Тарифы ЖКХ: игра без правил?

О проблемах в жилищно-коммунальном хозяйстве, как обо всем вечном в этом мире, можно говорить бесконечно. Есть ли такой человек в нашей стране, у которого в подъезде не выворачивали лампочку? Или несколько дней подряд не работал лифт? Или в начале отопительного сезона были ледяные батареи? Самое ужасное, что все вышеперечисленное – лишь вершина айсберга, за которой кроются постоянно растущие тарифы, управляющие компании в многоквартирных домах, на которые никто не может найти управы, и индивидуальные счетчики по учету коммунальных ресурсов, преимущества которых до конца не доказаны.

Конкуренции не получилось

Напомним, что ключевым моментом в реформе ЖКХ стало принятие в 2004 году Жилищного кодекса: возникли предпосылки для рыночных отношений собственников жилья и коммунальных служб, появились частные управляющие компании. Следующим шагом должно было стать создание рыночных отношений в сфере инфраструктуры: она требует неотложной реконструкции, при нынешней тарифной политике одних госсредств на это не хватает. В рамках коммунальной реформы в Калининграде не осталось ни одной муниципальной управляющей компании, обслуживанием домов занимаются частные фирмы, которые должны выбирать жители на общих собраниях собственников. Процесс проходил в подавляющем большинстве случаев формально. Бывшие ЖЭУ просто раздали жильцам домов анкеты, в которых нужно было подтвердить свое согласие на дальнейшее обслуживание дома этой компанией. Жильцы в основной своей массе согласились. Ведь перейти под юрисдикцию другой компании можно только всем домом, никто не возьмется обслуживать одну-две квартиры многоэтажного дома. Это технически невозможно. Частные компании стали предпринимать попытки перетянуть к себе многоквартирные дома, которые обслуживаются их конкурентами. Люди перестали понимать, что происходит, а затем стали получать двойные счета. Сегодня на некоторых подъездах висят объявления, в которых жильцам объясняют, счета какой компании стоит оплачивать, а какой нет.

В этом плане от других регионов России мы отличаемся мало. По статистике на момент принятия Жилищного кодекса в зависимости от региона 70-90 % жилых домов так и не успели реализовать свое право на выбор управляющей компании и были вынуждены довольствоваться той, что выбрал муниципалитет. Примеров же открытых конкурсов немного, но почти всегда у органов власти находятся свои компании-управленцы.

В таких условиях на рынке жилой недвижимости находятся всего лишь единицы независимых управляющих компаний. Более того, если говорить о развитии конкуренции на этом рынке, то следует понимать, что сама услуга никак не регламентируется, нет никаких критериев оценки добросовестно выполненной работы. Нет даже элементарного закрепленного перечня услуг – в пакет может входить все что угодно. Не разработаны стандарты обслуживания жилого строения, и чем, в принципе, руководствоваться при обслуживании инженерных систем – непонятно. Сейчас же основной принцип оценки деятельности управляющей компании можно охарактеризовать как «эффект горящей лампочки»: горит лампочка в подъезде – хорошая работа, не горит – плохая.

За все заплатит собственник

В июне этого года администрация Калининграда напомнила руководителям управляющих организаций о необходимости проведения плановых инвентаризаций многоквартирных домов. Это положено делать согласно Постановлению Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации». В частности, в нем сказано, что технический учет зданий производится путем проведения плановых инвентаризаций с периодичностью не реже одного раза в пять лет. При этом паспортизация и инвентаризация жилых строений осуществляются БТИ за счет средств собственников. По мере выявления изменений технического состояния здания управляющая организация должна регулярно (раз в 5 лет) проводить инвентаризацию жилищного фонда, уточнять сведения об износе основных конструкций и вносить актуальную информацию в технический паспорт многоквартирного дома.

Администрация города предупредила управляющие компании о том, что при приеме заявок и планировании предоставления субсидии за счет средств городского бюджета для софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов в 2013 году в рамках долгосрочной целевой программы особое внимание будет уделяться наличию сведений об уточненном проценте износа основных конструкций, а также своевременному внесению изменений в технический паспорт дома. А отсутствие актуальных данных в техпаспортах будет рассматриваться как ненадлежащее исполнение управляющей организацией своих обязанностей и может быть основанием для отказа в предоставлении субсидии за счет средств городского бюджета. Готовимся платить?

Городские власти подсуетились

Между администрацией Калининграда и управляющими организациями месяц назад было заключено соглашение о взаимодействии. Цель – повышение качества и эффективности содержания многоквартирных домов, принятых в управление и на обслуживание управляющими организациями, ведущими деятельность на территории городского округа, и создание равных для всех управляющих организаций условий для управления многоквартирными домами, в том числе и предусмотренных положениями статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации. По информации, размещенной на сайте горадминистрации, соглашения подписали 63 УК из 102, работающих в Калининграде. При этом «подписанты» обслуживают более 80 процентов жилищного фонда города. Само соглашение представляет собой набор обоюдных обязательств УК и муниципалитета и призвано сделать работу «управдомов» более открытой и прозрачной, максимально ответственной перед жителями многоквартирных домов. В соответствии с условиями соглашения все действия, принимаемые администрацией, также должны предварительно проходить обсуждение с участием представителей управляющих организаций. В качестве первоочередного мероприятия предстоит создание при главе администрации координационного совета по вопросам ЖКХ с участием представителей муниципалитета, УК, саморегулирующих организаций, ТСЖ и иных заинтересованных сторон.

