— Почему вы выбрали для Миши форму внешкольного образования?
Павел:
— Но с образовательным учреждением вы стараетесь поддерживать как можно более тесные отношения.
Павел: Со школой мы дружим. Хотя в России активисты от семейного образования обычно очень негативно настроены к школе: школа плохая, она уродует ребенка, учителя — монстры. На мой взгляд, это неправильно. Школа — это просто место, где есть люди, такие же как на почте и в магазине. Есть заинтересованные, а есть безразличные, тактичные и грубые, умные и не очень, ну и так далее. Поэтому со школой мы пытаемся выстраивать отношения так, чтобы это было интересно обеим сторонам, чтобы мы могли
Татьяна: Педагог в том классе, к которому Миша прикреплен («Школа будущего» в пос. Большое Исаково — прим. «Нового Калининграда. Ru»), очень корректно, вежливо и спокойно с ним общается. Когда он пишет аттестацию, естественно, у него, как у любого живого человека,
— Многие вам сказали бы, что ваш ребенок будет выкинут из социальной среды. Что он не пройдет необходимую школу жизни и у него не будет навыков для выживания в коллективе.
Татьяна: Я думаю, это не исключено. Если ребенка просто забрать из школы, не заниматься им, приводить только раз в четверть на аттестацию, такое может произойти.
Павел: Почему возникает этот вопрос? Все мы дети советского времени. Тогда, действительно, дорожка была одна: ясли, сад, школа, в школе обязательно — пионерская организация, потом Комсомол, после Комсомола — самая достойная партия, институт, аспирантура или номенклатура, и так далее. И если ты не заканчивал
Татьяна: И если ты, например, не становился, пионером…
Павел: Да, действительно, если всех приняли, а
Татьяна: Я, в силу своей профессии, видела детей, которых забрали на домашнее обучение по медицинским причинам и которые получили вторичную инвалидизацию за счет того, что были дома одни. Они никуда не ходили, ни с кем не играли, ничем не занимались. Приходили в школу изредка
— В таком случае возникает вопрос: вот забрали мы ребенка из школы — и что делать с ним дальше, как обеспечить ему необходимое общение?
Павел: Тут не подходят кружки или секции. Потому что в них ребенок получает предметные
Татьяна: Пришел, отзанимался и ушел, свободного общения там почти нет.
Павел: Например, если это шахматный кружок (кружок, а не клуб, подчеркиваю!), то ребенка там просто учат играть в шахматы.
— Какая разница — кружок или клуб?
Павел: Разница принципиальная. Кружок от клуба отличается тем, что у клуба есть еще жизнь, кроме занятий. Даже не так: не жизнь, кроме занятий, а занятия, кроме жизни. Что такое клубная жизнь? Это чаепития, походы, праздники, игры. Реальная живая ткань. А еще мы в шахматы играем. Вот тогда это становится шахматным клубом. В такой клуб, кстати, Миша ходит. Именно такие клубы нужно искать. Или создавать.
Татьяна: Тут дело даже не в форме образования. А в том, что если родители озаботились поиском позитивной социализации, они ее находят. Например, из тех семей, которые вместе с нами создали семейный клуб «Искатели» (а это больше 20 детей), только трое не ходят в школу. То есть остальные идут привычным путем, при этом семьи готовы дополнительно вкладываться в своих детей и делают это.
— Что такое клуб «Искатели»?
Павел: «Искатели» — это объединение, нескольких семей, которые организуют вместе разные образовательные события. Такие, в которых дети вместе со взрослыми участвуют. И вот это «вместе» для меня, например, очень важно.
Татьяна: Каждый родитель, участвующий в клубе, проводит
— Если речь зашла о педагогах. Когда дело касается образования вне школы, помимо проблемы социализации (того, что ребенок не впишется в социум) все боятся, что родители дома не смогут с ребенком освоить школьную программу. И ладно пока он маленький — начальная школа, а потом же начнется физика и химия. Это сложные предметы. И что делать, если мы не педагоги?
