Крайний аргумент: как дорога к порту жителей Пионерского с властями поссорила

В среду в Пионерском состоялись общественные слушания, посвященные обсуждению генерального плана города и возможному строительству дороги, соединяющий муниципалитет со Светлогорском. При этом жители города, пришедшие в ДК «Светоч», хотели обсудить другую магистраль, которая, по их мнению, несет угрозу экологической ситуации в городе. Корреспондент «Нового Калининграда» разбирался в особенностях дорожного строительства по-Пионерски, побывал на слушаниях и узнал, почему компромисс между жителями и властями вряд ли возможен.

Что на данный момент известно о строительстве морского международного терминала в Пионерском?

Строительство этого объекта ведется по поручению президента России Владимира Путина от 5 октября 2013 года. Этим летом во время визита в Калининградскую область президент потребовал начать строительство терминала в Пионерском до конца года. На данный момент его финансирование обеспечено средствами Федеральной целевой программы развития Калининградской области 2010-2020 гг. 

По данным представителей «Росморпорта», строительство будет вестись в четыре этапа. Первый займет 21 месяц, по его завершении здесь смогут принимать круизные суда. После окончания второго, рассчитанного на 17 месяцев, планируется начать обслуживание грузоперевозок. Остальные этапы предполагают увеличение мощностей — для того, чтобы выйти на проектную, потребуется еще 33 месяца.

На первом этапе морской терминал сможет принимать 225 тыс пассажиров в год — это те, кто приплывет в регион на круизных лайнерах. Далее к ним должны прибавиться 80 тыс пассажиров паромов. Пропускная способность терминала в итоге должна составить 293,6 тыс человек. Отмечается, что продолжительность сезона круизного судоходства составляет 5 месяцев. Паромы порт должен будет принимать круглый год.

Что касается грузооборота, по планам, порт должен будет принимать и отправлять на паромах 80 тыс автомобилей в год. Пропускная способность терминала при этом составит 87,6 тыс авто. Проект строительства терминала — его генеральным проектировщиком выступило ООО «Морское строительство и технологии» — оценивается в 8 134 млн рублей. В свою очередь, реконструкция дороги к порту, по утвержденному проекту, обойдется в сумму около 900 млн рублей.

Порт1.jpg

О какой дороге спорят жители Пионерского и калининградские чиновники, и почему она важна?

Предметом спора является дорога, которая должна обеспечить подъезд к строящемуся международному морскому терминалу. Согласно разработанному и прошедшему госэкспертизу проекту, она пролегает по маршруту: ул. Вокзальная, пер. Пограничный, часть по ул. Рабочей до дома № 7. По версии правительства, прошедший экспертизу проект не предполагает строительства новой дороги — будут выполнены реконструкция и капитальный ремонт существующей трассы. Она позволит разгрузить историческую часть города и обеспечит полноценное развитие западного микрорайона. «Порт в Пионерском существует уже 70 лет, и по этой дороге всегда перевозились грузы. Мы не делаем новую трассу к строящемуся международному терминалу. Никто не собирается строить скоростной автобан, по которому будут мчаться грузовые автомобили. Это будет реконструкция и капитальный ремонт нескольких участков, а строительство с нуля — это 700 метров дороги, идущей непосредственно к терминалу и мост через овраг», — рассказала врио министра развития инфраструктуры Дятлова во время недавнего визита в Пионерский.

О том, что эта дорога существовала ранее и была выбрана в качестве приоритетной при формировании транспортной инфраструктуры морского терминала, подтвердили и власти Пионерского во время публичных слушаний.

По мнению же инициативной группе жителей Пионерского, этой дороги не было на генеральном плане, ее строительство необходимо только для освоения выделенных на нее средств, и главное, она уничтожит значительный зеленый массив. Также эта дорога будет создавать риски для жителей прилегающих улиц и их детей, считают члены инициативной группы. Основная претензия противников трассы по улице Рабочей заключается в том, что проектирование было выполнено без учета мнения жителей Пионерского.

В чем заключается экологический вред дороги по проекту, представленном региональным правительством?

По прогнозам жителей и представителей общественной организации «Зеленый фронт», при строительстве дороги будут уничтожены более тысячи здоровых деревьев, в том числе, особо ценные: грабы, ива, ольха, осина. При этом предлагаемое компенсационное озеленение — неравноценно, считают общественники.

