Эстакада в виде «колбасочки»: как градостроительный совет мосты обсуждал

Все новости по теме: Чемпионат мира по футболу-2018

Грядущий мундиаль открывает для города всё новые и новые перспективы и одаривает всё новой головной болью. Особенно сильная мигрень, конечно, связана с инфраструктурой центральной части города и острова Октябрьского, и тут на пространные рассуждения времени совсем не осталось, в чём и убедился корреспондент «Нового Калининграда.Ru», посетив во вторник городской градостроительный совет.

Второе заседание обновлённого градостроительного совета, возродившегося в декабре прошлого года аки феникс из пепла, естественно, привлекло немало журналистов, несмотря на то, что никаких великих откровений или судьбоносных решений именно это заседание не сулило. Видимо, именно из-за того, что наблюдателей у сего процесса было больше, чем участников, местами мероприятие выглядело несколько театрально, хоть и не без накладок.

Основной темой заседания, как несложно догадаться, стала подготовка города к грядущему ЧМ-2018, а конкретнее — планировка острова Октябрьского с прилегающими территориями, транспортная схема этого участка и, соответственно, одна из главных проблем города — мосты. Именно о трёх новых мостах собралось побеседовать калининградское архитектурное сообщество. Точнее, о видении этих мостов санкт-петербургским проектным институтом «Гипростроймост». Впрочем, для начала, дабы ввести присутствующих в курс дела, с презентацией планировки Острова и соседних территорий выступил заменявший внезапно заболевшего главного архитектора области Александра Башина его заместитель Михаил Бочкарёв. Из довольно невнятного доклада с совершенно нечитаемыми иллюстрациями и схемами удалось понять, что ту схему планировки Острова, которая была со скандалами принята и утверждена полтора года назад, снова изменили. Поэтому всем присутствующим показывали как бы ту же самую планировку, но немного другую, и этим представитель областного правительства ловко объяснил все недочёты презентации. В ответ на недоуменный вопрос архитектора Ольги Мезей, куда же делся старый проект, Михаил Бочкарёв сообщил, что его пришлось адаптировать к требованиям FIFA, причём делать это бедным сотрудникам областного агентства по архитектуре пришлось своими руками, потому как новый ФЗ-108 обязывает орган исполнительной власти самостоятельно решать вопрос с подгонкой проектов к международным требованиям. А вдобавок, по старой доброй традиции, до 10 февраля вообще не было понятно, кому в федеральном правительстве этот проект в итоге на утверждение слать. Отослали в минрегион, а оказалось, что надо было в минстрой. Так что теперь, после внесения необходимых правок, проект уже отправится, куда надо, где его благополучно утвердят. И вообще, по заверению Бочкарёва, Калининград является первым регионом-участником с готовым проектом планировки.

gulevskiy_popadin.jpgСледующим было анонсировано выступление директора по проектированию института «Гипростроймост» Олега Скорика с презентацией эскизных проектов трёх мостов, которые будут соединять большую землю с Островом. Начавшего с рекламной презентации «Гипростроймоста» Скорика члены совета прервали довольно быстро, предложив незамедлительно перейти к сути дела. Суть заключалась в строительстве трёх мостов, каждый из которых будет выполнять свою функцию. Наиболее неоднозначным и спорным оказался проект пешеходной эстакады от ул. Зарайской до острова Октябрьского. Хитро изогнутый мост общей длиной в 530 метров вызвал у архитекторов некоторое недоумение, как и заявленный «модерн и хай-тек». Эстакада шириной 8 метров должна обеспечить быстрый проход от фан-зоны у Дома Советов до Солнечного бульвара. На проектирование и строительство этого чуда инженерной мысли, по словам Скорика, необходимо 1,5 года и 380 млн рублей. Второй мост должен пролегать между улицей Грига и Островом. Он, по замыслу «Гипростроймоста», будет пешеходным, но с возможностью проезда спецтехники. И обязательно вантовым — в силу особенностей грунта Острова. Длина этого путепровода составит 360 метров, ширина — около 10 метров, строительство займет так же полтора года, цена вопроса — 390 млн рублей. Наиболее благоприятно советом оказался принят последний проект — транспортно-пешеходный мост, который соединит улицу Дзержинского с набережной Острова. Необходимость его строительства обусловлена ошибками прошлого, а точнее — несостоятельностью второго эстакадного моста, из-за которого в Московском районе больше проблем, чем пользы. Более того, как сообщил Скорик, сотрудники «Гипростроймоста», занимающиеся съездами со второй эстакады, так и не смогли решить задачу с заездом в сторону улицы Дзержинского. После нескольких месяцев мучений стало понятно, что единственная альтернатива — строительство второго моста.

