Детский сад на дому: организатор семейной группы о дошкольном образовании

Наталья Гончарова
Наталья Гончарова
Наталья Гончарова, организатор первой в Калининграде семейной дошкольной группы при МАДОУ ЦРР д/с № 50, рассказала «Детям Нового Калининграда.Ru» о том, какой выход существует для родителей, которые не могут или не хотят устраивать детей в садик, и о другом, непривычном, подходе к воспитанию.

 — Семейная дошкольная группа является структурным подразделением муниципального детского сада? Какие правовые, финансовые отношения вас связывают?

 — Мы такая же группа для детского сада, как и все остальные, на нас распространяются все нормы и требования. Сотрудники семейной дошкольной группы оформляются на работу по трудовому кодексу. Родители предоставляют заведующей привычный пакет документов. Плата за детский сад не отличается- 1 600 р. за одного ребенка в месяц. С воспитателем, в квартире которого размещаются дети, заключается отдельный договор. Детский сад обеспечивает детей питанием, мебелью, постельным бельем, игрушками и методическими пособиями. Частично компенсируются коммунальные платежи. Наши дети могут посещать детсадовские занятия — музыкальные, например, или физкультуру, участвовать в утренниках. На втором году работы мы пробовали взаимодействовать с обычной группой, но отказались от этой идеи по разным причинам. Сейчас занимаемся в спортивном зале детской школы искусств.

— У воспитателей есть специальное образование?

— Все воспитатели имеют педагогическое образование, постоянно повышают свою квалификацию, посещают семинары и курсы по разным направлениям работы с детьми.

— Как к вам попасть?

— Кроме очередников и детей сотрудников группы мы имеем право набирать малышей на наше усмотрение. То есть в семейную дошкольную группу может пойти ребенок, чья очередь еще не подошла, или который вообще в городской очереди не стоит. Набор группы — это очень ответственная задача. Поскольку дети разного возраста, нужно, чтобы у каждого был партнер по играм. Каждому ребенку подбирается поддержка одного-двух детей того же пола и возраста.

— Вы используете ту образовательную программу, по которой работает детский сад?

— Детский сад лицензирует образовательные программы, и мы, как и другие группы, работаем преимущественно по УМК «Детство». При необходимости можно лицензировать и другие программы, этот вопрос обсуждается с методистом и заведующей. В прошлом году мы вели тетради планирования по двум возрастным группам, а в этом году у нас малыши от полутора до 6 лет, и, соответственно, 4 возрастные группы. В продаже появились готовые тетради ежедневного планирования по программе «Детство» издательства «Учитель», попробуем использовать их. Однако мы работаем над тем, чтобы перейти на индивидуальные образовательные траектории.

— Вы живете по режиму сада?

 — В соответствии с потребностями родителей мы работаем с 8.30 до 16 часов, режимные моменты сдвинуты на один час вперед. Но от режима никуда не уйти: если дети не погуляют и не отдохнут, им плохо. А когда есть привычный порядок действий, дети меньше устают, накапливают меньше психоэмоционального напряжения.

— И все же, чем жизнь в домашней группе отличается от жизни в привычной, детсадовской?

— Детей не так много, 12 человек по списку, причем все разного возраста, за счет чего преобладающий тип отношений в группе — сотрудничество, а не конкуренция. Пространство организовано иным образом, у детей есть большая свобода действий по сравнению с жизнью в детском саду. Братья и сестры находятся в одной группе, а не в разных. Малыши до трех лет находятся вместе со своими родителями, что дает возможность ребенку созреть для психологического отделения от родителя и формирует базовое доверие к миру. Мамы, вопреки расхожему мнению, не ходят хвостиком за детьми, а помогают по хозяйству, читают вслух на разных языках, поют, рукодельничают. Ведь если ребенок уверен, что мама рядом и в любой момент придет на помощь, то он идет осваивать новое пространство. В противном же случае все его силы будут направлены на то, чтобы выжить.

IMG_5433   нк.jpg


— Ты устроила эту группу для своих детей?

— Да, у меня теперь их двенадцать! Сначала хотела нарожать столько, но муж после второго сказал, что пока хватит. А бизнеса здесь нет. Даже зарплата ниже, чем у обычного воспитателя. Отличаются и категория, и стаж.

— Не могли попасть в садик? Или ты сознательно выбрала такую форму дошкольного образования?

