Корпоративные войны - борьба за деньги, но не только…

Утро начинается с того, что к тебе в офис врываются люди и кричат , что «гипс снимают, клиент уезжает…»,  у нас проблемы: на предприятии, оказывается, уже проведено незаконное собрание учредителей, переизбран генеральный директор. Мы - акционеры, но нас в здание не пускают, незнакомые люди предъявляют документы, о праве собственности... Именно с этого момента и начинается настоящая работа антирейдера.
Понятно, что эти войны – это всегда спор о деньгах: как бы отнять чужую собственность и удержать свою. Здесь нет места слабым и неискушенным. Основную борьбу ведут ушлые профессионалы-юристы. Однако, стороны конфликта не стесняют себя в использовании и других средств воздействия на оппонента:  властный ресурс, бандиты, милицейские и налоговые проверки,  угрозы, чемоданы с компроматом.
         Особую сложность корпоративным спорам придает то обстоятельство, что они ведутся «по всем фронтам». Они могут касаться акционерного капитала, борьбы за имущество компании, борьбы за долги компании и, соответственно, возможного ее банкротства, вопросов недропользования, землепользования и деприватизации, а также уголовного преследования участников конфликта. При этом на каждом направлении приходится  выстраивать свою линию защиты… Чисто условно все эти  споры можно разбить на две категории: 1.Споры, связанные с установлением контроля над управлением хозяйственного общества. Это могут быть конфликты по поводу смены власти в компании, борьба между участниками и вытеснение из компании ее мелких акционеров. 2.Споры,  заставляющие выкупить у участника компании, принадлежащие ему акции или доли. Это так называемый «greenmail» или «корпоративный шантаж». Шантажист покупает небольшое количество акций, а потом предлагает их выкупить по завышенной цене. Если владельцы предприятия не соглашаются, у них начинаются крупные проблемы.
        Если борьба идет за контроль над акционерным  капиталом (за акции и доли участия в компании), то ее цель - обладание простым или квалифицированным большинством голосов в органах управления компании. В этом случае «наезд» рейдеров требует хорошей информационной подготовки: детального изучения истории владения акциями компании, существо сделок с ними,  закончившиеся или еще существующие судебные споры и т. д.  Скупка акции или долей компании зачастую становится основным способом достижения поставленной цели. В этом  случае компания организовывает собственную альтернативную скупку акций. Но в какой-то момент такая политика становится невозможной, т. к. на рынке просто не остается свободных активов. В этой ситуации начинается борьба за уже принадлежащие владельцам пакеты акций. При этом конфликтующие стороны начинают заявлять различные иски с целью оспорить права своих соперников на акции, и получить в судах меры, ограничивающие права распоряжения и пользования акциями, такие как запрет на голосование спорным пакетом акций.  Поводится параллельное собрание учредителей и назначение дублирующего директора. В результате создается ситуация, когда настоящий директор не может быстро вступить в свои права. Пока юристы обжалуют эти действия, другой стороной находится иной способ отчуждения акций. Они находят реестр акционеров и, при помощи него,  реализуют схему продажи акций. Затем проводится судебное решение, в результате которого идет списание этих акций.  В итоге пострадавшей стороне нужно возвращаться назад в своих действиях и опять доказывать свои права.
       Подчас используется такой метод, как покупка «спорных ситуаций». Продавцами в данном случае могут быть бывшие партнеры соперника, обиженные контрагенты, бывшие супруги, и иные лица, обладающие ценной информацией. Сами по себе купленные акции, бывает, и не представляют никакой ценности, поскольку активов у предприятия  никаких и не было. Единственная цель приобретения такого пакета - получить процессуальное право оспаривать действия противника. Соответственно, в данном случае экономическая стоимость действий определяется не личными активами, а только правом участия в конфликте.
Следующее направление атаки на компанию, – это попытка смены органов управления компании. Это нападение можно предотвратить как физически (созвать собрание участников, принять необходимы решения, обеспечить руководству возможность приступить к работе), так и юридически, обеспечив законность всех действий и доказав это в суде. В противном случае,   со сменой власти происходит оспаривание ранее принятых решений собранием акционеров, советом директоров. Обжалуются решения, юридическое наличие или отсутствие которых, может повлиять на законность действий сторон конфликта, например, решение об утверждение устава компании…Один из способов сохранить или укрепить контроль над компанией - проведение дополнительной эмиссии акций. Если удается перераспределить акционерный капитал с помощью эмиссии в свою пользу, то это позволит с одной стороны «размыть», - уменьшить относительную долю пакета акций соперника, с другой - сделать бессмысленным споры в отношении сделок со «старыми» акциями, в виду уменьшения их доли. В этом случае, единственным выходом для акционеров остается выпуск дополнительной эмиссии акций. Чем больше выпускаешь акций, тем меньше старые споры могут иметь влияние на сложившуюся ситуацию.
