Проект «Торговцы и промышленники»: «Культура склада»

Проект "Торговцы и промышленники" осуществляется совместно порталом "Новый Калининград.Ru" и Калининградской торгово-промышленной палатой. В нем мы рассказываем об успешных примерах развития своего дела, знакомим читателей с неординарными подходами к организации бизнеса и теми, кто эти подходы придумывает и реализует.

Склад, грузоперевозки, ответственное хранение - слова скучные. И тяжело представить, что кто-то видит за ними перспективные направления развития для всего региона, возможности технологического роста.

Но Леонид Степанюк, генеральный директор ООО “ДСВ Транспорт”, думает именно так. И в свое время он рискнул, внедряя совершенно новые и дорогостоящие принципы работы с грузами в регионе. И выиграл.


Риск и расчет

“Мы в 2004 году предложили датчанам - компании DSV, построить здесь складской терминал, - рассказывает Леонид Степанюк. - Они долго раскачивались, но мы всем рискнули, взяли землю на свою компанию, она тогда была достаточно дешевая. И в 2007 году, после двух лет совещаний совета директоров, когда мы привели значимых партнеров, показали свои инвестиции, все решилось. В области было создано российское подразделение DSV - компания “ДСВ Транспорт”. С датской стороны было инвестировано 11 млн евро.
Потом, правда, как говорит Степанюк, оказалось, что нужно еще, поэтому датские партнеры добавили еще - на развитие, и в общей сумме вышло 15,5 млн евро. “И мы начали работу и работаем без остановок, хотя многие заморозили подобные проекты”. Сейчас, в связи с системным кризисом, развитие замедлилось. Но не остановилось. Просто то, что планировалось сделать за год, поднять обороты, например, в полтора раза, теперь будет “растянуто” на два года. “Я считаю, что продолжается период нестабильности, хотя все обещают стабильность, подъем, которого пока нет, - поясняет Леонид Степанюк. - И я знаю, почему нет - бюрократия увеличивается, процессы усложняются, законодательство усложняется, все усложнено, процессы затягиваются, все стало тяжелее и дольше проходить. По моим оценкам, мы, область, теряем не менее 40% времени, и соответственно, денег, на бизнеспроцессах. И это уменьшает нашу конкурентоспособность”. Но он уверен, что дальше ситуация будет улучшаться.

Глобальный подход

Леонид Павлович уверен, что у его компании совершенно другой уровень, европейский. а не калининградский. И связано это с тем, что иностранные инвесторы имеют отличный не только от калининградского, но и от вообще российского, взгляд на развитие бизнеса, более масштабный. “В России, даже в Калининграде, уже все забыли про глубоководный порт, о транспортно-логистическом комплексе, - поясняет Степанюк. - У нас сегодня в семи обозначенных приоритетах развития региона этого нет, хотя раньше было. А они все это видят, они глобально смотрят, стратегически просчитывают развитие всего Балтийского региона, включая Калининград. Они не понимают, почему мы не мыслим перспективно, почему не видим, что Калининград должен быть транспортно-логистическим хабом. Ведь он находится в центре Европы, здесь незамерзающее море, вокруг границы других государств, пересекаются многие европейские магистрали. А мы говорим - “ у нас тупик, военно-морская база, закрыты границы!” Да откройте границы, дайте сами себе развиваться! Мы умышленно создаем препоны, которые не дают сделать регион зоной для свободного перемещения грузов, людей. А ведь наш регион очень перспективен с этой точки зрения. И наши партнеры уверены, что и мы к этому придем”. 

И в Калининграде у них есть единомышленники. “Мы, наша компания вместе с БГА, другими высококлассными специалистами, участвуем в этой работе, - говорит Леонид Степанюк. - Мы все понимаем, что нынешние помехи временные. Российский рынок не насыщен, у нас есть возможности для развития. Но бюрократия очень мешает. Ведь концепция Маточкина, по которой мы жили много лет, была рассчитана на такой сценарий, Горбенко, как моряк, понимал это и не мешал, Егоров тоже, Боос, как стратег, тоже видел важность этого направления. А сейчас эта идея транзитного транспортно-логистического комплекса с высоко развитой инфраструктурой отошла на задний план. Ее даже нет в приоритетах, она даже не является основой развития нашего эксклавного региона, ей в лучшем случае отводят роль инструмента. Мало кто понимает, что все упирается в границы, у нас недоразвитая инфраструктура, что все это мешает не только нам, плохая проходимость людей, товаров через наши границы сказывается на развитии всего региона”. По словам Степанюка, у нас есть все возможности для того, чтобы стать очень важным транспортно-логистическим узлом Европы. “ Например, в Штутгарте, который находится не на берегу моря, работает концепция DSV New wave - грузы DSV со всей Европы там аккумулируются и перенаправляются по разным направлениям независимо от способа доставки - морем, воздухом, наземным транспортом, - пояснил глава “ДСВ Транспорт”. - И мы можем стать Super new wave, у нас для этого все есть. Наш уникальный эксклавный регион просто обречен на это. Все равно рано или поздно мы вернемся к этой идее ”.