Власти рассчитывают на то, что если УК уклоняется от исполнения своих обязательств, не принимает мер к поддержанию и улучшению состояния жилищного фонда, об этом с помощью ресурса администрации города станет известно широкой общественности и послужит определенной «антирекламой» нерадивой УК. Это, в свою очередь, поможет собственникам принять решение о расторжении отношений с ней. Для компаний, пришедших в этот сектор работать надолго, вопрос репутации в условиях конкуренции является одним из наиболее важных. Только вот посещаемость сайта потребителями услуг ЖКХ для такой широкой огласки крайне низка.

А долги продолжают расти

С 1 июля 2012 года в Калининграде выросли тарифы на все жилищно-коммунальные услуги, поставляемые ресурсоснабжающими предприятиями. Подорожало все: горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, электроэнергоснабжение и газоснабжение. Более того, водоснабжение и отопление подорожали дважды – с 1 июля и с 1 августа.

Тем временем задолженность муниципальных теплоснабжающих предприятий за топливно-энергетические ресурсы к середине июля достигла 553,4 млн руб., увеличившись за 2 недели на 41,1 млн руб. Долги населения составили 826,3 млн руб., увеличившись на 28,2 млн руб. Такую картину по состоянию дел озвучил новый министр ЖКХ и ТЭК Максим Федосеев.

Наиболее сложная ситуация складывается в Нестеровском, Неманском, Озерском, Черняховском и Гвардейском районах, а также в Светлом.

В целом по области задолженность муниципальных предприятий за уголь составила 58,8 млн руб., за мазут – 69,1 млн руб. (выросла на 8,4 млн руб.), за тепло – 311,6 млн руб., за газ – 175,4 млн руб. (увеличилась на 40,6 млн руб.) и за электроэнергию – 156,3 млн руб. (увеличилась на 43 млн руб.).

Напомним, что в начале июля министр экономики Елена Пожигайло заявила, что по размеру долгов в секторе ЖКХ Калининградская область занимает 77-е место среди регионов России. Сумма долгов в пересчете на одного жителя региона выше, чем в среднем по России, в 2,7 раза и в 2,6 раза больше, чем в среднем по Северо-Западному федеральному округу. По ее словам, такая ситуация сложилась из-за ощутимой разницы в тарифах ЖКХ в Калининградской области и в среднем по России.

Еще одна инициатива

Минрегион подготовил законопроект, который предполагает создание специального сайта госуслуг для отслеживания платежей по квитанциям ЖКХ. Он может заработать уже в середине 2013 года. Новая информационная система должна будет помочь собственнику или нанимателю квартиры проверить, насколько корректно работает управляющая организация. Для этого будет создан электронный калькулятор, который рассчитает стоимость оплаты за жилье и коммуналку.

Согласно законопроекту на сайте должна быть размещена информация по учету предоставляемых субсидий по оплате коммунальных услуг и содержанию общего имущества в доме, по возможности пересчитать платежи и так далее. Планируется собрать на портале также полезную информацию, которую непросто найти: правовые акты, имеющие отношение к коммунальной сфере и жилью, перечень ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, работающих в конкретном городе, и так далее. Эксперты отмечают, что в настоящее время конкурсы по выбору управляющих компаний нередко проводятся формально, поскольку у собственников нет возможности получить информацию обо всех предприятиях, работающих на рынке. Вряд ли появление нового сайта кардинально изменит ситуацию с неплатежами. Денег в кошельках потребителей больше ведь не появится?

Горожане не верят

Центр «Социологические исследования» БФУ им. И. Канта провел исследование, посвященное проблемам, которые в наибольшей степени волнуют жителей Калининграда. Как отмечают социологи, наиболее проблемной сферой городской жизни является комплекс ЖКХ: высокий уровень цен на коммунальные услуги серьезно затрагивает 52,5 % калининградцев, а состояние сферы в целом беспокоит 25,1 % опрошенных. Состояние дорожной инфраструктуры (качество дорог, пробки) волнует 55,2 % калининградцев; состояние городской системы здравоохранения – 36,6 %; коррумпированность городских властей, произвол чиновников – 36,3 %.

Сравнение полученных данных с результатами опроса пятилетней давности свидетельствует о том, что многие городские проблемы за последние годы заметно обострились. Особенно обращает на себя внимание скачок показателей по таким параметрам, как вопрос о ценах на жилищно-коммунальные услуги (с 21,2 % до 52,5 %) и коррумпированности городских властей (с 15,6 % до 36,3 %). По данным соцопроса, совсем немного тех, кто верит в то, что сами горожане могут способствовать преодолению сложившейся ситуации (4,6 %).

Текст: Наталья Будоян
Фото: Ольга Данилова

www.stroyint.ru

На правах рекламы

Источник: Журнал "Стройнтерьер"

На правах рекламы