Альтернатива капитализму: простые вопросы (и ответы) о СЭВ к его 70-летию

В январе 2019 года исполнилось 70 лет с момента основания Совета экономической взаимопомощи — масштабной организации, на протяжении десятилетий влиявшей на развитие целого ряда стран. К знаменательной дате в БФУ им. И. Канта приурочили научно-практическую конференцию «СЭВ: опыт формирования мирового экономического сообщества» с участием российских и зарубежных экспертов в области истории, политологии и экономики, а также представителей бизнеса, власти и общественных организаций Калининградской области. «Новый Калининград» предлагает вспомнить об истории СЭВ.

1. Что такое СЭВ?

Совет экономической взаимопомощи — это межправительственная организация, функционировавшая с 1949-го по 1991-й годы и объединявшая в единый экономический блок «страны народной демократии». Решение о его образовании было принято в январе 1949 года в Москве представителями правительств Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии (позже в него вступили Албания, ГДР, Монголия и Куба) и в первую очередь было продиктовано тяжелым экономическим положением этих стран в послевоенные годы. Американской альтернативой СЭВ стал так называемый «план Маршалла», целью которого заявлялось восстановление разрушенной войной европейской экономики. Считается, что в ходе реализации плана были созданы предпосылки для развития глобализации и последующего объединения стран в Европейское экономическое сообщество в 1957 году, послужившего одной из опор для создания Европейского союза. Поэтому СЭВ довольно часто сравнивают с ЕЭС.

 

Существует точка зрения, что СЭВ — это неудавшийся ЕЭС, и если рассматривать его под таким углом, то придется согласиться. Но если посмотреть на цели, которые ставили перед собой Совет экономической взаимопомощи и Европейское экономическое сообщество, то можно увидеть различия. 1957 год — и они сразу ставят себе целью наднациональность! В Совете экономической взаимопомощи изначально такой цели не было. Постоянное сравнение СЭВ и ЕЭС упрощает понимание этой организации.

Сейчас новая волна молодых исследователей подходит к документам более эмпирически и приходит к пониманию, что на самом деле надо менять фокус: СЭВ можно сравнивать с Европейской экономической комиссией ООН, с Организацией европейского экономического сотрудничества, которая выросла из плана Маршалла. И если сравнить с этими организациями, то тут СЭВ ушел далеко вперед. Он в первую очередь был не наднациональной структурой, а очень важным форумом, который позволял вообще существовать социалистическому лагерю. В его рамках многим странам было дозволено, скажем так, «выпускать пар» — проявлять инициативу и даже демонстрировать диктат малых стран над Советским Союзом, которому не раз приходилось жертвовать своими интересами ради сохранения единства.

— Михаил Липкин, доктор исторических наук, директор Института всеобщей истории РАН, 

завкафедры Всемирной и отечественной истории МГИМО

2. Чем занимался Совет экономической взаимопомощи?

Как отмечают исследователи, в первое десятилетие после создания СЭВ главной формой экономического сотрудничества стран-участниц Совета была внешняя торговля, в которой СССР выступал в качестве основного экспортера топливных, сырьевых ресурсов и зерна. А наиболее активная фаза деятельности блока началась примерно в 1960 году, после объединения западноевропейских государств в ЕЭС. Для проведения многосторонних расчетных операций был создан существующий до сих пор Международный банк экономического сотрудничества, а в качестве коллективной валюты был утвержден безналичный «переводной рубль».

Взаимное сотрудничество стран-членов СЭВ обеспечивало их относительно стабильное экономическое развитие на протяжении 60-х — 70-х годов. В 1971 — 1975 годах общий объем промышленного производства участниц блока вырос почти на 46%, опередив показатели ЕЭС, где уровень роста составил 21%. Однако примерно тогда же стало проявляться и отставание от Запада в научно-техническом развитии. Исследователи сходятся во мнении, что причинами отставания послужили сравнительная доступность ресурсной базы СССР, лишающая их стимулов к интенсификации производства путем внедрения ресурсосберегающих технологий, а также неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле.

