Игра в города: какие загадки спрятаны среди ювелирной красоты в Музее янтаря

В Калининграде завершился Пятый всероссийский конкурс авторского ювелирного и камнерезного искусства. По его итогам в Музее янтаря открылась выставка «Город», в которую вошли порядка 300 произведений российских художников. Посетители смогут посмотреть ее до 5 сентября, а первыми экспозицию увидели те, кто принимал непосредственное участие в её создании — кураторы и художники.

Всего на конкурс в этом году было подано более 300 работ художниками из Екатеринбурга, Казани, Калининграда, Костромы, Махачкалы, Москвы, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Санкт-Петербурга, Тольятти, Тулы, Уфы, Якутска и Ярославля. Конкурсная программа была посвящена теме города. Жюри, в состав которого, помимо калининградских экспертов, вошли искусствоведы из Москвы, Петербурга и Костромы, оценивало работы в шести номинациях, а также выбирало победителя — обладателя Гран-при конкурса.

«Работа жюри — это работа экспертная и одновременно творческая. А поскольку мы все — люди с разными характерами и эмоциями, то надо смотреть на общий фон выбранных нами произведений. Мы выбирали не из ничего что-то, а из хороших работ — очень хорошие. Какие из них первые, какие — вторые — это большая условность», — говорит доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительного искусства Российской академии художеств Ирина Перфильева.

С ней соглашается и Галина Габриэль, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского государственного института культуры. «Этот конкурс становится сейчас одним из самых крупных в России. К тому же для Калининграда это всегда — событие», — поясняет она, отмечая, что в Москве или Петербурге провести мероприятие такого уровня было бы гораздо сложнее.


В Музее янтаря действительно постарались вывести конкурс на качественно новую ступень — не только уровнем работ претендентов и впечатляющим экспертным составом, но и организацией. Торжественная церемония награждения победителей состоялась на крепостном валу, опоясывающем башню «Дона», в присутствии членов жюри, кураторов конкурса, председателя Калининградской областной Думы Марины Оргеевой и министра по культуре и туризму Калининградской области Андрея Ермака. Главный приз получила мастер из Санкт-Петербурга Вера Наумова.


Брошь «Траектория движения»
мельхиор, сталь, металл, балтийский янтарь
Автор: Вера Наумова, Санкт-Петербург
Гран-при конкурса


 

«Эта работа изумительна по всем параметрам. Она была выбрана лучшей членами жюри единогласно. Она вызывает целый ряд ассоциаций и аллюзий — и с творчеством Калатравы (испанский архитектор, автор ряда знаменитых футуристичных проектов — прим. „Нового Калининграда“), и с иной современной архитектурой. А кто-то, может быть, увидит здесь какой-то челнок для броска в прошлое или будущее.

Чем больше работа вызывает ассоциаций, заставляет зрителя думать, тем она интереснее. Современное авторское ювелирное искусство зачастую не прочитывается в лоб, а требует пояснений и аннотаций. Но здесь аннотаций не потребовалось — работа нас просто заворожила».

Галина Габриэль

Серия работ по мотивам знаменитых соборов
серебро, черная шпинель, синтетические сапфиры; чернение
Автор: Анна Хуруджи, Москва
Лауреат в номинации «Создание художественного образа»


 

«В этой коллекции очень четко прочитываются городские образы. Подвеска — собор Notre Dame de Paris, одно из колец — Christ Church в Оксфорде, монастырь Batalha в Португалии. О серьгах — „Готические арки“ по мотивам собора Milano Duomo — мы очень долго спорили, потому что при надевании они оказываются вверх ногами. Но все же пошли на компромисс, потому что рассматривали вещи как коллекцию. Здесь создан художественный образ, взяты те ключевые моменты, которые делают эту архитектуру знаковой».

Ирина Перфильева

Комплект украшений «Хатхор» («Царица бирюзы»)
серебро, бирюза; выпиловка
Автор: Алибег Куртаев, Махачкала
Лауреат в номинации «Мастерство»


 

«Здесь, вероятно, применялось 3D-моделирование с последующей ручной доработкой. Почему мы остановились на этом комплекте? Он очень лаконичен, при этом в каждом звене происходит модификация объема. В форме, которая взята здесь за основу, как мне кажется, прочитывается образ куполов мечети, а камень — бирюза — традиционен для Востока. Здесь гармонично сочетаются традиция, форма и новаторство».

Ирина Перфильева

Брошь «Город-вампир»
сталь, латунь, медь, алюминий, фианиты; инкрустация, воронение, ручная работа
Автор: Александр Шарифуллин, Кострома
Лауреат в номинации «Новаторство»


 

«Сначала мы были в состоянии шока — думали, что же это такое. Вроде бы интересно, но одновременно слишком эпатажно. Но чем больше мы рассматривали эту работу, тем больше она заинтересовывала. Как сделано технологически? Что это за техника обработки металла? Нам на эти вопросы не ответила даже высококлассный ювелир, член жюри, преподаватель Костромского государственного университета Надежда Заева. Технологически очень любопытная вещь».

