Директор театра «Невеличка» Наталья Щагина: «Мой герой — капитан Грей»

Директор первого в Калининграде театра детских праздников «Невеличка» Наталья Щагина рассказала «Новому Калининграду.Ru» о том, по какой причине на подготовку хорошего аниматора требуется минимум полтора года, в чем секрет удачного детского праздника и почему она предпочитает не ждать чудес, а создавать их сама, своими руками, как капитан Грей в истории об «Алых парусах». 

О том как все начиналось

Я начинала в середине девяностых с выездных домашних праздников — поздравление с Новым годом от Деда Мороза и Снегурочки, детский день рождения с клоунами и так далее. В те времена приглашать аниматоров на дом было не принято, и все, кто знал, что я собираюсь зарабатывать на этом деньги, считали меня сумасшедшей. Поначалу моим помощником был только сын, затем я стала привлекать к делу своих друзей и знакомых, теперь попасть в мой коллектив мечтают многие творческие личности региона. Остаются лучшие. На данный момент я сама почти не выступаю, на мне лежат в основном организационные функции. Я уже не руководитель маленького агентства, а директор театра детских праздников. Растёт уровень ответственности. Если раньше мы организовывали небольшие события и волноваться приходилось за камерное мероприятие с компанией до 10 ребят, то на текущий сезон у нас запланировано много ёлок в Музее Мирового океана, каждая из которых рассчитана на гораздо большее количество человек. Нужно подготовить костюмы, реквизит и аппаратуру, подобрать музыкальное сопровождение, видеоряд, сочинить и отрепетировать постановку и, конечно, продать билеты! Параллельно мы устраиваем новогодние праздники в школах и детских садах. Когда все начиналось, я была сама себе артисткой, режиссёром, портнихой, бутафором, администратором, водителем, и уборщицей. Из-за нервных перегрузок порой не могла спать по ночам. Днем работала, ночью переживала. Теперь у меня есть самое главное — команда единомышленников! Со мной люди, которые любят свою работу, с душой относятся к делу, понимают меня, поддерживают и развивают мои идеи.

О главном качестве хорошего аниматора

Каким должен быть хороший аниматор? Он должен любить детей. Это не пустые слова — дети все чувствуют. Многие люди уходили от нас потому, что мы не сошлись именно в подходе к детям. Но одной любви мало. Нужно иметь внутренние ресурсы на то, чтобы делится своей энергией, отдавать её. Для того чтобы подготовить хорошего аниматора, требуется минимум полтора года. Это стрессовая и эмоционально затратная работа. Представьте: день рождения компании ребят. Ничего не происходит. Заходит аниматор. И за тот час, что он проводит с детьми, они должны пережить фейерверк радости. Нужно, чтобы дети верили артисту, с удовольствием играли с ним. Важно не оставить детей разочарованными!

Как вообще строится работа аниматоров во всем мире? Есть заказ — день рождения у ребенка девяти лет. Артист надевает костюм пирата, берёт реквизит, идёт и устраивает праздник. На следующий день у четырехлетнего ребёнка он в костюме клоуна с тем же реквизитом, но по-другому его преподносит. У моей организации на сегодняшний момент есть 25 игровых программ, и для каждой — свои костюмы, свой реквизит, свой сценарий и свои игры. Так не делает никто — это очень затратно.

О том, почему «Винкс» дети любят больше сказок Шарля Перро

Проблема в том, что весь реквизит со временем устаревает. Сейчас работать тяжело — дети пресыщены. Нынешним семилетним ребятам уже неинтересно то, что было интересно их сверстникам буквально несколько лет назад. Игровые программы по русским народным сказкам, сказкам Андерсена и Шарля Перро раньше имели очень высокий рейтинг, а сейчас они почти никому не нужны. Золушку в костюме с чепцом дети уже не узнают как Золушку. Для них Золушка — это диснеевская принцесса в воздушном платье. Я долго отказывалась делать программы, например, про «Винкс» или «Монстр хай», но мы не можем игнорировать популярные мультфильмы — нам ведь нужно выживать в условиях рынка. А героев мультиков дети знают, любят. Для них побывать на празднике по мотивам любимой анимации — все равно что взрослому сходить на концерт любимой группы. Тем не менее, игровые программы по мотивам мультиков — отнюдь не все, что мы можем предложить. У нас много познавательных вещей: о быте индейцев, разновидностях динозавров, различных профессиях, научных достижениях, мировых достопримечательностях, финансовой грамотности. 

