Бремя исторического наследия

Мы уже как мантру повторяем, что Калининградская область – уникальный регион, у нас сохранилось очень много памятников из немецкого прошлого. Печально смотреть, как они на глазах разрушаются. А ведь это не просто красивые сооружения, это же туристическое будущее региона, о котором так много в последнее время говорит губернатор. Однако, когда в августе 2011 года постановлением Правительства РФ функции Росохранкультуры были переданы в Министерство культуры, стал очевиден весь драматизм ситуации с историческим наследством. Культурное ведомство занялось расчисткой «завалов» и было вынуждено сократить список исторических городов России в 10 раз – с 400 до 41. Калининград тоже вылетел из этого списка. Почему?

Для кого писаны законы?

Базовым законом в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (последняя редакция от 23.07.2008 с изменениями от 17.12.2009). К нему принято много подзаконных актов, которые прописывают все нюансы в деле охраны памятников истории и культуры. Есть у нас и региональное законодательство – закон Калининградской области «Об охране исторического наследия» и Градостроительный кодекс Калининградской области. Более того, сохранность памятников исторического наследия прописана в Генеральном плане Калининграда, принятом в 2005 году. А толку, как мы видим, от этих законов нет. Хотя в совокупности законодательство в части сохранения памятников истории и культуры суровое. Например, нарушение требований сохранения и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения, их территорий, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей (в ред. Закона Калининградской области от 29.04.2009 № 342).

Или такая суровая статья. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ). Еще круче. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ). Но эта строгость никого не страшит.

У семи нянек…

Вообще-то охраной культурно-исторического наследия в нашем городе занимаются минимум три серьезные организации: Центр охраны памятников администрации Калининграда, Балтийское управление Росохранкультуры и служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области (при министерстве культуры областного правительства). Полномочий у каждой из этих организаций хоть отбавляй. Но условия, судя по всему, диктуют не они, а комитеты архитектуры, строительства и муниципального имущества администрации Калининграда, которые вступили в непримиримое противоречие с историей и уверенно побеждают в этом неравном, прямо скажем, противостоянии. Последний и очень показательный пример. Например, недавно заместитель главы Калининграда, председатель комитета муниципального имущества и земельных ресурсов Александр Зуев, комментируя намерение горадминистрации продать один из последних домов Старого Кенигсберга на улице Коперника, 2/4, с аукциона, заявил, что власти Калининграда не видят ценности в этом объекте. «Когда мы говорим о памятниках истории, то хотелось бы понимать, в чем заключается его историческая ценность, –эмоционально сообщил Зуев. – Когда вы говорите о его ценности, вы имеете в виду то, что указанный объект был национализирован в 1946 году? Или потому, что там есть какие-то элементы архитектуры, которые имеют значение для истории? Или там проживала какая-то историческая личность?»

Председатель комитета муниципального имущества подчеркнул, что у этого здания нет паспорта исторического объекта: «То есть, почему указанный объект может считаться памятником архитектуры, я не знаю. Такого документа у меня нет. В настоящий момент это просто старое ветхое здание, которое является аварийным и непригодным для проживания. И не более того», – отрезал замглавы Калининграда. Выходит, Центр охраны памятников администрации Калининграда не доложил своему прямому начальству, какие памятники находятся на вверенной им территории? А вот члены совета по культуре при губернаторе на своем заседании одобрили предложение культуролога Александра Попадина включить в список объектов исторического и культурного наследия старый дом по ул. Коперника в Калининграде. Более того, по словам руководителя областной службы госохраны памятников Ларисы Копцевой, объект уже включен в план для проведения экспертизы.

В каком реестре состоят калининградские памятники?