Коммерция важнее всего

Но при всем масштабном подходе и щедром первоначальном взносе в открытие калининградской компании, инвесторы не собираются работать в убыток. “Наши датские учредители подходят к нашей работе с коммерческой точки зрения, - поясняет Леонид Степанюк. - В DSV входит 70 компаний, и здесь нет обязанности у локальных компаний работать только друг с другом. Если у таллиннского DSV нет интереса ко мне, никто не может его заставить работать со мной. Я должен заинтересовать их сам именно коммерчески”. 

Сейчас, по его словам, в регионе работает только один крупный мировой логистический оператор . “Для сравнения - в Литве сейчас осталось 2,9 млн человек, у нас - примерно миллион населения, - приводит пример Леонид Степанюк. - И у соседей работает четыре крупнейших мировых оператора, и они спокойно конкурируют. Только оборот ДСВ Литва в 4-6 раз выше, чем у нашего ДСВ в Калининградской области. Хотя у нас такой же терминал, как и в ДСВ Литва. Развиваться есть куда. Наш, калининградский, сегмент DSV, дает всего 4-5% от общего оборота компании в Прибалтике, не считая железнодорожных перевозок. А ДСВ в Литве занимает сегмент в 23%”. 

Но в регионе для многих цена услуги пока еще важнее ее качества. Поэтому цивилизованно конкурировать в этой сфере в области сложно. “Сейчас некоторые производители и продавцы просто не обращают внимания, в каких условиях хранятся их товары, грузы, - говорит Степанюк. - Стоят телевизор или душевая кабина зимой в неотапливаемом помещении, потом уходят покупателю и служат ему гораздо меньше, чем мог бы - только из-за условий хранения. Транспортно-логистическая культура у нас в области очень низкая с точки зрения технологий, обработки грузов. В DSV, на наших складах, установлена электронная система учета грузов, обработки и хранения грузов, вентиляция, отопление, поддержание необходимой влажности . Это комплекс программ, оборудования, видеокамер, который позволяет грузить, учитывать, охранять грузы. Это совсем другой подход к работе”.

По его мнению, такое отношение - результат тех льгот, которые получали предприятия, работая под режимом особой экономической зоны. “У нас в регионе много производств, основанных на привилегиях, некоторые крупные предприятия пришли к нам только стремясь заработать побольше на льготах, - уверен гендиректор “ДСВ Транспорт”. - Поэтому некоторые предприниматели не задумываются о дальних перспективах. у них расчет идет на ближайшие четыре- пять-шесть лет, пока льготный режим действует. А потом они просто уйдут. Они же очень мобильны”. 

Еще одной характерной чертой работы некоторых предприятий в регионе является ставка на связи. “Для многих очень большое значение имеет административный ресурс, личные связи, “блат”, - считает Степанюк. - Они работают с аффилированными с разными администрациями компаниями. И эти непрофессиональные компании-сателлиты властных структур, как посредники нанимают меня для своих протеже. Но зачем? Это же лишние затраты, проволочки, усложнение бизнес-процессов. И отличить российские предприятия от иностранных очень легко - “не наши” такие вещи отсекают сразу, работают в рамках закона, для них главное - получить наилучший результат с наименьшими затратами. Они пригласят на работу высококлассного специалиста, разбирающегося в деле, а не лучшего друга какого-нибудь чиновника в надежде на протекцию. отношения внутри компании строятся по этому же принципу - все равные, а не “я начальник - ты дурак”. И благодаря этому повышается конкурентность иностранных компаний - меньше потерь и финансовых, и временных”.

По оценкам Степанюка, 80% предприятий транспортно-складской отрасли региона работает в нелигитимной зоне. Но в его компании законность, легитимность работы - главное условие. Этого требуют учредители. “И, вообще-то, это должно снижать нашу конкурентоспособность, - рассуждает Леонид Павлович. - Но мы умудряемся сделать это нашим преимуществом. Наши партнеры - крупные предприятия, работающие законно”. 

И в дальнейшем, со вступлением в ВТО, необходимость работать по цивилизованным правилам станет главным условием выживания. “Что такое ВТО? Это работа по правилам, по законам, легитимная, прозрачная. Поэтому многие предприятия, работающие с нарушением законов, технологий, исчезнут, развалятся со вступлением России в эту организацию, - уверен Степанюк. - Уже люди стараются работать с надежными поставщиками, минимизировать риски. На мой взгляд, всему калининградскому региону вступление в ВТО будет на руку. Конкуренция, основанная на льготах одним, не совсем правильна, на мой взгляд. Рано или поздно закон бы закончил бы свою работу. Поэтому выбор современных технологий, перестройка производств под мировые стандарты дает преимущества на более долгий срок. И собственники и руководители многих компаний, особенное крупных, это понимают”. 

Текст - Татьяна НОВОЖИЛОВА, фото - Кирилл КЛЕЙКОВ, "Новый Калининград.Ru".
[x]