В Калининграде в рамках подготовки к форуму «Среда для жизни: всё о жилье», который должен пройти в мае, московский институт «Стрелка» провёл серию публичных лекций и воркшопов, посвящённых архитектуре и градопланированию. «Недвижимость Нового Калининграда» публикует выступление польского
Куба Снопек, как он сам говорит о себе, занимается городскими проектами и «вторжениями в городскую ткань». Самое известное его исследование, закончившееся книгой, называлось «Беляево навсегда» и было посвящено культуре, архитектуре и жизни московского микрорайона Беляево. Также Снопек занимался исследованием польских церквей, построенных в советское время, а сейчас работает над проектом о «тоталитарных площадях
О городе и его парадоксах. Вступление.
— Я очень интересуюсь архитектурой и больше всего мне нравится архитектура именно тех времен, когда архитекторы творили, делали большие
Меня сегодня много раз спрашивали, что я знаю про Калининград. Я в Калининграде второй раз в жизни, так что я знаю не очень много. Но с другой стороны, довольно много, потому что сам приехал из Вроцлава, где я вырос и долго жил. Какая особенность этого города? Там есть река, разделившая город на южную и северную части, и город до 1945 года был немецкий, и он был разрушен, вся его южная часть была разрушена до реки, а северная осталась, как была. И получилось, что сейчас это три города. Есть центральная часть — старый город, северная часть, которая осталась, и южная часть, которая была абсолютно уничтожена. И получается, что с одной стороны есть этот восстановленный старый город — это, можно сказать, восстановление
О чем я буду говорить? Буду говорить о том, что город является источником вдохновения, я считаю, что контекст очень важен в любом проектировании. Я говорю не только о проектировании объёмов, архитектурных форм, а вообще о проектировании в городе. Я считаю, что этот контекст, эта городская культура, которая присутствует, она очень важна, она может нас очень сильно вдохновлять и может делать проектирование более простым. Если есть материал, с которым можно работать, всё гораздо проще.
Эта презентация раньше называлась «Городские парадоксы», и я очень много времени искал такие противоречия вроде
Что мы должны искать в городах? Мне кажется, что очень важно находить новые явления, на которых можно учиться. Почему городские парадоксы? Парадоксы — это
Глава первая. Городская ткань.
— И первая вещь — это то, что касается городской ткани. Городская ткань — это формы, объёмы, урбанистические планы. И очень часто появляются несовершенства городской ткани, мы это видим особенно хорошо в постсоветском пространстве, потому что одна система ценностей прекратила существование, появилось
Таких проектов очень много, есть книга про такие дома, которые построены на случайных участках в Японии, таких примеров очень много, это можно сказать уже тренд. На постсоветском пространстве мы видим очень много таких домов, которые заполняют такие лакуны. Но это не только заполнение физического пространства в городе, это тоже заполнение
И это происходит абсолютно везде на постсоветском пространстве. И здесь тоже можно увидеть такие костюмы, которые появляются на зданиях, которые как воспоминания говорят нам о
Но это не только в Калининграде. Самый радикальный пример — это Скопье, город, который был уничтожен землетрясением в
Вот проект Филиппа Старка — это, наверное, один из самых известных дизайнеров — и он именно такой проект подхватил. Он понял, что эта ностальгия есть, что это общемировой тренд, и спроектировал дом на крыше модернистского здания. Он просто очень хорошо распознал тренд, который уже был. Он распознал некое движение культурное, которое уже было.
Где появляются такие несовершенства городской ткани? Там, где появляются разные логики производства городской ткани, где эта городская ткань разваливается, появляется
Глава вторая. Использование пространства.
— Второе, что, мне кажется, очень важно и хорошо видно в Калининграде — это то, как используется пространство. Канонический пример — мы ездили со студентами «Стрелки» в 2013 году в ЮАР. Это один из самых высоких небоскребов, если не самый высокий, в этой стране, который был построен как элитное жилье в
Небоскреб Ponte City Apartments в ЮАР
Простите, что я показываю ваш город, вы его лучше знаете (на слайде здание «Вагонки» — прим. «Нового Калининграда»), но мне это кажется важным, поскольку церковь или кирха — это здание, которое редко меняет свое назначение. Вчера мы были на лекции в Кафедральном соборе, для меня это было абсолютно невероятно, что в соборе может быть лекция, потому что в Польше это невозможно. Но я хочу сказать, что это изменение функции может довольно резко произойти, причем в обе стороны. В Польше единственный пример церкви, которая стала
Мой самый любимый пример — это музей Ленина в Красноярске. Я очень люблю этот объект. Когда он открылся, страны, которая поддерживала Ленина, уже не существовало, но сама архитектура очень интересная. Несколько лет назад этот музей превратился в музей современного искусства, там внутри одна выставка идет поверх другой. С одной стороны, есть выставка про Ленина, спроектированная еще в
Совершенно случайно здесь появилось пространство, которое имеет совсем новое качество с точки зрения кураторства. Оно вписывается в дискуссию про кураторство, про то, как создавать выставки. Эта дискуссия идет сейчас по всему миру, потому что White cube стал совершенно скучным, и вдруг появляется такое пространство, которое показывает
Когда такое может случиться? Когда поменялись пользователи. Они могли физически поменяться, могли поменять свою практику использования пространства. Могло быть так, что просто проект не предусмотрел того, как люди будут использовать пространство, это очень часто происходит. Канонический пример —
Глава третья. Горожане.
