«Какая-то чушь»: автор макета Кёнигсберга у Кафедрального собора о новом оформлении

Все новости по теме: Городской облик

В Калининграде завершается благоустройство острова Канта. На бывшем Кнайпхофе обустроили новые пешеходные дорожки (и расширили старые), поменяли частично мощение, заменили торговые палатки на новые павильоны, а заодно изменили облик площади перед Кафедральным собором. Не обошли нововведения и бронзовый макет Кёнигсберга, установленный перед собором в 2012 году — его основание облицевали кортеновской сталью. Этот металл устойчив к коррозии и имеет характерный рыже-коричневый цвет. Его также использовали для обустройства бордюров на острове. Новый облик макета не понравился его автору — литовскому художнику Романасу Борисовасу. Он рассказал «Новому Калининграду», что с ним никто не согласовывал облицовку. В правительстве считают, что они не должны ничего согласовывать.

Бронзовый макет Кёнигсберга установили у Кафедрального собора в 2012 году. На нём представлены Королевский замок, Кафедральный собор, Альбертина, театр, биржа и квартал бывших складов в районе Ластадие. Некоторое время композиция была спрятана в металлической клетке, потом ограждение сняли, и макет стал доступен всем желающим. Это привело к тому, что в 2019 году миниатюре потребовалась реставрация. Как пояснили в Кафедральном соборе, «макет не выдержал всеобщей любви».

По словам автора макета, литовского художника Романаса Борисоваса, скульптура для него очень много значит. Изначально планировалось установить миниатюру в память о британской бомбардировке Кёнигсберга в августе 1944 года, но впоследствии было решено посвятить памятник Кёнигсбергу 1930 года, как времени до прихода нацистов к власти. «1930 год, год рождения Гизелы Пейтч, уроженки Кёнигсберга и председателя благотворительной организации „Ostpreussehilfe“. Для меня этот памятник имел особое значение, потому что мой дед в годы войны проживал в Кёнигсберге и чудом избежал гибели во время этих бомбардировок. Это также было сильным стимулом для меня на создание работы. Вся работа была произведена в рекордные сроки. От первого разговора и до открытия прошло всего шесть месяцев. Никогда я не работал в таком темпе. В нормальных условиях на выполнение подобной работы потребовалось бы два года», — рассказал «Новому Калининграду» Романас Борисовас.

С художником переоблицовку постамента никто не согласовал. Примерно полтора месяца назад Борисовасу позвонили из Калининграда с сообщением, что во время благоустройства острова Канта планируется временно перенести макет в другое место. Художник потребовал оставить скульптуру в покое. Больше ему никто не звонил.


«И вот вчера буквально мне прислали информацию, коллега мой один, калининградский издатель, он увидел, сфотографировал и переслал мне информацию, и вот я сразу на эту информацию отреагировал. Какая-то полная глупость — железом обили. У меня несколько, может быть, иной вкус, чем у тех, кто у вас сейчас занимается всевозможным строительством. Несколько другой. Мне как-то всегда очень странно видеть, как вообще можно такое пытаться сделать», — возмутился автор макета.

Он сравнил облицовку основания миниатюры с новым фасадом «Кройц-аптеки» в Калининграде. «Фасад — это то место, с которым соприкасаются абсолютно все, кто проходят там. Это не частная территория, это общественное пространство. А тут получается, что каждый, кто проектирует, он своё больное воображение выставляет всем напоказ. То же самое, что если бы у меня были язвы на ногах, и я бы сидел на тротуаре и всем бы их показывал. Не думаю, что кому-то было бы приятно смотреть на них», — заявил Романас Борисовас.

«Что касается макета, то он нормально смотрелся, все было серым гранитом облицовано, и вдруг они сделали эту жестянку. Ну это издевательство! Можно было ещё бы по периметру пустить рекламу какой-нибудь кильки или шпрот. Это какая-то чушь!» — добавил художник.

Советник губернатора Калининградской области, бывший главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне доволен результатом облицовки и уверен, что ничего согласовывать власти и проектировщики с автором не обязаны.

«Сделано очень круто, и ни с кем согласовывать не собираемся. Мы не испортили макет никаким образом, всё это сделано в едином материале. И я вот стою и думаю, чем можно было ещё облицевать. Можно было облицевать гранитом, и это было бы похоже на надгробие. Можно было бы облицевать янтарём, и это было бы пошло. Можно было бы облицевать камнем или плиткой. Металл, по-моему, поженил всё. И это очень хорошо смотрится на фоне собора, и видно, что это не надгробие чьё-то. Сейчас это как экспонат. Очень хорошо смотрится, я прям доволен», — заявил Генне «Новому Калининграду».

Текст: Татьяна Зиберова, фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]