Областное правительство не отрицает, что при строительстве дороги будут вырублены деревья (1371 ствол, если быть точным). При этом большая часть из них — плодовые деревья, растущие на заброшенных садовых участках. В качестве компенсации власти предложили создать новую рощу на площади в 1,7 га, на территории которой высадят: 941 березу, 200 лип, 26 остролистных клена и 19 сосен. 

К тому же за новыми саженцами будет ухаживать специальная организация. Это позволит уменьшить процент гибели высаженных деревьев. В целом на компенсационное озеленение и благоустройство рощи будет потрачено 17 млн рублей.

Еще один экологический аргумент в пользу строительства трассы по ул. Рабочей — положительное заключение государственной экспертизы. Неотъемлемой частью документа являются «Мероприятия по охране окружающей среды» и «Мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и работающих». Они соответствуют требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям. Соответственно, оснований у правительства не доверять выводам экспертизы нет, а утверждения об экологических рисках голословны, считают чиновники.

Можно ли изменить проект и построить дорогу к порту по устраивающему всех маршруту?


Жители уверены, что власти и работавшие по их заданию проектировщики не рассматривали другие, менее финансово и экологически затратные варианты. Дорога к порту необходима, но построена она должна быть не через центр города. Лучше всего использовать старую дорогу от порта через Рыбное и далее на Светлогорск. При этом протестующие согласились бы и на вариант, который предусматривает маршрут от терминала через поселок Зори Светлогорского района.

Последний правительство региона рассматривает, как альтернативный и предполагает начать предпроектные работы по ней. Для начала проектирования компания подрядчик должна получить определенный набор документов, частью которого являются скорректированные генеральные планы Пионерского и Светлогорского района. В свою очередь, жители этих муниципалитетов должны одобрить необходимые изменения в генеральных планах. 26 июня публичные слушания в Светлогорском районе прошли. Жители одобрили предполагаемое строительство дороги, соединяющей их муниципалитет с Пионерским. Подобного положительного решения ожидали от слушаний 11 октября и власти Пионерского.

Порт123.jpg

Правительство региона и губернатор Калининградской области Антон Алиханов исключают возможность изменения проекта дороги, а тем более — отказ от него. «Мне достаточно сложно сейчас сотворить чудо и родить новую проектно-сметную документацию, тем более что существующая уже прошла экспертизу, и достаточно давно ее уже, скажем так, проектировали и создавали. Дорога в любом случае будет построена, будем проводить встречи, рассказывать и объяснять, каким образом будут компенсироваться те вырубки, которые, понятно дело, нужно будет осуществить. Они все будут заложены не только с точки зрения денег, а именно с точки зрения посадки леса. Поэтому проект будет реализован в любом случае», — заявил Антон Алиханов 22 сентября во время визита в Пионерский. 29 сентября, сразу после вступления в должность главы региона, он рассказал, что финансирование строительства дороги к порту в Пионерском получило одобрение в федеральном центре.

О чем спорили на слушаниях 11 октября?

И.о. главы администрации Пионерского Евгений Михейкин, его заместители, главный архитектор города представили проект дороги, соединяющей муниципалитет со Светлогорским районом через поселок Зори. При этом в действующем генеральном плане дорога не была обозначена. Власти предложили проголосовать жителям за «появление коридора для будущей дороги». При этом ее назначение, предполагаемый грузопоток, экологическая нагрузка на прилегающие территории будут просчитаны в ходе проектирования, заявили муниципальные чиновники на общественных слушаниях.

Большая часть участников публичных слушаний не отрицала, что дорога между Пионерским и Светлогорским нужна. При этом ее параметры и соответствующие изменения в генплан они готовы обсуждать только после того, как власти придумают способ, как отказаться от строительства дороги через улицу Рабочую по утвержденному проекту.

После того как эта позиция была сформулирована и одобрена большинством присутствовавших жителей, поступило предложение о переносе публичных слушаний на более поздний срок. В ответ администрация Пионерского сообщила, что полномочий по изменению проекта у них нет, а с 1 января все решения такого характера и вовсе принимаются на региональном уровне.
После подобных заявлений участники слушаний покинули концертный зал ДК «Светоч», так и не проголосовав по единственному вопросу повестки слушаний. На данный момент новая дата публичных слушаний по изменению генерального плана Пионерского не назначена.

Фото — Алексей Милованов, Виталий Невар,Новый Калининград».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]