Михаил Цикель: "Некоторым привычнее сокрушаться по поводу роста цен, но при этом ничего не делать"

Михаил Аронович Цикель всю свою жизнь, так или иначе, связан с энергетикой. Тридцать лет работал  нефтяником, из них более двух десятилетий -  в республике Саха-Якутия. Потом вице-губернатором Калининградской области, в числе других вопросов  курировал ТЭК. Сегодня возглавляет крупнейшее в регионе  предприятие - Янтарьэнерго, является председателем  регионального отделения партии "Правое дело". А еще он - просто автомобилист, который, как и все мы, ощущает на себе и многочисленные пробки, и  повышение цен на топливо.

- Владельцев престижных иномарок тоже волнуют эти проблемы?
- Понимаю вашу иронию по поводу престижной иномарки. Думаю, вряд ли кого  из тех, кто  двадцать с лишним лет проработал  в Якутии, в условиях вечной мерзлоты и запредельно низких температур, и добился определенных успехов, можно встретить за рулем "Запорожца". Это так, к слову: А проблемы - и с пробками, и с ценами на бензин  - они общие  для всех нас. Ни  на "Мерседесе", ни на "Ладе" их стороной не объедешь.

- Михаил Аронович, цены на бензин в области продолжают расти. Сегодня об этом говорят и простые люди, и губернатор области. Почему это происходит?
- На это есть объективные причины. Во-первых, Калининградская область - эксклав, а значит, во всех энергоносителях заложена транспортная составляющая. Топливо доставляют к нам с основной территории России через Белоруссию и Литву. Это два государства, которые устанавливают свои тарифы на  транзит грузов.
Во-вторых,  в области  уже сейчас одна машина приходится  на трех человек - показатель один из самых высоких в России.  Естественно, чем больше у нас автомобилей, тем выше спрос на топливо, что всегда "подогревает" цены.
И, наконец, не в последнюю очередь цены растут из-за того, что себестоимость добычи российской нефти  высока. Скажем, добыча  нефти в Арабских Эмиратах стоит гораздо дешевле, чем в  Тюменской области. Если  на современных  НПЗ из одной тонны нефти получают   до 950  килограммов светлых нефтепродуктов, то на российских предприятиях -  только до 700. У нас и акцизы, и налоговые отчисления, которые  тоже "вложены" в общую цену нефти и нефтепродуктов, к сожалению, не уменьшаются, а растут.
Вот, если говорить коротко,   некоторые, подчеркиваю, объективные причины, из-за которых  цены на бензин не снижаются, а растут. На эти причины трудно повлиять на региональном уровне.  Это - реальность.

- А можно каким-то образом снизить цену на бензин?
-  Дать вам готовый рецепт? В экономике нет простых ответов на сложные вопросы.  Казалось бы, чего проще: скажем, часть бремени могла бы взять на себя РЖД, компенсируя расходы по доставке того же бензина в Калининградскую область. Но ведь это акционерное общество. А  основная цель деятельности любого предприятия - извлечение прибыли. И никто волевым решением не заставит  железнодорожников работать себе в убыток, тем более что проблема цены транзита существует для всех товаров, а не только для нефтепродуктов.
Здесь нужны иные решения на правительственном уровне.
Время командной системы в экономике ушло. А вот оптимальное соотношение рыночных механизмов и элементов государственного регулирования  может помочь снизить остроту проблемы: через совершенствование налогового законодательства, усиление контрольных функций антимонопольной службы, создание условий для модернизации нефтеперерабатывающих предприятий:  За примерами далеко ходить не надо: 9 февраля на  совещании по  итогам деятельности  ТЭК России в 2010 году  премьер-министром Владимиром Путиным был предложен целый комплекс мер, направленных на то, чтобы сделать механизм ценообразования на рынке предсказуемым и объективным.
Кстати о модернизации: У нас часто ставят в пример американский опыт развития рынка. Но вот что я недавно прочитал в одной из аналитических публикаций. В период кризиса, когда ситуация в нефтяной отрасли резко осложнилась, правительство США не побоялось  за свою "рыночную" репутацию и выделило из бюджета более 50  млрд.  долларов для модернизации нефтеперерабатывающих заводов. В результате глубину переработки нефти удалось  увеличить до 90-94 процентов. Американская экономика получила дешевый бензин, а прибыль от выпуска нефтепродуктов в два раза превышает прибыль от экспорта нефти.

