Праймериз на выживание, невидимки с деньгами и бесценные слуги народа

05 июля 2012, 18:45

Важные события четверга: призрак турзоны на Куршской косе вроде бы как возвращается, потому что у губернатора вроде бы как есть для него инвестор, благосостояние светлогорских чиновников растёт как на дрожжах, а с праймериз "Единой России" по выборам главы города кандидаты слетают, как спелые яблоки с дерева.

savva.jpgПраймериз на выживание
Праймериз «Единой России» на пост главы Калининграда стремительно теряет участников. Примечательно, что вместе с техническими кандидатами — экс-депутатом областной Думы Ириной Губко и зампредседателем комитета архитектуры и строительства Артуром Крупиным, самоотвод взял один из фаворитов гонки — Юрий Савенко.

Если представить, что в политике есть некое подобие объективности и посмотреть на ситуацию с этой стороны, то события последних двух дней покажутся весьма удивительными. Так изначально на пост градоначальника претендовало семь человек: Александр Ярошук, Николай Власенко, Юрий Савенко, Артур Крупин, Ирина Губко, Евгений Чернышев и Сергей Новиков. Последних двоих вы, наверное, даже не знаете. Оно и неудивительно — эти персоны хотя и мелькали в публичной политике, но какими-то особенно яркими достижениями на этом поприще не засветились. Ирина Губко, руководитель компании «Ремжилстрой», засветилась в скандале с фальсификацией голосования на участке по тому округу, на котором она победила на выборах депутатов областной Думы. Не самая лучшая реклама перед выборами. Артура Крупина в ТВ-материалах все чаще можно увидеть в строительной каске, нежели за высокой трибуной.

Другое дело первые три кандидата. Сенатор Николай Власенко, пожалуй, выглядит самым слабым из тройки. Несмотря на его медийность, некую либеральность и вполне привлекательные суждения по многим вопросам, Николай Власенко никогда не занимался хозяйственно-административной деятельностью во власти. Должность главы регионального минпрома он занимал недолго, да и сам это пост больше ассоциируется с решением стратегических вопросов. Работа в городе, особенно на посту главы администрации, во многом связана с хозяйственными вопросами: уборка улиц, ремонт домов, канализация-отопление, ливневки и вечно страдающие животные нашего зоосада. На посту сенатора Власенко уже дважды не успел прочитать крайне резонансные законопроекты — про изменения в закон об Особой экономической зоне и пресловутый «закон о митингах». Словом, кроме как на примере «Виктории» мы пока так и не узнали, как применяет свой интеллект и хозяйские способности господин Власенко.

Александр Ярошук, разумеется, чаще всех остальных соперников появляется в поле зрения общественности и прессы. Все-таки действующий глава города. Правда, активизировался он только в последние пару лет, благополучно отсидев первую часть своего срока за спиной у Феликса Лапина, а позже — Светланы Мухомор. Вопрос: связана ли эти перемены с предстоящими выборами или просто у градоначальника спустя более, чем полсрока, проснулась сознательность? Да и не все обещания, которые давал Александр Ярошук в далеком 2007-м году, накануне своего избрания, исполнены. Та же самая точечная застройка, с которой тогда еще будущий глава города хотел покончить раз и навсегда, неоднократно становилась предметом публичных разбирательств. Надо отдать должное, эти болезненные градостроительные вопросы зачастую решались в пользу жителей (как, например, со сквером на Красной), но порой дело доходило до физического противостояния (как, например, с застройкой Ялтинского парка).

Юрий Савенко в плане городской застройки тоже не оставил после себя особенно теплых воспоминаний. Более того, его-то как раз нынешние власти и объявили автором точечной застройки. Правда, за время своего правления он успел подготовить город к юбилею, а некоторые скандальные здания, служащие для одних иллюстрацией дурновкусия, для других жителей стали любимым местом отдыха. К тому же, не секрет, что Савенко, в отличие от нынешнего главы города, прекрасный оратор и в устном бою на городской арене равных ему нет.

На этом фоне странной выглядит столь существенная разница, с которой Савенко уступил Ярошуку: 26 против 88 соответственно. Возможно, выборщики голосовали не только и не столько за публичные выступления, сколько за личность в целом. Политтехнолог Анатолий Ромашко отметил, что члены горотделения ЕР признавали: Ярошук много сделал для партии и лично для ее членов.

Но столь лояльное отношение партийцев к главе города было известно задолго до начала голосования. Неужели об этом Савенко не догадывался? Наверняка, он знал этот факт. Тем не менее, он готовился принять участие, а на юбилее городского отделения «ЕР» даже привел ответный аргумент: «Я мало работал для партии? Если я мало работал, то покажите, кто работал много! Я это отделение создавал».