— Еще до рождения второго ребенка я приглашала к нам домой мам с детьми, чтобы вместе играть, общаться, обмениваться опытом — это называлось «Клуб таськиных друзей». К моменту рождения Майи нашей старшей дочери уже исполнилось три года, и мы стали регулярно встречаться более-менее постоянным составом, тогда же в Калининграде было принято положение о семейных дошкольных группах, и комитет образования предложил нам организовать семейную группу. Мы пошли на этот эксперимент, и не жалеем об этом.

— Но вы фактически с мужем и детьми живете в детском саду. Не тяжело?

— Никто не относится к этому предприятию как к детскому саду. Здесь же все свои. И потом, мы работаем только до 16ч, есть выходные. Если кто-то из нашей семьи заболевает, группа закрывается на карантин. И поэтому, как правило, сюда приводят детей мамы, которые имеют неполную занятость. То есть «сдал ребенка — ушел на работу — пришел с работы-получил» — такого нет.

— Какие преимущества дает такая форма дошкольного образования?

— Фактически, за небольшие деньги, детям обеспечен индивидуальный подход и спокойная насыщенная среда для развития. У нас семейная обстановка. Все мы тут «тетя Вика», «тетя Наташа», «тетя Маша», а по имени и отчеству обращаемся к бабушкам (если те не против). В этой квартирке в панельном доме элементарно больше места, чем в типовой группе в детском саду. То есть по метражу мы могли бы здесь и тридцать детей разместить. Малыши могут перемещаться между комнатами, кухней, балконом. Когда мы стали записывать, что читаем детям, и сравнили список с объемом, положенным по программе, оказалось, что на годовую программу у нас уходит не больше месяца. Плюс каждую неделю мы ходим с детьми в библиотеку, там они получают еще и опыт совместных игр с более старшими детьми. Кроме воспитателей и няни в группе обычно бывают еще один-два родителя, и все мамы помогают. Кто-то на сон деткам почитает, кто-то и просто без всякого повода. Помимо всего, группа разновозрастная. Для взрослых это, конечно, тяжелее, чем работа с коллективом детей одного возраста. К тому же дети имеют право не принимать участия в организованной деятельности, что не всегда легко принять. Но то, какой опыт общения получают малыши, дорогого стоит. Старшие младших то погладят, то игрушку принесут, то пожалеют, если те в беду попадают. Младшие у старших учатся. Костя вот спонтанно начал читать и писать, чем вдохновил Таю, она уже читает отдельные слова.

 — Почему вы не посещаете занятия в детском саду, хотя имеете возможность?

 — На втором году работы мы ходили на музыку и физкультуру в садик. Но там другая система отношений. Нет возможности прийти в детский сад с родителем и «отлепиться» от него постепенно. Важно, чтобы мама отдала малышу своей любви сполна, тогда он чувствует, что «тылы» прикрыты и можно спокойно идти во внешний мир. И потом, учить детей движениям, прививать им навыки до того как они пройдут в своем формировании необходимый психоэмоциональный этап — бесполезно. Для физкультуры, например, это означает, что малышам нужно вдоволь наобниматься с мамой, набегаться, как им нравится. Мы арендуем спортивный зал ДСШ неподалеку, и там занимаемся и физкультурой отдельно с детьми, и семейной мягкой школой — подвижными играми с детьми и родителями. Мягкая школа — это вид активности, основанный на мягких стилях восточных единоборств, который способствует не только физическому развитию, но и учит находить свои способы преодоления трудностей, быть мягким и устойчивым, как струя воды, чувствовать и понимать других людей. В квартире у нас одна комната оборудована татами, тремя спортивными комплексами, скалодромом, большими мягкими блоками — там мы создаем особое живое двигательное пространство, которое постепенно усложняется.

IMG_5490.jpg


— И вы привлекаете для организации занятий специалистов, которых нашли сами?