            Важным направлением в защите активов становятся меры по зачистке уже приобретенных пакетов акций, особенно спорных. В этом случае необходимо создать ситуацию, когда истребование акций у нынешних владельцев становится невозможным по юридическим причинам, например при доказательствах факта добросовестности владения. Осложняет истребование акций и перевод их на счета иностранных, чаще всего оффшорных компаний.
Во всем акционерном направлении развития корпоративных споров ключевым должен быть контроль над деятельностью компаний, ведущих учет прав на акции (компаний-регистраторов и компаний-депозитариев). Ведь обладание информацией о движении акций – это еще одно тактическое преимущество перед противником. Ведь, если известно у какой компании находятся акции, всегда можно заявить иск и наложить на него арест, например, запретить голосовать этим пакетом акций. В корпоративных войнах подчас  единственной целью переписи реестра, - есть  потребность исполнить решение суда анонимно и оформить часть акций на другого владельца. В последующем реестр переносится за пределы региона  для того, чтобы затруднить к нему доступ. Делается это умышленно. Пока сведения о владельце спорных акций скрыты, за этими активами можно гоняться вечно.
     Ценность любой компании в ее имуществе или праве участия в капитале других компаний. Получить права на такое имущество, или обременить это имущество таким образом, что оно потеряет интерес для другой стороны конфликта, фактически означает победу в схватке. В ходе конфликта стороны начинают накладывать аресты на спорное имущество, пытаются ограничить пользование этим имуществом, с целью не допустить его последующей перепродажи. Обычно недвижимое имущество обременяется договорами долгосрочной аренды и субаренды, чтобы затруднить выселение из помещений, увеличить количество судебных разбирательств и затянуть сроки рассмотрения спора в суде. Классический случай  – это сдача в аренду имущества компании. Причем арендная плата - меньше, чем налог на имущество. В итоге выходит, что пока эта сделка не  «разрушена», война бессмысленна. Станешь снова владельцем, но имуществом управлять не сможешь. Спасение  в признании сделки недействительной. По закону об акционерных обществах, общее собрание акционеров должно одобрять сделки с возможностью отчуждения. То есть, если сделка предполагает отчуждение, то подлежит одобрению, если нет, - то это решение может принять сам директор. Если договор аренды с последующим  правом выкупа, то  удастся  доказать его недействительность.
        Любые долги – набор отмычек в корпоративных войнах. Используя их, можно обратить в свою пользу имущество компании, либо через процедуру банкротства сделать бесполезными споры вокруг акционерного капитала предприятия-банкрота. На этапе подготовки банкротства происходит активная скупка долгов со стороны лиц, желающих поглотить предприятие, а также искусственное увеличение неплатежеспособности компании за счет создания долгов перед аффилированными структурами, со стороны контролирующих предприятие лиц, хотя  умышленное увеличение неплатежеспособности - уголовно наказуемое деяние.
Главное для спорящих сторон в процедуре банкротства – контролировать большинство голосов на собраниях кредиторов, чтобы этот орган принимал необходимые для одной из сторон конфликта решения. На сегодня актуальным становится построение схем защиты собственности от возможных притязаний государства, а также грамотная передача передачи уже созданных бизнесов по наследству. Как известно, процедура банкротства проходит в несколько этапов. Первый - возбуждение в суде производства по делу о банкротстве. На этом этапе необходимо доказать свои долговые требования. Следующая стадия – наблюдение. Задача наблюдения – выявить все долги предприятия-банкрота, провести собрание кредиторов и определить дальнейшую судьбу компании: переходит оно под внешнее управление или конкурсное производство. На данном этапе самой острой бывает борьба за голоса на первом собрании кредиторов, т.к.  идет скупка как самих долгов, так и «покупка» доверенностей от кредиторов на право голосования. Внешнее управление уже означает отстранение акционеров от управления компанией и передачу таких прав самим кредиторам. На этой стадии лица, контролирующие деятельность банкрота, могут управлять финансовыми потоками компании и попытаться вывести из нее наиболее интересные для бизнеса активы или наоборот, заняться возвратом активов, ранее незаконно проданных до процедуры банкротства. Конкурсное производство также интересно, ведь оно предполагает продажу активов предприятия – должника и ликвидацию его, как юридического лица. Естественно все сомнительные сделки с имуществом компании и спорные долги во время процедуры оспариваются сторонами конфликта в суде. Эти процессы «неправая» сторона пытается затянуть, ускоряя завершение процедур банкротства. Ведь с ликвидацией предприятия-должника все подобные споры часто теряют смысл.