 

До конца 50-х годов сессии СЭВа проводились нерегулярно, в бюро СЭВ, несмотря на масштабы стоящих перед организацией задач, входило всего 28 человек. Устав СЭВ, к примеру, был принят только в 1959 году. Постоянные комиссии (постоянная комиссия по внешней торговле, постоянная комиссия по координации и техническому содействию, постоянная комиссия по валютно-финансовым вопросам и другие) начали собираться только при Н. С. Хрущеве. И именно Хрущев начал разрабатывать термин «Мировая система социализма» и наполнять СЭВ конкретными вещами. Он был, наверное, последним, который реально верил в победу мировой революции с помощью экономической системы и СЭВа в том числе.

— Михаил Липкин

06.jpg

Заседание Исполнительного комитета СЭВ в 1964 году. Источник — Wikimedia Commons

3. Что послужило причинами его распада?

80-е годы стали периодом кризиса СЭВ. По воспоминаниям М. С. Горбачева, руководители коммунистических партий стран-участниц подвергали организацию критике не только за растущее отставание в научно-техническом прогрессе, но также за бюрократизм и недостаточную эффективность, подчеркивая необходимость основательного обновления деятельности механизма сотрудничества. Одновременно проявляли беспокойство и советские партийные деятели. Одним из них был председатель Совета министров СССР А. Н. Косыгин, указывавший на то, что преимущественно экспортно-сырьевая политика Советского Союза (СССР обеспечивал страны СЭВ сырьем на 90–95%) может привести к распаду организации. С целью преодоления кризиса в 1985 году советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса; в 1987-м было принято решение о создании «единого социалистического рынка», предусматривающее реформирование экономик членов блока. Однако фактической причиной распада СЭВ, как несложно догадаться, послужил вовсе не наступивший спад в экономическом развитии, а вызванное сменой политических режимов в ряде стран крушение социалистической системы в конце 80-х и развал Советского Союза в 1991 году.

 

[К 1980 году ощущался] существенный разрыв уровня жизни населения СССР и братских стран, а их доля в развитии базовой промышленности в рамках СЭВ была неоправданно мала. А. Н. Косыгин подготовил проект постепенного реформирования СЭВ, предусматривающий, в частности, отмену завышенных цен на восточно-европейские товары и низких, по сути, символических цен на советский экспорт в Восточную Европу. Также предлагалось расширение рамок СЭВ с изменением устава для вхождения в него Югославии, других политически влиятельных и экономически развитых государств. Однако эти и другие предложения Косыгина не были поддержаны сторонниками Брежнева. Тем не менее интеграционное движение не прекратилось.

— Геннадий Шмаль, кандидат экономических наук, первый заместитель министра строительства 

предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР в 1984-1999 годах

4. Как СЭВ контактировал с ЕЭС?

Несмотря на наличие двусторонних связей и товарооборота между отдельными странами, преимущественно никак. Еще на заре создания Совета экономической взаимопомощи Чехословакия, чья довоенная экономика была преимущественно западно-ориентированной, намеревалась принять участие в Парижском совещании по плану Маршалла, рассчитывая получить кредит. Правительственная делегация страны была срочно вызвана в Москву, где Сталин в категорической форме потребовал от нее отказаться от данных намерений. Другие члены СЭВ участие в американской программе не рассматривали.

Первые неофициальные контакты между представителями СЭВ и делегатами «Общего рынка» (ЕЭС) начались лишь в начале 70-х годов по инициативе советского лидера Л. И. Брежнева. Однако официальное признание интеграционными структурами друг друга произошло лишь в конце 80-х, когда между сторонами была подписана совместная декларация (29 июня 1988 года). О том, каким образом экономическое сотрудничество между блоками могло развиваться дальше, сегодня остается только догадываться. 

Спустя полгода после прекращения деятельности Совета экономической взаимопомощи его бывшие участники Венгрия, Чехословакия и Польша подписали соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Через год аналогичные соглашения были подписаны с Болгарией и Румынией, а в 1995 году — с бывшими республиками СССР Литвой, Латвией и Эстонией.


Калининград, ул. А. Невского, 14
Приемная комиссия:
+7 (4012) 46 64 22
E-mail: post@kantiana.ru
https://www.kantiana.ru