— Да, это оплачивается отдельно, но очень бюджетно. У нас есть спортивный тренер — Олег Смирнов. Два года назад мы с ним разговорились на чтениях по гуманной педагогике о том, чего хотелось бы в занятиях с детьми. Он ведет физкультуру в детском саду, по образованию — тренер по плаванию. Олег описал свою мечту- индивидуальный подход, небольшая разновозрастная группа, около 10 человек, просторный спортивный зал, времени побольше, бумажек поменьше. А у нас как раз так и есть. И вот теперь он ведет занятия у нас. Длится физкультура 30 минут, возраст любой. Можно приглашать друзей не из садика — мы работаем на открытость, обогащаем социальные контакты детей. Мамы малышей могут быть в зале, играть вместе с ребенком или присутствовать, если это нужно. Мы стремимся создать модель семьи. В прошлом году у нас музыку вела пожилая женщина, бабушка. В этом — студентка, представитель другой социальной и возрастной группы. К слову, так здорово у нее все получается, что дети вообще не понимают что были на занятии. Просто играли, пели, рисовали под музыку, танцевали. Влияние разных характеров и разных подходов — это и есть та самая социализация, о которой так много разговоров, когда речь заходит о необходимости посещать детский сад. У нас бывают в гостях и художники. Психолог, который занимается эмоционально-личностным развитием детей -Аня Храмова — играет на флейте. Сами родители какие-то занятия ведут. В прошлом году одна из мам, профессиональный преподаватель английского языка, занималась с детьми и впоследствии организовала детский английский клуб. Я думаю, у наших малышей больше возможностей научиться взаимодействовать с социумом, чем в системе, построенной по модели «группа детей — авторитарный взрослый».

— Вы прививаете детям навыки самодисциплины, самообслуживания?

— Конечно, учим. Всем вместе сесть за стол и ждать других учим. Потому что это хорошо — где-то задвинуть свои интересы и подождать друга. И игрушки складывать на место учим. Другое дело, что принцип организации пространства иной — все в доступности. Вика проходила обучение по этому направлению в Москве. То есть и лепка, и аппликация, и любой другой вид деятельности — в любой момент, когда захотелось ребенку и есть для этого возмлжность. А наша задача — задача взрослых — поддержать интерес малыша и помочь с выбором занятий. Что-то с ним вместе нарисовать, слепить. Большую часть времени малыши проводят в свободной и совместной деятельности, ведь даже в соответствии с требованиями СанПиНа на групповые занятия отводится совсем немного времени в течение дня. И конечно, у нас нет того порядка в вещах, который поддерживают воспитатели в детском саду. — Как итог, какие социальные проблемы может решить семейная дошкольная группа? — Семейная группа — это выход для родителей, которые не могут устроить детей в садик, возможность для мамы трудоустроиться без отрыва от воспитания детей, особенно если у них небольшая разница в возрасте. Хороший вариант для многодетных или для мам детей с ограниченными возможностями.

IMG_5596.jpg


— С какими подводными камнями приходится сталкиваться?

— Группа в своем доме. Но главная проблема — это даже не соседи, хотя и это тоже. Психологическая усталость накапливается. А главное — культура отношений. Если в детском саду родителям практически невозможно проконтролировать работу воспитателя, то у нас помимо двух воспитателей и няни постоянно присутствуют родители (поскольку группа разновозрастная и мы изолированы от здания детского сада, то у нас 1.54 ставки воспитателя и 1 ставка младшего воспитателя). К нам или друзья приходят, или люди со схожими взглядами на воспитание детей, которые впоследствии становятся друзьями. Неформальные отношения, размытые границы личного и общественного, отсутствие иерархии, взаимозаменяемость — все это приводит к высоким требованиям к культуре человека, его внутренним качествам. У нас каждый знает, что если ты сегодня не в духе, то лучше не суйся к детям, они сразу чувствуют фальшь. Иди помой посуду или пол. Хочешь что-то изменить — работай над собой в первую очередь, и мир тебе улыбнется. — Когда твои дети подрастут, что дальше? — Готовимся к семейному образованию при школе, но у детей будет выбор. Сейчас наша задача, чтобы дети научились играть, наигрались, тогда у них будет мотивация на получение образования, а уж форма его получения — не главное. На прошлой неделе была на курсах в КОИРО (Калининградский институт развития образования) по особенностям подготовки детей к школе — у нас Косте в следующем году уже 7 лет будет. Удивительно, но там говорят вещи, созвучные нашим убеждениям. Не надо перегружать дошкольников занятиями, учить их читать и писать — этому в школе научат, переучивать сложнее. Дайте детям возможность наиграться, а то они потом так и будут играть в школу, вместо того, чтобы учиться, играть во взрослых, вместо того, чтобы взрослеть, любить и воспитывать. Все больше погружаюсь в новые образовательные стандарты, внутренне согласна с тем, что там пишут, но совсем не представляю, как их будут реализовывать в детских садах. Может быть, их писали как раз для семейных дошкольных групп?

Текст — Анна Кунерт,  Наталья Гончарова, фото — Ольга Отвалко 

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]