Выходит, партийцы Савенко не пугали, а перспектива поработать на старом посту казалась привлекательной. Абсурдно рассчитывать и на то, что человек буквально за день лишился жажды власти. К тому же, если бы Савенко утратил интерес к городскому управлению, вряд ли бы он стал выдвигаться на пост депутата Окрсовета. Экс-мэр ведь еще и участник праймериз на одном из округов, где происходят довыборы в Совет депутатов. А, если вы помните, после избрания главы города, депутаты назовут председателя местного парламента. Таким образом, пройдя в окружной Совет, Савенко может стать председателем окружного Совета — пусть и не самым главным лицом в городе, но все же весьма весомым. Учитывая политический опыт экс-мэра, не исключено, что он сможет «перетянуть одеяло на себя», а через несколько лет, быть может, даже станет одним из конкурентов на пост губернатора.

Один вопрос все же остается не до конца понятным: почему Савенко идет столь извилистой тропой к городскому управлению? Сразу несколько источников заверили корреспондента «Нового Калининграда.Ru», что на процедуре праймериз имел место подкуп выборщиков. Дескать, слабым местом является так называемый "Народный фронт". Если все партийцы-выборщики перечислены в списках, то в ОНФ входят общественные организации, членство в них свободное и манипулировать участниками, привлекать кого-либо в качестве членов, а значит — участников предварительного голосования, достаточно просто. Хотелось бы, чтобы источники ошибались. Абсурдно думать, что подкуп инициировал кто-то из тех, кто уже покинул гонку. А если к грязным политическим технологиям прибегнул кто-то из оставшихся участников, возможно даже будущий мэр, то наше с вами положение крайне незавидно. Ведь снять свои кандидатуры с процедуры «жизни в Калининграде» куда тяжелей, чем отказаться от участия в нечестных праймериз.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент 

tour.jpgНевидимки с деньгами
В четверг со слов губернатора Николая Цуканова стало известно, что заместитель председателя правительства России Дмитрий Козак поддержал его предложение сохранить особую экономическую зону туристско-рекреационного типа на Куршской косе.

Одним из аргументов стали уверения Николая Цуканова, что создание зоны на Куршской косе — «это жизнеспособное, инвестиционно—привлекательное и перспективное направление».

Напомним, что одним из поводов для закрытия зоны послужило именно отсутсвие инвесторов, готовых вложиться в этот проект. В августе 2011 года директор департамента ОЭЗ и проектного финансирования Минэкономразвития РФ Дмитрий Левченков заявил, что если до конца сентября инвесторы не будут найдены, то проект закроют. Он же уже в январе 2012 года сообщил, что таких товарищей с деньгами так и не нашлось ни для Куршской косы, ни для Ставрополья. 

Всего на обустройство туристско-рекреационной зоны на Куршской косе было запланировано 1,5 млрд. рублей из федерального и 300 млн. рублей из областного бюджетов. Еще ожидалось, что частные инвесторы вложат не менее 6 млрд. рублей. Считалось, что эта турзона могла бы привлечь до 1 млн туристов в год и принести в бюджет ежегодно до 600 млн рублей налоговых поступлений.

Отметим, что с обеими развлекательно-отдыхательными зонами области не везло с самого начала. Вернее, сначала наоборот казалось, что крупно повезло. Но потом оказалось, что никто не хочет строить ни казино, ни развлекательные центры в игорной зоне. Как заявляя тогда губернатор Георгий Боос, инвесторы-то есть, но они то не понимают чего-то, то им кризис мешает.  

С турзоной на косе ситуация осложнялась еще и тем, что там и ЮНЕСКО выражало озабоченность  по поводу планов по развитию туризма, и руководство нацпарка было категорически против какой-либо застройки своей территории.

Хочется отметить, что те тучи инвесторов, с которыми велись переговоры по поводу освоения участков игровой зоны, так и не были ни разу названы по именам никем из правительства Георгия Бооса. Даже намека, в каких краях обитают интересанты, никогда не поступало.

Похоже, что эту же тактику взял на вооружение и нынешний губернатор Николай Цуканов. По крайней мере, заявляя о большой инвестиционной привлекательности проекта турзоны на косе и отстаивая ее во всяких кабинетах, он ни разу не обмолвился, кто именно будет в нем участвовать, помимо федерального и регионального бюджетов. Более того, в наш век интернетов и айпадов нигде даже слуха, сплетни завалящей не появилось по поводу того, что вот-де, есть, есть инвесторы, приехали, посмотрели, условиями поинтересовались! Но, с другой стороны, Николай Николаевич, как опытный бизнесмен, высоко ценит конфиденциальность и всячески пресекает утечку информации конкурентам. 

