«Виктория», «Вестер», «Семерка» и другие

По количеству торговых площадей, приходящихся на тысячу жителей, Калининград находится в ряду самых «продвинутых» городов. По данным комитета экономического развития мэрии этот показатель равен 450 кв. м., что более чем вдвое выше аналогичного федерального показателя. Однако эти сведения были получены еще в конце 2004 года и без учета разрозненных малых магазинов и ларьков. Похоже, что показатель устарел уже в 2005 году, когда в Калининграде сразу открылось несколько новых крупных торговых центров.
Для примера скажем, что в таком крупном промышленном центре, как Екатеринбург, на тысячу жителей приходится всего 290 кв.м. торговых площадей, а в центре России – в Калуге – 390 кв.м. Российский норматив составляет порядка 185 кв.м на тысячу жителей. В Европе этот показатель колеблется от 250 до 450 кв.м.
Бурное развитие розничной торговли в Калининграде было исторически обусловлено. Этот  регион всегда страдал от дефицита продуктов и товаров. Ситуация обострилась донельзя в связи с распадом Советского Союза. В принципе режим свободной экономической зоны был введен для того, чтобы разрешить эту проблему. Он способствовал быстрому росту фирм, занявшихся поставками продуктов из Польши и Литвы
Вскоре выяснилось, что в Калининграде востребованы современные магазины с большим ассортиментом, подходящие для больших оптовых закупок. Причиной их популярности является высокая степень «автомобилизации» населения. По одному автомобилю приходится на каждых четырех жителей области, включая глубоких стариков и младенцев. Соответственно, калининградцы могут покупать продукты не каждый день возле дома, а раз в неделю в более отдаленных от места проживания супермаркетах и на оптовых складах.
Число торговых центров растет постоянно. Готовится к открытию «Акрополь» на ул. Горького. В августе в здании бывшей Восточно-Прусской торгово-промышленной ярмарки ожидается открытие «Эпицентра» площадью в 3 тысяч кв. м.
В конце 2007 года на пересечении ул. Фрунзе и 9 Апреля, в непосредственной близости от будущей осевой городской магистрали «север-юг», вступит в строй еще одно семиэтажное торгово-офисное здание, оборудованное в соответствии с современными требованиями. Три первых его этажа будут отданы торговле.
Для маленького региона с население менее миллиона человек этот процесс кажется удивительным. Но он имеет перспективу, поскольку все эти торговые центры оказываются востребованы. Население все менее чувствительно к цене и все более начинает дорожить свободным временем, поэтому готово платить за избавление от рутинной работы на кухне. Кроме того, острая конкуренция между торговыми фирмами способствует продвижению в регион новых торговых форматов и повышению качества и разнообразия обслуживания. Диверсифицированные торговые комплексы включают в себя залы продуктовой розницы, галерею бутиков, кафе и рестораны.
Гигантомания объясняется не только тем, что для стандартных по площади магазинов уже нет места, но и прямой зависимостью усредненного чека (средняя сумма, оставляемая потребителем в магазине за одно посещение) от величины объекта. Так усредненный чек в магазине формата «у дома» - 100 рублей, в супермаркете - 300 рублей, а в большом магазине - 13 евро.
Тем не менее, калининградский рынок слишком мал для того, чтобы удовлетворить растущие амбиции ведущих сетей. Поэтому они начали поход в «материковую» Россию. Почин в этом деле принадлежит «Виктории», которая приступила к географической экспансии еще в 2001-2002 годах. К данному моменту «Виктория» открыла свои  магазины формата «у дома» в Москве и в Санкт-Петербурге.
Встречно столичная сеть «Седьмой континент» стала осваивать наш регион. Московский ритейлор за 36 млн. долларов приобрел местную сеть «Алтын».
Интерес к Калининграду в «Семерке» объясняют тем, что наш регион характеризуется высоким уровнем жизни и потребления населения, развитой инфраструктурой, в частности дорожной, а также высоким уровнем обеспеченности населения автотранспортом. По плотности же населения Калининградская область уступает только Краснодарскому краю и Тульской области.
В перспективе, согласно генплану города крупные торговые, обслуживающие комплексы и оптовые склады планируется строить  в районе окружной автодороги, чтобы  сократить пригородные поездки за покупками в центр города.
Сложившаяся в регионе стоимость аренды торговых площадей значительно выше арендной платы за офисы. По мнению профессионалов, торговая недвижимость сегодня является наиболее доходным направлением для инвестиций. Покупка готового здания приносит прибыль, равную примерно 13-14 процентам годовых, а девелоперские проекты — 17-22 процентов в зависимости от типа магазина.

Источник: Калининград-Сити

На правах рекламы