В настоящее время, по данным службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, в нашем регионе государственной охране подлежат 1565 объектов культурного наследия. Из них 34 – федерального, 390 – регионального, 526 – муниципального значения, 119 являются памятниками археологии, 496 памятников истории и культуры относятся к числу выявленных. Но в Госреестре, к которому имеется открытый доступ в Интернете, ни один калининградский памятник не значится. Почему? Как нам пояснили в службе государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, ничего страшного в этом нет, так как согласно ФЗ № 73 от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники истории и культуры, принятые на государственную охрану в соответствии с законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», считаются объектами культурного наследия, включенными в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре. Сколько десятилетий еще мы будем виртуально считать памятники объектами культурного наследия – предположить сложно. Хотя первый шаг в этом направлении был сделан. В конце прошлого года был объявлен открытый аукцион на право проведения историко-художественной экспертизы проекта зон охраны объектов культурного наследия Калининградской области. Торги выиграла московская автономная некоммерческая организация «Научно-информационный издательский центр» (НИИЦЕНТР). К слову, она была единственным участником этого аукциона. Согласно итоговому протоколу аукциона, который был опубликован на сайте госзакупок, она должна была провести экспертизу 333 объектов в течение двух недель – до 28 декабря 2011 года. Бюджет Калининградской области заплатил за эту работу 1,5 миллиона рублей. По данным из открытых источников, основные виды деятельности некоммерческой автономной организации «Научно-информационный издательский центр» – издательская и полиграфическая деятельность, копирование звукозаписей. На запрос «СИ», выполнил ли взятое на себя обязательство НИИЦЕНТР, в службе государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области нам ответили сухо: «НИИЦЕНТР», выигравший торги на проведение государственной историко-культурной экспертизы зон охраны объектов культурного наследия, провел работы в сроки и в объемах в соответствии с государственным контрактом». Еще более загадочный ответ мы получили на вопрос о причинах исключения Калининграда из списка исторических городов России. Цитируем: «Город Калининград не был исключен из списка исторических городов России. В соответствии с требованиями действующего законодательства подготовлен и направлен в Министерство культуры РФ пакет документов для включения города Калининграда в число исторических поселений Российской Федерации». Хотя информация о том, что Министерство культуры сократило список исторических городов России с 400 до 41, опубликована в федеральных источниках. И причина указана банальная – после строительного бума 2000 годов от обширной старой застройки мало чего осталось. Наряду с перечислением того, что безвозвратно исчезает с территории Российской Федерации, значатся тевтонские замки 12-13-х веков в Калининградской области.

Мы идем своим путем

Трудно предположить, на чем зиждется оптимизм региональных властей. Но их заявления порой нормального обывателя приводят в ступор. Правительство Калининградской области некоторое время назад сообщило о решении использовать замки и фортификационные сооружения в туристических целях. Об этом заявила руководитель агентства по туризму Калининградской области Елена Кропинова на заседании правительства региона. Она рассказала, что государственной охране подлежат 63 памятника фортификационного зодчества. Многие объекты находятся в аварийном состоянии и нуждаются в реставрации. Чиновник предложила сделать в форте «Штайн» интерактивный музей, а некоторые объекты использовать как экспоцентры. «Использование фортификационных и замковых объектов позволит увеличить привлекательность туристско-рекреационного комплекса Калининградской области, а также сохранить и оживить объекты культурного наследия», – сказала она. Более того, на одном из заседаний члены совета по культуре при губернаторе пришли к выводу, что для туристических целей надо использовать многочисленные археологические раскопки в нашей области. Перспективные объекты – курган и могильники в Зеленоградском районе, прусские вальные крепости в поселках Грачевка и Дружное. В 2012 году в рамках целевой программы по развитию туризма один из курганов в регионе будет законсервирован, готовится смета на изготовление перил и информационных щитов.

С Божьей помощью?

Калининградская епархия РПЦ в 2010 году получила в собственность от областных и федеральных властей в общей сложности около 50 так называемых «объектов религиозного назначения». В число полученной церковью недвижимости вошли руины замков, построенных Тевтонским орденом (а также земли, где нет никаких руин, но, возможно, когда-то располагались замки и другие «религиозные» объекты), лютеранские и католические кирхи. В 2012 году Министерство культуры РФ планирует выделить 10 миллионов рублей на разработку проектной документации для реставрации трех памятников культуры, находящихся в безвозмездном пользовании Калининградской епархии Русской православной церкви. Средства будут выделены в рамках федеральной целевой программы «Культура России на 2012-2018 годы», сообщила недавно «Российская газета». Как поясняет издание со ссылкой на отдел коммуникаций Калининградской епархии РПЦ, речь идет об орденском замке Бранденбург в поселке Ушаково Гурьевского района и кирхах в поселках Краснолесье и Луговое Нестеровского района. Восстановление и реставрация объектов начнется в 2013 году, а завершится ориентировочно к 2018 году.

Грустный вывод

Наследие – явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников.

Юридическая безнаказанность виновников разрушения культурного наследия приводит к безнравственности, к потере исторической памяти, к забвению традиций, культуры. Наблюдается принципиальное несоответствие масштабам проблемы тех средств и рычагов воздействия, которые имеются в распоряжении организаций и учреждений, занимающихся вопросами охраны и реставрации памятников истории и культуры. Неужели сохранение исторического наследия нам не по силам? Или налицо обычная безответственность?

Текст: Наталья Будоян
Фото: Ольга Данилова

www.stroyint.ru 

На правах рекламы

Источник: Журнал СтройИнтерьер

На правах рекламы