«Архитектурная мастерская „4+“»: индивидуальность длиною в 25 лет

Дружеская ода Александра Попадина в честь 25-летия «Архитектурной мастерской „4+“» и в связи с юбилеем капитана.

Вступление 

Когда я иду, или еду на машине, или качу на велосипеде по улицам Калининграда, то многие встречные дома предстают передо мною не безымянными коробками, они имеют имена и фамилии. Вот эту группу домов построил Курт Фрик в прошлом веке в 30-х годах; это — серийный дом той же поры, с черепичной крышей и с хорошей планировкой, я в таком жил. Вот типовухи хрущёвских и брежневских времён, они безымянные, а вот началась застройка 90-х, началась снова авторская архитектура. Плохая, хорошая, местами подражательная — разная, и чем осмысленней архитектура, тем интересней её «проживать» как зритель, и тем интересней в таких зданиях находиться…

Среди этого разнообразия я всегда узнаю дома, спроектированные одной калининградской мастерской, о которой хочу рассказать. Это может быть жильё эконом-класса или премиум-офисы — что угодно, но «почерк» и «порода» видны внимательному взгляду. Ни с кем другим их архитектуру не спутаешь. Тем более что для рассказа о них и повод самый подходящий: 25 лет «Архитектурная мастерская „4+“» и 17 лет моей дружбы с нею. 


Юбилеи — прекрасный повод сказать юбиляру те слова, которые стесняешься произнести во дни обыденные. Поэтому воспользуюсь случаем и составлю юбилярам панегирик, тем паче что и хвалить есть за что.

Да, я горжусь такой дружбой — с целой мастерской, и с удовольствием про неё расскажу.  

Архитектурная мастерская — это люди 

За время нашего знакомства многие хорошие архитекторы в мастерской поработали, созрели и обрели самостоятельный путь. Это и «отцы-основатели» Алексей Архипенко, Андрей Денисов, Сергей Сычов — разные и талантливые в разном, но неизменно узнаваемые по индивидуальному почерку и архитектурной мысли. Сейчас квартет архитекторов-учредителей выглядит иначе, чем 25 лет назад, а именно «Сергей Гулевский — Александр Кубасов — Дмитрий Горшалатов — Игорь Идиатулин», но все эти годы мастерская сохраняла принцип «опоры на 4 профессиональных точки». Что касается «первооснователей», то даже после их «отпочкования» в результате персональной стратегии между ними взаимоотношения всё равно остаются дружескими и партнёрскими.  

С далёкого 1991 года неизменно «у руля» мастерской стоит архитектор Сергей Гулевский — директор, ведущий фирму через океан проектного рынка, огибая рифы и риски. С одной стороны, он должен учесть заказчика с его интересами и представлениями о «должном и красивом». С другой — понимать профессиональный архитектурный контекст в регионе\стране, баланс спроса\предложения. С третьей — опираться на профессионализм работников мастерской, на их таланты и предпочтения, и привлекать экспертов для нестандартных спецработ. В частности, устойчивый союз сложился у мастерской с одним из лучших градостроителей «исторической направленности» Калининграда Олегом Васютиным, периодически приглашаемым в качестве руководителя крупных градостроительных проектов.

Итогом этой непростой и где-то даже элегантной работы капитана и творческой команды является успешное 25-летнее плаванье корабля под названием «Архитектурная мастерская „4+“».  

Ну, и капитан у нас сегодня тоже юбиляр: в ноябре ему исполняется 60!  

Между творчеством, ответственностью и смыслом 

Если смотреть из сегодняшнего дня, то видна непростая эволюция этого сложного организма — «архитектурная мастерская», — в который попадают люди и идеи, а на выходе должен прийти заказчик и через некоторое время уйти довольным, с хорошим проектом подмышкой. Это — такая профанная картинка. Но архитектура — сложный конструкт, в начале которого стоит идея и заказ, продолжается несколькими вариантами эскиза (худшие зачастую отбрасываются самими работниками бюро, проведя среди своих архитекторов что-то типа экспресс-конкурса), затем подписанный контракт и стопка папок «рабочки» высотой в метр-другой. И уж в конце этой длинной цепоч—ки  само здание « в материале», после всех компромиссов и уточнений.


Каждый этот этап страшно важен, но мне всегда интересна фаза «зарождения», старта, пре-концепта. Чем хорошие идеи отличаются от плохих? Интересные — от «обычных»? Где тот водораздел, где та магия, что отличает обычную поделку от «штучного продукта», персонального образа? Половина ошибок и недочётов закладываются в проект на ранних фазах, как их избежать и обмануть рутинное «так все делают», не впадая в непрофессионализм?

Многие ответы я получил именно в «четыреплюсовских» стенах.