Может, пора бы уже и сообщить, кто и в каком виде готов вложить свои частные денежки в косу? А то получится, как у предшественника.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

svetl.jpgБесценные слуги народа
В четверг региональный минфин на своем сайте опубликовал любопытные данные о том, сколько в муниципалитетах области работает чиновников, какова их плотность на душу обычного населения, и насколько их зарплата отличается от средних заработков одного вверенного им жителя, занятого в сфере экономики (то есть, в той самой сфере, которая платит в бюджет налоги и содержит этих самых чиновников).

В последний раз подобный отчет минфин области публиковал осенью прошлого года, поэтому сравнить, как изменились заработки слуг народных, которые не избраны, а назначены на свои должности, было очень интересно.

Оказалось, что чиновники Светлогорского района, которые в сентябре прошлого года зарабатывали в среднем по 30 тыс. рублей в месяц, теперь зарабатывают по 40 тыс. Отрыв их денежного довольствия от среднестатистического жителя района тоже вырос — если раньше средняя зарплата в экономике была 16,8 тыс. рублей, и разрыв не дотягивал до двукратного, то теперь он даже превысил этот уровень. Ведь в 1 квартале средняя зарплата среднестатистических жителей составляла 19 тыс. рублей в месяц. При заработках чиновников в 40 тыс. — разрыв более чем в два раза.

Столь стремительный рост окладов в Светлогорске показателен на фоне списания долгов муниципалитетам. Светлогорский район входил в список лидеров по долгам. Район был должен больше 326 млн рублей, из которых 251 ему просто так обнулили за счет налогоплательщиков. Чем не повод повысить себе зарплаты в 1,5 раза? Долги-то выплачивать не надо. 

Не лучше ситуация с вторым местом — чиновники Краснознаменского городского поселения получают в среднем по 39,3 тыс. рублей в месяц. При этом средняя зарплата на одного жителя Краснознаменска в экономике — 16 тыс. рублей. Разница — три раза. По всей видимости, в администрации городского поселения работают какие-то уникальнейшие специалисты, раз местные жители готовы нести на себе такую ношу? Сам Краснознаменск, по всей видимости, развивается и растет на глазах, и уже скоро станет городом-садом?

Кстати, не так плохо зарабатывают муниципальные служащие других поселений, которые тоже весьма отличаются ухоженностью и развитием - в пос. Донское и Зеленоградского городского поселения чиновники получают по 29 тыс. в месяц, Гусева и Гвардейска по 27 тыс. Калининград в этом списке занимает почетное седьмое место — 26 тыс. в месяц, но и отрыв от средней зарплаты в экономике не так велик - 3 тыс. рублей.

Еще один любопытный факт — выяснилось, что максимальное число чиновников работает в муниципалитетах второго уровня, то есть администрациях городских округов и районов. Там числится 3652 служащих со средней зарплатой 19,9 тыс. в месяц. В городских поселениях служащих не так уж и много — всего 307 человек (средняя зарплата 22,6 тыс. рублей в месяц), еще 629 человек работают в сельских поселениях (заработки 13,2 тыс. рублей в месяц). То есть, получается, что муниципальная реформа, направленная на ликвидацию первого уровня, которую губернатор Николай Цуканов не раз представлял как способ избавиться от армии чиновников, ликвидировала бы не так много должностей.

Теперь о том, во сколько нам обходятся слуги народные. Служащие городских округов и районов каждый месяц получают из бюджетов 72,6 млн рублей или 872 млн рублей в год. Служащие городских и сельских поселений — 83,2 млн и 99,6 млн рублей соответственно. Итого бюджеты тратят больше 1 млрд рублей на содержание своего аппарата. Это не считая затраты на содержание правительства области, которое оценивается в аналогичную сумму.

Конечно, совсем без чиновников жить нельзя, но и меру, наверное, тоже надо знать. Контрольно-счетная палата области начала проверку муниципальных образований «Светлогорский район», «городское поселение «Посёлок Донское», «городское поселение „Город Светлогорск“». Проверка связана с реструктуризацией долгов муниципалитетов перед областным бюджетом. Можно надеяться, что аудиторы сделают свои выводы по поводу целесообразности расходования бюджетных средств на собственное содержание чиновников. 

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент.

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте