«Воздушный путь открыт»: в «Храброво» запустили новый центр обслуживания полётов

Все новости по теме: Аэропорт «Храброво»
Новый центр обслуживания воздушного движения в аэропорту «Храброво» строили с 2007 года за счет федерального бюджета. Теперь авиадиспетчеры могут работать в комфортных условиях, обслуживая 32 тысячи квадратных километров воздушного пространства. Во сколько обошёлся налогоплательщикам новый центр, и когда начнется следующий этап модернизации аэропорта — реконструкция взлётно-посадочной полосы, выясняли корреспонденты «Нового Калининграда.Ru».

Журналистов, как, впрочем, и остальных посетителей калининградского аэропорта «Храброво», на подъезде к зданию аэровокзала встречал давно знакомый печальный пейзаж: полуразбитая парковка и недостроенное здание аэровокзала, напоминающее разрушенный Рейхстаг. Из «Рейхстага» торчала ржавая арматура, а на самом здании красовался огромный рекламный плакат «Газпрома», утверждающий, что компания 20 лет с нами. Ярко-синий плакат привлекал внимание к ржавой конструкции. Да и надпись на нём навевала мысль, что аэропорт не могут достроить уже 20 лет, и «Газпром» имеет к этому непосредственное отношение.

Новый центр обслуживания воздушного движения, который журналисты назвали между собой просто центром управления полётов или диспетчерской, как оказалось, не имеет отношения к самому аэропорту «Храброво» и его руководству. «Это подразделение федеральной госкорпорации по организации воздушного движения, оно входит в состав филиала „Аэронавигация Северо-Запад“, — пояснили представителям СМИ в аэропорту. — Эта же госкорпорация отвечает за взлетно-посадочную полосу и т.д.».

Здание центра организации движения располагалось на удалении от навевающего печаль здания аэровокзала. Новенькое, многоэтажное, украшенное разноцветными воздушными шариками и традиционной красной ленточкой, которую нужно было перерезать ножницами, лежащими на красивом подносе. Специально на эту торжественную церемонию в Калининград приехали сразу два заместителя руководителя Росавиации и, как это принято говорить, «другие официальные лица». «Площадь района ответственности центра — 32 тысячи квадратных километров, через которые пролегает 14 международных воздушных трасс, — рассказал после перерезания ленточки заместитель руководителя Росавиации Дмитрий Савицкий. — Калининградские авиадиспетчеры обеспечивают полёты 100 авиакомпаний, за прошлый год обслужено более 79 тысяч полётов. Это хорошие цифры, и я думаю, что с вводом нового центра они увеличатся. Новый центр направлен на увеличение безопасности воздушного движения».

Любопытно, что статистика, представленная Росавиацией, весьма красноречиво показывает, как повлиял кризис на полеты в воздушном пространстве, которое находится в зоне ответственности калининградских диспетчеров. Если в 2008 году в ней было совершено 76,8 тыс полетов, в 2009 году — только 61,8 тыс полетов, в 2010-м — 63,6. На докризисный уровень удалось вернуться только в 2011 году, а в 2012-м — увеличить цифру на 3 тысячи. По словам замглавы Росавиации, эти показатели могут вырасти значительно, если будут расти коммерческие интересы авиакомпаний, которые занимаются перевозками в этой зоне.

«Центр был построен с нуля, оснащён новой системой, федеральному бюджету все это обошлось в 450 млн рублей. Он, в том числе, создан с учётом соблюдения интересов обороноспособности и безопасности страны. Мы взаимодействуем с Министерством обороны по разным направлениям, в том числе и по направлению „Взаимодействие Россия-НАТО“», — рассказал Савицкий журналистам.

По его словам, этот центр строился в рамках специальной программы «12 плюс 1», где «плюс 1» — это именно калининградский центр, поскольку он является особым. «Калининград удалён от остальной территории страны. Но слово „особый“ несёт нагрузку в связи с необходимостью обеспечивать интересы безопасности. Кроме того, в настоящее время введён укрупнённый центр в Хабаровске, в ближайшее время будут введены центры в Самаре, Иркутске, Магадане и Москве», — рассказал замглавы Росавиации. — Я отмечу, что Росавиация реализует не только эту программу, но и занимается другими, в том числе, улучшением состояния аэродрома».

Он рассказал, что на ближайшие годы запланировано около 4,3 млрд рублей на удлинение полосы в калининградском аэропорту, новые перроны, светосигнальную систему и т. д. По словам Савицкого, проектная документация на удлинение взлётно-посадочной полосы уже разрабатывается, и есть все шансы, что реконструкция начнется в конце 2013 года. Новая полоса даст возможность принимать воздушные суда большей грузоподъемности. Росавиация рассчитывает, что на аэродром смогут приземляться самолеты типа ИЛ-96, что позволит улучшить качество обслуживания и увеличить пассажиропоток.

«Также Минтранс РФ совместно с Росавиацией реализует программу субсидирования авиаперевозок пассажиров из Калининградской области, — напомнил замглавы Росавиации. — В 2012 году на нее было потрачено порядка 89 млн рублей, в 2013 году предусмотрено уже более 400 млн рублей».

В свою очередь, и.о. министра развития инфраструктуры Калининградской области Алексей Клюнеев отметил, что новые возможности обеспечения безопасности полётов позволят более активно использовать аэропорт для сообщения с остальной Россией и другими странами. Он также заверил, что в течение ближайшего месяца, наконец, начнется давно обещанная реконструкция аэровокзала. Журналистов интересовал вопрос кадровых перестановок топ-менеджмента в аэропорту «Храброво». Напомним, не так давно пост гендиректора аэропорта покинул Виктор Титарёв, и к руководству «Храброво» вернулся Андрей Тюрин. «Насколько я знаю эту ситуацию, со стороны инвестора именно в этом и заключается главная задача смены топ-менеджмента — активизировать работу и сдвинуть с мёртвой точки реконструкцию здания аэровокзала», — сказал Клюнеев.

На вопрос о том, почему в летнем расписании аэропорта не появились обещанные рейсы на юг и восток России, а лишь новый рейс на Бишкек, и.о. министра ответил, что проблема все в том же — в недостроенном здании аэровокзала. «Ранее достигнутые соглашения с авиакомпаниями и направлениями авиаперелётов — база, с которой будет работать дальше руководство. Но давайте будем объективными. Строительные работы в аэропорту будут сдерживающим фактором для привлечения новых авиакомпаний. Согласитесь, что не очень удобно будет совмещать в одном здании проведение ремонтных работ и оказание услуг по обслуживанию пассажиров», — добавил Клюнеев.

Однако он отметил, что значение аэропорта для населения области все больше и больше увеличивается — в 2012 году авиаперевозками воспользовались 1 млн 120 тыс пассажиров, а поездами дальнего следования — в пределах 650 тыс человек. «Все больше людей предпочитают воздушное сообщение. Мы очень рассчитываем на то, что реализация планов, о которых мы много и давно говорим, обеспечит привлекательность аэропорта. И новый центр организации воздушного движения — дополнительный гарант того, что безопасность полётов будет на более высоком уровне», — заключил и.о. министра.

Новый центр, а особенно башня, в которой работают авиадиспетчеры, действительно внушает надежды, что с безопасностью полётов у нас все будет нормально, и показывает, что федеральный центр свои обязательства выполняет. Осталось дождаться, когда, наконец, начнут выполнять свои обязательства инвесторы, выкупившие само здание аэровокзала. Между тем, покидая аэропорт, журналисты наблюдали, как прилетевшие в самый западный регион страны авиапассажиры вынуждены тащить тяжелые сумки по заснеженной стоянке с полуразрушенным покрытием.

Текст — Оксана МАЙТАКОВА, фото — Виталий НЕВАР

Комментарии к новости

Свои люди в облдуме

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, зачем бизнесмены на самом деле идут в депутаты.