- Многие обвиняют в росте цен владельцев заправок: им никто не мешает поднять цену как на 20, так и на 50 копеек за литр бензина.
- Действительно, рынок АЗС у нас все-таки еще недостаточно развит. И, тем не менее, на мой взгляд, нельзя причины роста цен на топливо сводить лишь  к погоне автозаправочных станций за сверхприбылями.  Даже при том относительно невысоком уровне конкуренции, который существует в этой сфере, успешный управляющий, скорее, поднимет цену на 20 копеек, а не на 50, для того, чтобы автомобилисты заправлялись у него, а не у соседа. Бизнесмены учатся считать деньги.

- Расходы каждого автомобилиста зависят еще и от того, сколько литров бензина потребляет его автомобиль:
- У современных автомобилей расход на трассе обычно  до 10 литров на 100 километров. А на старой "Волге" - около 20. Есть разница? Поэтому совершенно логично приобретать автомобили экономичного класса. Тогда и цены на бензин не так сильно будут бить по карману. Сейчас можно купить приличный автомобиль и - новый, и подержанный - в кредит. Есть программа господдержки покупки российских моделей.

- Но даже при всем этом далеко не каждый может позволить себе приобрести автомобиль. И уж тем более подбирать его исходя из экономичности.
- Можно стать хозяином недорогого, дышащего на ладан  автомобиля, а потом платить ежедневно за большой расход бензина. Не говоря  уже о бесконечных ремонтах, которые тоже влетают в копеечку. Вообще, нам необходимо менять собственную психологию, учиться бережливости. Привычнее сокрушаться по поводу роста цен, но  при этом зачастую ничего не делать, чтобы разумно относиться к своим расходам. Мы сетуем на высокие тарифы, но не берем в расчет, что производство электрической и тепловой энергии, услуги по их доставке потребителям стоят больших денег. В квартире светло, и мы это воспринимаем как должное. Но мало кто думает, что сутками горящая в подъезде многоваттная лампочка бьет по нашему же карману. Что нужно, наконец-то, всем поставить  соответствующие приборы учета, а не только говорить о дороговизне газа, воды,  электричества и т.д. Разумно расходовать бензин, а не  только возмущаться его высокой стоимостью. Бережливость - важный источник благосостояния. Эта простая и точная мысль Цицерона, несмотря на ее почтенный возраст, пока еще не стала  принципом жизни большинства из нас.

- А ваш "Мерседес" экономичный?
- Да, хотя ему уже шесть лет.

- Еще я заметил, что рядом с главным входом в Янтарьэнерго велосипедная парковка. Летом сотрудники на велосипедах приезжают?
- Это вы интересно подметили. Зданию уже более 100 лет. В свое время, в Кенигсберге, здесь располагалось управление почты. С тех пор остались места для парковки велосипедов. Во время ремонта я решил их оставить - все-таки своего рода историческая  достопримечательность. Конечно, никого призывать не буду  крутить педали, но я был бы рад, если бы у входа в Янтарьэнерго стояли не только автомобили, но и несколько велосипедов. До войны в Кенигсберге  жило более 350 тысяч человек. Сейчас население Калининграда вместе с пригородами около 460 тысяч. Сказать, что город был намного компактнее, поэтому люди пользовались велосипедами, нельзя. Машин, конечно, было значительно меньше, но в Европе же и сейчас многие с удовольствием передвигаются на велосипедах.

- На днях полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин воспринял  как шутку предложение властей Ставропольского края наладить производство электромобилей и закрыть город-курорт Кисловодск для машин с двигателями внутреннего сгорания. А это была не шутка.
- Сейчас есть много технических проблем, мешающих воплощению этой и других подобных идей. Тем не менее, мы будем вынуждены искать альтернативу бензину - запасы нефти не бесконечны. Но это не значит , что люди  вернутся к гужевому транспорту и в массовом порядке пересядут на велосипеды. Независимо от источника энергии, человечество  будет создавать скоростные  автомобили, самолеты, поезда. И при этом экономия, рачительность, расчетливый подход к ресурсам будут играть в нашей жизни все более и более значимую роль.
Если же говорить о ценах на энергоресурсы, то я убежден: надо в первую очередь думать об  увеличении   реальных доходов населения, позволяющих людям достойно жить. Тогда рост стоимости того же горючего на 2-3 рубля не станет особой проблемой, каждый раз обретающей социальную остроту.

На правах рекламы

Источник: ОАО "Янтарьэнерго"

На правах рекламы