Где взять "хлеб" строительства ?

Начиная со II века нашей эры, когда в Риме был построен храм всех богов – Пантеон, в практику строительства вошел бетон. Благодаря ему римляне смогли соорудить это  круглое в плане здание, перекрытое грандиозным куполом диаметром более 43 метров.
С тех пор бетон поистине является хлебом строительства. Без него ни туда, ни сюда – ни элитного здания не возвести, ни обычного склада.
Проблемы со строительными материалами и базой стройиндустрии в Калининградской области имеют давнюю историю. Еще при советской власти здесь не хватало стройматериалов. Тем не менее, сегодня строители вспоминают о тех годах, как о времени расцвета местной строительной базы. Не случайно, подобно тому, как в старых учебниках истории было принято сравнение с 1913 годом, у нас, когда говорят об объемах строительства, апеллируют к 1990 году, считающемуся в этом отношении самым успешным. Тогда в области было введено 420 тысяч кв. м жилья.
Намерения нынешней исполнительной власти – весьма амбициозные. В этом году планируется ввести в эксплуатацию 506 жилых домов общей площадью 500 тысяч квадратных метров. Для сравнения, в прошлом «прорывном» после затяжного кризиса году было построено всего 265 тысяч кв. м.
По согласованию с правительством РФ, участвуя в реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье», в области надлежало ввести в строй всего 318 тысяч кв. м. общей площади жилья. Наше правительство приняло на себя повышенные обязательства перекрыть этот показатель почти вдвое. А к 2010 году увеличить темпы строительства жилья почти в пять раз.
Но подножку этим амбициозным планам может поставить элементарная нехватка цемента и бетона. По словам бывшего руководителя крупнейшей в области строительной организации «Калининградстрой» Александра Ильина, при нынешних темпах строительства ежегодно требуется порядка 1 000 200 куб. м бетона. Но даже это количество одного из основных стройматериалов трудно обеспечить. Для нормально развития отрасли требуется 3,5 млн. куб. м бетона.
К сожалению, в России не строится сейчас ни одного нового цементного завода. Главным поставщиком цемента для нас является Белоруссия. Разумно было бы калининградским стройорганизациям принять долевое участие в развитии этих белорусских предприятий. Но, как опасается генеральный директор фирмы «Томас-бетон», одного из главных производителей бетона в регионе,  Игорь Плешков, скоро эти  налаженные отношения могут рухнуть. Россия обещает с нового года установить для белорусов мировые цены на газ, в ответ следует ожидать аналогичной акции от Белоруссии в отношении того же цемента для россиян.
Кроме того, есть проблемы с поставками цемента из России. Нормативы ЕС, которые действуют теперь на железных дорогах Литвы, запрещают использование наших традиционных вагонов для перевозки этого материала. Можно наладить поставку ценного сырья из Швеции морским путем, но тогда в калининградских портах нужно оборудовать специальные терминалы.  
Бетон играет главенствующую роль в строительстве, поэтому особенно важно решить ряд вопросов, касающихся его качества, регулирования правовых, нормативных и экономических отношений между участниками рынка. Ведь помимо всего прочего
строители сталкиваются с галопирующими скачками цен на цемент и другие составляющие бетонной смеси, между производителями и потребителями бетона нередко возникают конфликтные ситуации.
По словам почетного строителя России, генерального директора ООО «Балтия-Инвестстрой» Владимира Михайлина, прежде в области производилось около 200 тысяч куб м. бетона, сейчас – 40-50 тысяч куб м. Раньше свои железобетонные заводы имелись практически во всех городах области. Сейчас число их весьма поубавилось. Среди 714 строительных организаций и предприятий на долю строительной индустрии приходится всего 67 предприятий.
- Я готов строить жилье и строить много, - говорит Владимир Михайлин, - но где я возьму столько товарного железобетона?
Проблема существует и с так называемыми инертными материалами – песком и гравием, без которых бетон не сотворишь. Потребность в таких материалах уже сейчас 17 млн. куб. метров. Удовлетворяется она с трудом. Новых месторождений не разведано, Возить же гравий и песок из-за границы особенно в условиях нашей области, где ледниковый период оставил таких материалов, можно сказать, в избытке, многим строителям-практикам кажется нелепым.
От того, насколько успешно будет решены эти задачи, зависит будущее не только  производителей бетона, но и, по большому счету, нашей строительной отрасли в целом. А в более глобальном смысле – и реализация одного из приоритетных нацпроектов.

Источник: Калининград-Сити

На правах рекламы