— Самая интересная часть — понимать больше про жителей, про пользователей пространства. У каждой архитектуры всегда есть пользователи, те, кто туда приходят, пользуются этим зданием, пространством или лавочкой в парке каждый день. И они очень сильно меняются. В 2014 году мы в «Стрелке» делали выставку «Повседневность», большая часть этой выставки была посвящена тому, чтобы понять, кто такой москвич. Эта выставка была основана на работах студентов этого года «Стрелки». Мы с кураторской командой старались выявить, какие персонажи появились в этих исследованиях. Оказалось, что жители города совсем другие, чем казалось.
Мы создали большое количество персонажей, которые существуют в реальности, хотя это невероятно. Например,
Или водитель без машины. Мы нашли много таких персонажей, которые весь день живут в машине, ждут
Ещё один персонаж — беспокойный ребенок. Ребенок, который путешествует гораздо больше, чем он должен, потому что детские сады работают только в определенное время и гораздо меньше, чем мама этого ребенка, поэтому ребенку приходится, например, два часа стоять в пробке с утра, потом 6–8 часов быть в детском саду, потом путешествовать с подругой мамы, потом с мамой, и так до вечера он проводит время в машине, обживает эту машину,
Почему я об этом говорю? Это абсолютно неочевидные вещи, хотя и очевидные. В каждом городе есть такие персонажи. Мы думаем, кто живет в городе? Люди, которые едут на фабрику, чиновники, учителя —
Глава четвёртая. Формальное и неформальное.
— Мне кажется, что вопрос формальной и неформальной архитектуры очень интересный и важный. И это тоже такая категория, которая плавает, не совсем понятно, что это значит. Например, пригород Амстердама Бейлмермеер, построенный в
Был сделан в
Это был революционный проект на то время. Очень долго архитекторы считали, что архитектура должна иметь приоритет, и она должна формировать жизнь, которая там происходит. Это был революционный проект в том плане, что архитектор предлагал, чтобы архитектура
Канонический пример неформального и формального — это рынок, где очень много всего происходит. Вообще рынки сильно отличаются друг от друга, и рынки — это любимое пространство для исследований социологов, так же как и очереди, потому что в разных странах люди себя на рынках в очередях ведут совсем
Пример из моего города неформального пространства. Сейчас много говорят о том, как перестраивать пустые пространства в городе. Вот пример абсолютно неформального пространства — был зелёный остров в центре города, и он был перестроен в другое пространство с дорожками и газоном. Вместе с этим пространством пришло очень много правил. Например, раньше это пространство не закрывалось, сейчас оно закрывается после 10 вечера. Раньше можно было пить в общественном пространстве алкоголь, сейчас его можно пить только на баржах, которые припаркованы
Тут нет хорошего ответа, как должно быть, потому что и одно, и другое имеет свою плюсы. Мы часто видим, что было хаотичное место, оно перестроилось во
Глава пятая. Граница.
— Открывать границы, определять границы
Мы в Измайлово в Москве в 2014 году исследовали огромное пространства рынка, и там стоит очень много хаотичных заборов. Оказалось, что эти заборы — это места, где люди разговаривают по телефону и курят. Никто не ходит разговаривать по телефону и курить в открытые пространства, а именно эти заборы интегрируют людей, они идут туда, потому что работает
Границы меняются во времени. Это та их черта, которую сложно нарисовать на чертеже. Архитектурный чертеж
Таким образом работают уже другие пространства. Есть пешеходные зоны, которые появляются только на выходные. Есть парковочные пространства, которые в
Глава шестая. Собственность.
— В урбанистике считается, что собственность — это самое главное, все зависит от собственности. То, что произошло после
Я ездил в Петербург в октябре, делал там исследование со студентами, мы его делали возле нового стадиона, который строится к чемпионату (
Вопрос собственности — это тоже вопрос, который касается бизнеса. Это очень большая часть денег, которые нужно каждый месяц платить собственнику за землю. Поэтому появляется вдруг очень много таких бизнесов, которые преодолевают эту проблему. Например, баня на колёсах. Есть и другие
Глава седьмая. Ощущение от места.
— Это то, что сложнее всего описать архитектурным языком. Гений места нельзя нарисовать на чертеже, начертить его нельзя ни в SketchUp, ни в ArchiCAD, ни рукой. Это просто гений места. Непонятно, из чего он состоит.
Мое любимое место в Одессе — это бетонная набережная, куда люди приходят зимой, покупают чай в пластмассовых кружках, пьют его, молча смотрят на море. Это все очень атмосферно, это все очень интересно. Архитектура не играет никакой роли или она играет роль сценографии. Она вся такая разваленная, придает еще
Два дня назад я был в Харькове, там находится одно из самых больших зданий мира — здание Госпрома (или Держпрома), построенное в
Лифты. Очень интересно, что в лифтах кнопки есть только внутри лифта, нет кнопки в самом коридоре. Нельзя вызвать лифт. Нужно позвонить, чтобы лифт приехал. Естественно, это неудобство, но это создает
Нужно ли это сохранять — непонятно. Как это делать — непонятно. Нужно ли на это обратить внимание — мне кажется, да.
Текст — Татьяна Зиберова, фото — Глеб Леонов, «Стрелка», wikipedia.org, Виталий Невар, «Новый Калининград»