Ирина Перфильева

Серия брошей, посвященных великим русским писателям
ювелирный сплав, перламутр, макадамия, эбеновое дерево, муассанит, томпак, янтарь; объёмная выколотка, гравировка, монтировка
Автор: Дмитрий Кротюк, Москва
Лауреат в номинации «Слава Земле русской!»

Названия брошей говорят сами за себя: «Станьте солнцем, вас все и заметят. Ф.М. Достоевский», «Лучше ничего не делать, чем делать ничего. Л.Н. Толстой». «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто к старости созрел. А.С. Пушкин», «Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. А.П. Чехов». Автор брошей — молодой ювелир, впервые принявший участие во всероссийском конкурсе в Калининграде.

По словам Ирины Перфильевой, среди работ, заявленных на данную номинацию, многие члены жюри выделили другое изделие Дмитрия Кротюка — брошь, выполненную в виде единорога. «Он [единорог] очень любопытен: мало того, что открывается — у него еще и ножки двигаются. Но, к сожалению, к обозначенной организаторами конкурса теме изделие не имеет никакого отношения, поэтому мы вынуждены были от него отказаться», — пояснила искусствовед. Однако при отборе работ для выставки критерии, к счастью, оказались менее строгими, и уникальную брошь можно увидеть рядом с остальными работами.


Брошь «Остров Канта» из серии «Витражи»
ювелирный сплав, горный хрусталь; гравировка, ручная работа, монтировочные операции
Автор: Елена Полунина, Нижегородская область, п. Мухтолово
Лауреат в номинации «Образы истории. Кёнигсберг — Калининград»


В этой броши в отражении воды показан утраченный Кёнигсберг, а сверху — нынешний мирный Калининград.

 

«Одна ее часть — это башня готического собора, а другая — отражение башни в воде. Художественный образ здесь рождается в соединении реального объекта и его отражения — в результате появляется новый объем».

Ирина Перфильева

Серьги «Глаза города»
металл, древесина, янтарь; пайка, литье, закрепка, прессовка
Авторы: Наталья и Татьяна Тарасовы, Санкт-Петербург
Лауреаты в номинации «Лучшее произведение из янтаря»


 

«Ювелирное искусство очень многолико. Конечно, почти каждый год в нем появляется мода на что-то, на какой-то вид украшения — например, сейчас очень модны чокеры (плотно прилегающее к шее ожерелье — прим „Нового. Калининграда“). С другой стороны, здесь, в Музее янтаря, представлено авторское ювелирное искусство. Это немножко другое. Трудно сказать, есть ли в авторском искусстве мода. Но точно могу сказать, что в нем становятся актуальными те или иные материалы. Например, сейчас мы все чаще встречаем соединение дерева с металлом — в том числе и в этой работе».

Галина Габриэль


Серия серег «Города мира»
ювелирный сплав, янтарь, ручная работа; монтировочные операции
Автор: Роман Волков, Тула
Диплом в номинации «Лучшее произведение из янтаря»


 

«Камень подан здесь очень красиво — его не резали, а дополнили архитектурными мотивами, которые связывают с тем или иным городом. Попробуйте разглядеть в этих серьгах Токио, Нью-Йорк, Рим и Париж. На мой взгляд, это очень удачное сочетание образов технократической цивилизации и природного камня».

Ирина Перфильева

Бокалы из винного гарнитура «Россия»
янтарь; резьба
Автор: Константин Бушмелёв, Калининград
Диплом в номинации «Лучшее произведение из янтаря»


Еще одним дипломантом конкурса в номинации «Лучшее произведение из янтаря» стал калининградский художник Константин Бушмелев. Жюри отметило его бокалы из винного гарнитура «Россия».

Кроме того, на выставке представлены и другие работы с янтарем, которые удостоились дипломов в разных номинациях.

«Например, очень интересен браслет „Город Солнца“ (работа петербурженки Анны Терещенковой отмечена дипломом в номинации „Новаторство“ — прим. „Нового Калининграда“), — говорит Галина Габриэль. — Здесь все на магнитах: вы можете сами сконструировать свой город будущего. Хотите — оставьте одну деталь, хотите — добавьте. Когда автор вовлекает вас в создание украшения и вы становитесь фактически соавтором, это очень здорово».



Выставка «Город» по итогам Пятого всероссийского конкурса авторского ювелирного и камнерезного искусства работает в Музее янтаря до 5 сентября. 0+