О том, почему городские массовые праздники — плохой пример для подражания

Организация хорошего праздника требует огромных затрат — и умственных, и физических, и эмоциональных, и материальных. Поэтому на протяжении 12 лет основным направлением нашей работы были камерные праздники дома, в кафе или в школе. Я не решалась браться за мероприятия большего масштаба. Городские массовые праздники с толпой детей, которым плохо видно и слышно, с гамом, неразберихой и одним ведущим на всех были для меня примером того, как делать не нужно. Я решила, что возьмусь за масштабный праздник только тогда, когда буду уверена, что смогу вовлечь в веселье всех детей, которые его посетят. Опыт помог! Я и мои артисты теперь полюбили масштабные мероприятия. Страшно, конечно, всегда, очень много рисков, но получается здорово. И мы радуемся от всей души, когда видим на своих праздниках счастливые глаза детей и довольных пап и мам.

О том, почему Еж, Невеличка и Петушки не конкуренты Фионе и Шреку

В 2009 году нам пришлось искать новые виды заработка. Появилась идея делать спектакли. К тому времени мы уже понимали, что сможем. Героями первого представления стали Невеличка, Петушки, Лиса и Ёжик. Я думала, что у нас уже есть имя и репутация, нас знают и на спектакль про Невеличку пойдут. Однако очень быстро я поняла, что ошиблась — аншлагов не случилось. Зрители не собирались массово скупать билеты на спектакль про никому не известных персонажей. Да, неплохая постановка, но какой Ёж? Какая Невеличка? Тогда мы решили, что главными героями будем делать популярных мультяшек и придумывать про них свои сказки. Дела пошли в гору. На сегодняшний день в нашем репертуаре уже семь спектаклей. Все представления интерактивные, то есть ребята могут не просто смотреть, но и принимать участие в действии.

О том, почему сосредоточенность на заработке мешает творчеству 

Сегодня большинство людей, и я их точку зрения разделяю, хотят отмечать день рождения вне дома. Люди считают деньги. И если им за ту же сумму предлагают не только программу с аниматорами, но и два часа аренды помещения, где дети могут попрыгать, побегать, полазить и поиграть — они выберут именно такой вариант досуга. Другое дело, что уровень анимации в детских клубах, как правило, очень низкий.

Конечно, я хочу открыть игровой клуб со своей фишкой. Но это требует больших вложений. И если честно, зная экономическую ситуацию в этом бизнесе, я вообще плохо представляю, как клубам удается выживать и зарабатывать. Я пойду на такой шаг, только если у меня появится собственное помещение, потому что аренда выпьет из нас все соки. Мы не будем думать о творчестве, мы будем думать о том, как нам заработать, чтобы отбить аренду. На сегодняшний момент я свой выбор сделала — я предпочитаю вкладывать деньги в развитие, в техническое оснащение и обеспечивать хорошие зарплаты моим сотрудникам.

О том, почему нельзя лишать ребенка подарка, даже если его родители не скидывались

Чего в наших праздниках не будет никогда? Мы никогда не позволим себе пошлости и несоответствия содержания программ возрасту детей, на которых они рассчитаны. Больной вопрос — это подарки. Сувениры, которые мы дарим детям за участие в конкурсах, я покупаю сама, и дети все получают после каждой игры одинаковые призы. Иногда родители хотят приобрести подарки сами. И всегда, в 100% случаев, они не понимают, что нельзя вручать одной компании ребят разные призы. Если одному достались фломастеры, а другому конструктор — это очень обидно для первого. И непонятно, почему добрый и всесильный Дед Мороз вдруг оказался так несправедлив. Частенько на ёлках дают список, кому что раздать. И мы должны это организовать так: «Иванов, подойди, вот тебе вертолет. Петров, иди сюда. Тебе — набор солдатиков. А твои родители, Сидоров, вообще не скидывались, ты стой один в уголке». Я не преувеличиваю! Это реальные факты из нашей практики. К великому сожалению, это не единичные случаи. Нужно быть деликатнее. Если с кого-то денег на подарки не собрали — тогда вообще не нужно вручать их публично, отдайте их детям сами, в тишине класса или дома. Но так, чтобы тот, кому подарка не досталось, не чувствовал себя обиженным. 

О природе чуда 

В детстве моей любимой книжкой была «Алые паруса». Но я не Ассоль, мой герой — капитан Грей. Не понимаю, как можно сидеть и ждать, пока кто-то организует для тебя чудо. Я создаю чудеса сама, своими руками, вкладывая в это душу и силы. Это и есть мое кредо. Когда бывает тяжело и хочется все бросить (а такие моменты случаются частенько), я разглядываю фотографии детей, которые веселятся на наших праздниках и спектаклях. Я вижу, как они счастливы. Как смеются. Как не хотят отпускать героев со сцены. И думаю о том, что всего этого бы не было, если бы однажды я не придумала превратиться в волшебницу. Искренняя радость в глазах детей даёт мне силы для новых свершений! И кроме этого — наша необыкновенная команда самых трудолюбивых, энергичных, талантливых неординарных личностей, влюблённых в свою потрясающую профессию! 

Справка

920
На правах рекламы