От городского зала до музея: как бывшее здание «Штадтхалле» возродили из руин

Историко-художественный музей. Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

«Новый Калининград» совместно с сообществом Государственного архива Калининградской области «ВКонтакте» продолжает рассказывать об истории знаковых для города зданий. На очереди — здание Калининградского областного историко-художественного музея, которое в довоенном Кенигсберге использовалось в качестве городского концертного зала.

В ХХ веке в Кёнигсберге, облик которого в наступившем столетии менялся весьма стремительно, остро ощущалась отсутствие в городе достойного концертного здания. Инициатива возведения «Штадтхалле» (городского зала или городского холла — прим. автора) исходила от обербургомистра Кёнигсберга Зигфрида Кёрте, а также председателя городского депутатского собрания Теодора Кроне. Для возведения «Штадтхалле» было выбрано очень удачное место — рядом с Королевским замком и прудом, где любили прогуливаться кёнигсбержцы.

Подготовительные работы заняли пять лет. Параллельно шёл сбор денежных средств. Наконец, по проекту берлинского архитектора Рихарда Зееля началось строительство городского концертного зала (адрес будущего строения: Фордер-Росгартен, 49). Здание было торжественно открыто 17 марта 1912 г.

«Штадтхалле» включал три зала: большой на 1600 мест, предназначенный для проведения симфонических и хоровых концертов (назван в честь Т. Кроне), средний «Гебауер-зал» на 600 мест (назван в честь К. Ю. Гебауера, пожертвовавшего значительные средства на строительство) — для исполнения камерной музыки и проведения литературных вечеров, а также малый «Кёрте-зал» (назван в честь З. Кёрте). Построенное с учётом потребностей большого города здание выглядело внушительно, современно и отвечало всем задуманным требованиям.

vgWhHLi1E04.jpg

Портал центрального входа украшали скульптуры, символизировавшие различные виды искусства работы Лотара Зауэра, а также рельефные «поющие» маски.

Городской зал стал главной сценической площадкой Кёнигсберга. Помимо концертов, здесь же проходили и встречи с известными писателями, учеными, политиками. Так в 1920-х гг. в «Штадтхалле» с лекциями дважды выступал выдающийся русский философ И. А. Ильин, в 1929 г. — немецкий писатель Томас Манн. В годы власти нацистов, увы, концертные мероприятия были потеснены мероприятиями политическими.

При налете английской авиации на Кёнигсберг в конце августа 1944 г. здание серьезно пострадало. А с течением времени оно ещё более превращалось в руины. Хотя на протяжении 12 лет (по информации КОИХМ, с 1958 по 1970 г.) в полуразрушенном здании проживало целых три семьи.

5WC2-5BLXKw.jpg

Некогда красивое, но сильно разрушенное здание попутно привлекало и кинорежиссеров. Так, в середине 1970-х гг. на руинах «Штадтхалле» и около них снимались эпизоды фильма «Венок сонетов» режиссера В. Рубенчикова («Беларусьфильм»). И только к 1980-му г., с началом активной застройки района, появилась идея об использовании данного объекта. Иными словами, наконец, пришло время решить, что делать с руинированным строением. К тому же, областной центр крайне нуждался в просторном здании под музей.

Распоряжением Калининградского горисполкома от 27 ноября 1980 г. № 416-р была создана комиссия из числа ведущих архитекторов и инженеров «Горремстроя», РСУ строительных и реставрационных работ, институтов «Калининградгражданпроект» и «Облкоммунпроект» (ГАКО. Ф. Р-216. Оп.2. Д. 411. Л.183), целью которой являлось «обследование технического состояния конструкций сохранившейся коробки бывшей филармонии» (так в документе).

По всей видимости, вердикт был положительным. Потому что 30 января 1981 г. Калининградским горисполкомом было принято судьбоносное для здания решение — «Об утверждении плана мероприятий по организации работ по восстановлению здания на ул. Клинической, 21, под областной историко-художественный музей» (ГАКО. Ф.Р-216. Оп. 2. Д. 479. Л.119–128).

В том же году начались восстановительные работы под руководством архитектора В. Г. Еремеева. Техническая документация была изготовлена институтом «Калининградгражданпроект». Чтобы возродить былую красоту здания, нужно было проделать большой объем работы.

K7t4X1cyGXs.jpg

К концу 1984 г. основные строительные работы были закончены. Но потребовались ещё годы, чтобы довести стройку до конца. В общей сложности работы по строительству, отделке внутренних помещений и созданию экспозиции велись около десятилетия. 

Решение «О передаче на баланс областному Историко-художественному музею здания по улице Клиническая, 21» было принято 4 января 1991 г. (№ 5). В 1992 г. здание Штадтхалле поставили на учет как памятник архитектуры начала ХХ века.

Текст — Варвара Комиссарова. Материал подготовлен и впервые опубликован в сообществе Государственного архива Калининградской области «ВКонтакте». Там же доступны дополнительная информация, копии исторических документов и фотографии

Комментарии