Когда я прихожу к ним в мастерскую в гости, пью кофе и веду беседы с отцами-основателями «о насущной повестке дня», то меж кофе и бесед узнаю много интересного, чего не прочтёшь в журналах и не увидишь по телевизору. Здесь я впервые узнал, что многоэтажка-свечка с участком земли по «полезному выходу квадратных метров» практически совпадает с домом-кварталом средней этажности (4-5) на этом же участке. То есть можно и не тыкать «свечки», а проектировать, как в Копенгагене и в историческом Санкт-Петербурге, соблюдая традиционный принцип квартальной застройки!

Что крупные общественные здания должны проектироваться с площадью рядом с нею, а ещё лучше разрабатывать многофакторное развитие градостроительного узла в комплексе (случай города Конаково в Тверской губернии, — творческая команда мастерской с моим участием и Олега Васютина).


Что городу нужны крупные концепции «упреждающего проектирования», чему свежим примером является «Ватерфронт. Версия 1.0» — флагманская разработка, рассеивающая мрак «проектного вакуума» по поводу приводных территорий исторического центра Калининграда.

Что таинство «рождение зерна, из которого вырастет новый проект» трепетно к балансу pH: нельзя команду излишне загонять в рамки, и одновременно — должны быть осмысленные ограничения, иначе или автоматизм повторений, или беспочвенность графических фантазий. Именно поэтому работа над любым проектом — действие коллективное, она начинается с общей «мозговой атаки», во время которой находятся здравые зёрна, которые впоследствии распределяются между участниками и образуют индивидуальный фронт работ для каждого архитектора и инженера.

Про «ответственность рисунка» хочу сказать отдельно. В век компьютерной безответственности юные «дети цифры» называют себя архитекторами и рисуют чистые, не замутнённые конструктивом графические оболочки без тектоники и смысла (где и лежит водораздел между дизайнером и архитектором, кто не в курсе). В противовес этому приятно видеть утрачиваемое сегодня искусство быстрого эскиза, когда во время мозгового штурма кто-нибудь из архитекторов рисует во время кофе скетч-идею. И уже по нему всегда видно, есть ли зерно или пока только плевел.

То же самое и со смыслом, который может формулироваться даже до «карандашной фазы»: какова роль нового здания в соседстве? В районе? В контексте местных или общегородских «слоёв»? На взгляд профана — какой смысл в архитектуре? Польза и красота, вот главное! Ну, заказчик ещё добавляет — «и низкая цена квадрата»…. 

По-моему, город — это мета-объект. Его невозможно просто «взять» проектно-технически из-за его масштабности и многослойности; инструмент слабоват. Этим город отличается от микрорайона или формальной «суммы функций». Поэтому крупные его районы, крупные территории требуют доращивания обычного «проектного» языка до мета-языка, языка символов, форм и метафор. Формообразование идёт параллельно смыслообразованию.

Именно поиск новых (и реконструкция старых) идей вылился в далёком 2000-м году в первый наш инициативный проект «реновации исторической территории» в Калининграде — проект «Луизенваль-Спутник» авторства Олега Васютина, Алексея Архипенко и Александра Попадина. Опыт такого «многофокусного зрения» был апробирован на сложнейшем участке Калининграда, в районе Центрального парка, и с тех пор в крупных своих проектах «Архитектурная мастерская „4+“» всегда задействует историков, социологов, культурологов, не оставляя без внимания разные городские ипостаси. 


География амбиций 

За четверть века мастерская сформулировала принципы, которым следует от проекта к проекту. Принципы простые, но так редко встречающиеся в сегодняшнем строительстве:

Проектирование начинается с «мозговой атаки» всех архитекторов мастерской, и уже впоследствии идёт разбивка по зонам ответственности каждого, с привлечением инженеров.

Нет «незначительных проектов» — и 70 гектаров, и небольшой дом требуют отдачи по максимуму.

Любой, даже самого эконом-класса дом может быть комфортным и иметь узнаваемое лицо.

Двор дома — для людей, а не для машин.
 Если здание проектируется в сложившемся контексте, оно должно этот контекст учитывать и в него вписываться.

Для крупных комплексов застройки следует проектировать не объекты, а комфортную среду проживания. Тогда объектом проектирования становятся не только дома и элементы благоустройства, но и «образ повседневности» людей, элементы ландшафта, повседневный трафик и локальная семиотика (индивидуальный облик).

География амбиций юбиляра весьма широка. Кроме Калининграда его проекты построены в Санкт-Петербурге, в Тверской области, в Подмосковье. В Нижнем Новгороде они выиграли крупный заказной конкурс, в котором участвовали крупные московские, питерские и уральские организации.