Недропользование и землепользование. Дело в том, что без этих активов осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках компании невозможно. Лицензии на разработку недр чаще всего выдаются на длительные сроки, и содержат условия, которые должен соблюдать недропользователь. Нарушение таких условий может быть основанием для отзыва лицензии и остановке деятельности компании. С другой стороны, возможны ситуации, когда лицам, контролирующим компанию, являющуюся предметом спора, удается переоформить лицензии на недропользование на дочернюю структуру, что может сыграть роль решающего аргумента в победе в корпоративном споре. Споры о правах на земельные участки, так же могут стать ключевыми в борьбе за собственность. Земля играет важную роль в функционировании бизнеса, на ней находятся автомобильные дороги, железнодорожные пути и тому подобное. Установив контроль над земельными участками можно полностью парализовать бизнес компании.
Деприватизация. Поскольку закон понимает под приватизацией  - передачу государственного имущества в частные руки, то под деприватизацией обычно понимается обратный процесс, возврата имущества в государственную (муниципальную) собственность. При этом такой возврат предполагается принудительным и безвозмездным со стороны государства. Основаниями принудительного изъятия предполагаются в данном случае нарушения, допущенные при проведении процесса приватизации. Стороны корпоративных конфликтов часто действуют по принципу Карандышева из «Бесприданницы»: «так не доставайся же ты никому». Запустить процедуру деприватизации можно через обращения в прокуратуру и арбитражный суд с требованием об устранении выявленных нарушений закона.
Достаточно часто корпоративные конфликты переходят и в сферу уголовного судопроизводства. Возбуждение уголовного дела в отношении одной из сторон конфликта, тем более получение, например санкции на арест его активных участников, может коренным образом переломить ситуацию. Предметом уголовного разбирательства могут стать как темные места личной биографии спорящих сторон, так и проблемы деятельности самой компании, например налоговые и хозяйственные преступления.
      Резюме: Несомненно, с  уходом двух предыдущих губернаторов Калининградской области  В.Г. Егорова и Л.П.Горбенко, время ярких баталий за региональную недвижимость безвозвратно прошло. В область потихоньку, дозировано, с разрешения губернатора Г.В. Бооса, входит проверенный  московский капитал, серьезно потеснив при этом мелкий и средний калининградский бизнес. Однако, потеряв доверие к российской правовой системе, крупные российские предприниматели все же предпочитают разрешать свои конфликты за рубежом. Хотя, как показала жизнь (ситуация с кредитом Дрезднер Банка) даже решение Лондонского суда  все равно не спасло обманутых зарубежных инвесторов.  Зато теперь  у адвокатов  появились  новые клиенты – бывшие жены и наследники состоятельных людей, решающих  вопросы раздела крупной собственности на семейном фронте. Если по разделу недвижимости крупные игроки уже выработали стратегию договоренностей, то родные и близкие имущественными спорами еще не пресытились. Ведь  здесь победа или  проигрыш – понятия  весьма относительные. Ты можешь даже  проиграть  суды, но достигнуть своей, подчас, далеко не экономической цели. Например, отомстить мужу после развода, разорив его. Это уже тебе не рядовая тяжба, в которой главное – получить положительное решение суда. И, хотя  в корпоративной войне  основная цель  заработать деньги, преумножить имущество, но месть и зависть – не последние карты в колоде у настоящего игрока…Но практика последних лет показывает, что «нападать» становиться все труднее. Изменения в законодательстве и правоприменительной деятельности все более последовательно создают сложности для рейдеров, правда, они при этом совсем не грустят. Сейчас рейдерство переходит в новую стадию. Когда крупные предприятия уже поделены, пираты начинают наступать на малый и средний бизнес.
Последняя фишка: если у Вас непрозрачный бизнес, слабый управляющий и нет хорошего юриста, тогда мы идем к Вам…, так , что  если к вам на фирму кто-то прислал пустые конверты или корреспонденцию с неизвестным обратным адресом - ждите захвата. Значит, скоро начнутся судебные иски, налоговые и прокурорские проверки, выемка документов.

[x]