывоз продукции за пределы области, расходы на электроэнергию, тепло, сырье растут с каждым днем. И процесс вывоза товаров очень непростой. Но мы справимся! Кризис-то прошли без особых потерь». 

4.jpgСегодня на складе «Керамики» лежит продукции на миллиона два. И когда она дойдет до покупателя, никто точно сказать не может. «Мне нужно доказать, что она местного производства, пройти экспертизу в Калининградской торгово-промышленной палате, членом которой является мое предприятие, — описывает процесс Кондратьев. — Затем, с этим актом, нужно пройти таможню, транспортную инспекцию. Я сам всем занимаюсь, так как не могу нанять всех необходимых специалистов, разорюсь сразу. Но одному все это сделать очень трудно, поэтому бывают и ошибки, и лишние траты. И никто жизнь нам упростить не стремится!»

«Если бы налоги были бы для нас поменьше, процесс оформления и вывоза товаров попроще, то лучше стало бы всем: и нам, предпринимателям, и государству, — уверен Владимир Викторович. — Я не могу обманывать, плачу все налоги, а поддержки почти никакой. Я попытался получить статус предприятия народного промысла, но для этого нужно собрать огромный пакет бумаг, я просто не смог это сделать».

Но Кондратьев и его коллектив уверены в своих силах. Закрываться «Керамика» не собирается. Тем более, что, как сказал Владимир Викторович, ему есть кому оставить дело — его дети тоже работают в этой отрасли, но самостоятельно.

Текст - Татьяна НОВОЖИЛОВА, фото - Кирилл КЛЕЙКОВ, "Новый Калининград.Ru".