Татьяна: Мы пришли к тому, что образование — это значительно больше, чем школьная программа. И мы дома уроков не проводим. Совсем. Более того, я уверена, что не смогу провести урок, я этого не умею, меня этому не учили. Но к счастью этого и не нужно.
Павел: А я умею. Но дома этого сделать невозможно. В школе же очень просто — они сидят за партами, они обязаны. У них нет выбора, они не могут встать и уйти. Вот если ребенок встанет во время урока и скажет —
— Тем не менее, программу освоить нужно.
Татьяна: Ее можно освоить
— Насколько важен контроль со стороны при наработке навыков?
Татьяна: : В конечном счете нужно научить ребенка самоконтролю. В прошлом году мы выделили под эти цели письмо: ребенок в специально оговоренное время сидит, пишет, и с одной стороны он писать учится, а с другой — тренирует свою усидчивость, то есть учится тому, что есть учебные задачи и их надо решать. И если мы начинали с того, что стоило на 5 минут отойти, и Миша непременно начинал играть, за год он можно сказать «научился учиться». И фактически контроль тут минимален: дать задание, определить время (скажем сделать до обеда) и потом принять выполнение. И, как правило, ребенок сам выполняет задания, подходит потом, задает вопросы про то, что стало непонятно.
Павел: Первое, что тут что можно добавить. Если мы откроем Федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы, мы увидим, что ключевая его цель в том, чтобы к концу "началки" ребенок был способен учиться самостоятельно,
Татьяна: Я вчера сама лично сидела и смотрела про сложные случаи переноса. Я не понимаю эту тему. Она есть во втором классе. Мне очень понравился видеоурок. Не факт, что учитель в обычной школе расскажет лучше. Создатели проекта выбрали лучших педагогов — победителей разных конкурсов, там интересная графика, понятные примеры.
Павел: То есть учимся сами, используем интернет. Недостаточно — используем дополнительную литературу. Тут вопрос в том, насколько правильно мы поняли тему. И это уже вопрос аттестации. Для того она и нужна — проверить туда мы идем или нет.
Татьяна: И еще важно. Мы говорим — вот начнется история, физика, география и будут трудности. Если у ребенка начнется история, физика или география в 6–7 классе, скорей всего ему действительно будет сложно. Потому что это все должно было начаться в год! Почему оно не началось в год? У ребенка же совершенно естественный интерес возникает: почему
Павел: Сидим в кафе, рисуем на салфетке, как происходило Ледовое побоище. Где какая армия стояла. Если вопрос возник.
Татьяна: И, главное, если это от папы и в такой игровой обстановке, ребенок эти вещи очень хорошо запоминает.
Павел: В конце концов, ну если совсем никак не получается без помощи профессионала, никто не отменял репетиторов, ну и со школьным учителем, мы вопросы обсуждаем, сверяемся. Что они уже изучили, что нужно будет сдавать, некоторые моменты она нам подсказала как учитель начальных классов, например как правильно текст списывать, чтобы меньше было ошибок. Попробовали, работает. Почему не использовать?
— Что скажете в заключение?
Татьяна: Для нас ключевая тема — не форма образования. Важно, кто отвечает за образование и развитие детей. Или родитель передал эту функцию школе, или оставил ее себе, считая себя ответственным за все, что происходит с ребенком. Я не исключаю, что наша жизнь может поменяться таким образом, что мы будем вынуждены отвести Мишу в школу. Или он сам туда запросится. Как повернется. Но ни при каких обстоятельствах я не намерена за своего ребенка передавать ответственность
Павел: Вообще, семейное образование в России — явление не особенно распространенное. 4–5 тысяч человек на уровне всей страны, из них половина в Москве. 5 тысяч человек из нескольких миллионов школьников. А, например тех, кто бросил школу и по
Текст — Анна КУНЕРТ, фото — из архива «Нового Калининграда. Ru», Ольга Отвалко