Не останавливаясь на собственно российском рынке, в 2014 году фирма представила на суд юбилейного смотра-конкурса ISOCARP (Всемирного союза планировщиков территории-генпланистов) свою концепцию развития центра Калининграда «Ватерфронт. Версия 1.0» — и получила Особый приз жюри, войдя в тройку лучших проектов со всего мира по теме развития приводных территорий. 

К слову сказать, её работа ценится и собратьями по местному цеху. Месяц назад прошёл смотр-конкурс среди членов местного Союза архитекторов. Если суммировать все награды, которые получили бывшие или нынешние члены «Архитектурной мастерской 4+», то это будет около половины всех победителей. А с учётом того факта, что смотр-конкурс проводился впервые за 6 лет, то можно констатировать, что за последнее десятилетие мастерская отлично поработала! В результате самый престижный гран-при в номинации «реализованный проект» получил жилой дом «с фасадом-линзой» на улице Артиллерийской авторства Александра Кубасова.

Так как мастерская обладает прекрасной деловой репутацией и всеми необходимыми допусками, в том числе для проектирования уникальных объектов, то своим рабочим составом может выполнять проекты любой сложности. Отсюда вытекает и широкая география их проектов, и их масштабность.

В общем, так держать, «Архитектурная мастерская „4+“», ждём новых интересных построек! Ну а я в свою очередь готов поучаствовать с вами в очередном нестандартном проекте на просторах нашей необъятной России!  

Альбом недавних проектов 

Многоэтажный жилой дом с парковкой в Калининграде по Тенистой аллее, архитектор Александр Кубасов — автор проекта, при участии архитектора Сергея Гулевского и инженера Дмитрия Горшалатова.



«Ватерфронт. Версия 1.0» Концепция развития при-речных территорий центра Калининграда (Руководители проекта: Гулевский С.А., Васютин О.И., архитекторы Идиатулин И.С., Давлетьянова К.Р., Кубасов А.В.), 2014 год. Открытое обсуждение концепции состоялось в июле 2014 года на заседании городского градостроительного совета. Концепция получила Спецприз Международного общества городских и региональных планировщиков ISOCARP на конкурсе «Город и вода» в 2014г в Гдыне. Участок ул. Портовой, вид от ж/д моста. 



«Ватерфронт. Версия 1.0». Участок улицы Портовой. Бывшая Седельная площадь. Вид с Эстакадного моста.



«Ватерфронт. Версия 1.0». Вид на набережную бывшего Лёбенихта с Деревянного моста.



«Цветы-2», ЖК по проспекту Академика Сахарова в Н.Новгороде. Руководители проекта: Гулевский С.А., Васютин О.И., архитекторы Идиатулин И.С, Давлетьянова К.Р, Кубасов А.В, культуролог Попадин А.Н.  2015 г. 
I премия в закрытом конкурсе заказчика.




Жилой дом с торговым центром по ул. Артиллерийской. Архитектор Кубасов А.В.— автор проекта, при участии архитекторов Архипенко А.М., Гулевского С.А.,Горчаковой С.В. Инженеры: Суркова Р.И., Горшалатов Д.В., Грузина Н.А., Талаева А.Ю., Соколова Л.Д., Горкина Л.И., Трошина И.И., Лунева Г.Г. 
Гран-при на конкурсе среди членов КОСАР сентябрь 2016 в номинации «реализованный проект».



Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями в г.Балтийске, архитектор Идиатулин И.С., при участии архитекторов Гулевского С.А., Горчаковой С.В., инженера Талаевой А.Ю.



«Донхоф». Объёмно-планировочная концепция обновлённого центра г. Конаково Тверской области с гаванью, общественными и жилыми сооружениями. Авторский коллектив: Гулевский С.А., Васютин О.И., Попадин А.Н., Анисимов А.А., Кубасов А.В. 2012г. 




Реконструкция здания по ул. Портовой, 3, в Калининграде под Центр морской культуры Музея Мирового океана. Архитектор Александр Кубасов, при участии Гулевского С.А., 2013 г.



Концепция развития пространства ручья Парковый в Калининграде (конкурсный проект, фрагмент). Архитекторы: Кубасов А.В., Идиатулин И.С., Давлетьянова К.Р.



Жилой дом на Азовской. Архитектор Кубасов А.В. — автор проекта, при участии архитектора Гулевского С.А. 2013 г.



Многофункциональный центр промышленного комплекса в п. Нивенское Калининградской области. Автор проекта: архитектор Идиатулин И.С., при участии архитектора Гулевского С.А. Год проектирования: 2015 г.



Дружный коллектив 
«Архитектурной мастерской „4+“»


Графические скетчи в статье — Юлии Хайруллиной.
Справка

Архитектурная мастерская 4+

г. Калининград, ул. Римская, 29

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]
5504
Реклама. Архитектурная мастерская «4+»