3 закона робототехники: что показали школьники на фестивале «Робофест»

Корреспонденты «Нового Калининграда.Ru» побывали на «Робофесте» — открытом фестивале по робототехнике, который проходил в выставочном центре «БалтикЭкспо» с 23 по 25 октября.

«Биатлон», «Траектория» и «Шагающий робот»

Как скоро роботы станут привычной частью нашей жизни — неизвестно, но ясно по крайней мере то, что образовательная робототехника в Калининграде есть и развивается. Фестиваль, завершившийся в субботу, 25 октября, в «БалтикЭкспо», представлял собой событие, условно разделенное на две секции. Первая — соревнования по робототехнике среди школьников Калининградской области. Это отборочный этап всероссийского турнира, который состоится зимой в Москве. Соревнования проходили в трех категориях: «Биатлон», «Траектория» и «Шагающий робот». В категории «Биатлон» собранные ребятами из деталей «Лего» роботы должны были преодолеть дистанцию, сбив по пути строго определенное количество банок-препятствий. В «Траектории» нужно было перед стартом запрограммировать робота так, чтобы он просчитал и как можно быстрее преодолел сложную трассу. Ну и самый веселый вид соревнований — «Шагающий робот»: роботы должны бежать наперегонки по прямой, кто окажется быстрее — тот победитель.

Робот-помощник и школа будущего

Вторая секция — это выставка творческих проектов, которая имела уже не региональный, а всероссийский уровень. Например, вместе со своей разработкой к нам приехал восьмиклассник Леша Молодежников из Нефтеюганска. Его гусеничный робот по задумке предназначен для наблюдения за животными. Он оснащен камерой с 20-кратным зумом, двумя ултьразвуковыми датчиками и микрофоном. Робот может распознавать и снимать теплокровных существ, с помощью него можно перевозить грузы весом до 15 килограммов. Леша планирует оборудовать робота манипулятором, GPS-навигатором и солнечной батареей. В общем, с такими характеристиками его разработка призвана стать помощником для какого-нибудь исследователя-анималиста. Собирал и программировал робота молодой конструктор сам. Папа помогал, но совсем немного.

Робот — помощник исследователя

Младшеклассники из МАУ СОШ № 33 города Калининграда собрали из «Лего» школу будущего. С зимним садом, телескопом и вертолетной площадкой на крыше; вертолет нужен для того, чтобы дети могли добираться до места учебы быстро и без пробок. Еще в школе нового типа обязательно будет чудо-портфель, который способен сам возить учебники за учеником, чтобы у того не портилась осанка от чрезмерной книжной тяжести. Портфель к тому же оснащен печкой, чтобы подогревать пирожки к школьному завтраку. Модель вертолета, правда, не летает — не хватает мощности. Зато и лифт, и чудо-портфель функционируют, и разработчики это с гордостью демонстрируют.

Гоша и Марк

На выставке были не только экспериментальные модели, но и роботы, которые уже используются на практике. Гошу администраторы школы поселка Большое Исаково увидели и приобрели на выставке в Москве. Гоша, он же RBOT-64, — робот для дистанционного обучения. Он оснащен камерой, микрофоном и динамиками. Подключившись к нему, можно присутствовать на школьных занятиях, не выходя из дома. Это очень актуально, например, для ребят с ограниченными возможностями здоровья.

RBOT-64, он же Гоша

Второй андроид, то есть человекообразный робот, представленный на «Робофесте», стал настоящим зрительским любимцем. Марка сконструировали ребята из лицея №10 Советска. «Мы его всего за 6 дней собрали», — говорят разработчики. Робот управляется джойстиком на расстоянии до 40–50 метров. Марк может ехать, махать руками, крутить головой, с ним можно здороваться. В перспективе мальчишки хотят оснастить его камерой, увеличить диапазон управления (сейчас, чтобы робот двигался, за ним постоянно нужно ходить) и получить функциональное устройство для дистанционного обучения, подобное RBOT-64.

Марк-1, или просто Марк

По словам наставницы ребят из Совестка Марины Кононенко, в Калининградской области образовательная робототехника только начинается. По сути, направление стало развиваться всего несколько лет назад, с появлением новых федеральных государственных стандартов образования. Оценить общую картину сложно: есть очень сильные школы, такие, как, например, «Школа будущего» в Большом Исаково, а есть образовательные учреждения, в которых робототехникой не занимаются вообще. «Я сама только два года назад побывала на учебно-тренировочном сборе в Большом Исаково, поняла, что собой представляет робототехника и для чего она нужна. Меня очень радует, что сейчас ребята уже в 3–5 классе приобретают такую образовательную базу, которую раньше имели старшеклассники. Очевидно, что те ребята, которые сейчас делают успехи в робототехнике, это будущие инженеры и программисты, люди, которые захотят создать что-то революционно новое. И у них все получится, потому что они будут хорошо подготовлены».

Текст — Анна Кунерт, фото — Денис Туголуков