Заскучавшее было во время презентации архитектурное сообщество, получив возможность обсуждений, не преминуло этим воспользоваться, после чего закипели споры. Наиболее активным критиком представленных концепций выступил архитектор Сергей Гулевский, отметивший, что после мундиаля все эти мосты останутся совершенно невостребованными: «Здесь требования FIFA расходятся с интересами города. Я убежден, что эта симпатичная, в виде длинной колбасочки, эстакада во время очередного матча в Чемпионате 2018 года свою роль сыграет, но потом это будет абсолютно мертвая связь. Ни один нормальный человек на неё не залезет и не пойдет по ней» — высказался Гулевский, а затем и вовсе предложил вернуть практику разводных мостов. Представитель Северной столицы Олег Скорик неожиданно заявил, что даже Питер собирается отказываться от разводных мостов из-за дороговизны их содержания, и когда спор уже стал совсем жарким, председатель градосовета Вячеслав Генне предложил высказаться Олегу Васютину: 

«Олег Иванович, вы же краевед, к истории имеете отношение, что вы скажете по этому поводу?» — постарался перевести тему главный архитектор Калининграда.
«Я не краевед. Я архитектор-градостроитель», — обиделся Васютин.

mezeyolga.jpgИ немедленно присоединился к критикующей стороне, где поддержку Гулевскому уже активно оказывала Ольга Мезей. Архитекторы припомнили решения «Workshop-2007», и объявленный ныне международный конкурс «Сердце города», и концепцию застройки исторического центра города, и необходимость создания пешеходных зон, и несостоятельность эстакад, и все прочие больные темы города за последние 10 лет, после чего стало окончательно понятно — ничего друг с другом не вяжется и никак не дружится, особенно «Сердце города» с «хай-тек»-застройкой Острова. Дискуссию на вечные для Калининграда темы прервал глава городского комитета архитектуры Артур Крупин, заметив, что времени до мундиаля осталось очень мало, а спорить можно ещё очень долго. 

Крупин мягко, но настойчиво предложил «уважаемому архитектурному сообществу» забыть уже о «Воркшопе» 2007 года, идеи которого в большинстве своём так и остались на бумаге: «У нас есть действующее градостроительное законодательство, оно достаточно жесткое, у нас есть бюджетное законодательство. Для того чтобы в нашем городе хотя бы часть объектов появилась, мы вынуждены какие-то решения принимать в ущерб архитектурным особенностям, но зато эти объекты появятся. Я за практическую реализацию. Спасибо за ваше мнение, мы его уважаем, мы его учтем по максимуму, но мы будем действовать в рамках действующего законодательства. Спасибо за внимание».

После такого пассажа стало понятно, что спорить уже нет ни смысла, ни времени, потому что решение фактически принято, и от мнения «уважаемого архитектурного сообщества» почти ничего не зависит. И скорее на бумаге останется «Сердце города», чем «хай-тек»-Остров с извилистой эстакадной «колбаской», потому что чемпионат мира — он реален, он близко, и решать что-то, так или иначе, придётся, а уж с эклектикой и сочетанием исторического и современного можно будет разобраться позже. Когда будут выполнены все международные требования, отгремят большие стройки и исчезнет необходимость разводить две соперничающие команды в разные стороны. Впрочем, Вячеслав Генне обещал ещё не один совет на эту тему, так что, возможно, архитекторы и успеют внести свою лепту в стремительно приближающийся мундиаль.

Текст — Татьяна ЗИБЕРОВА, фото — Виталий НЕВАР

Текст: Татьяна Зиберова

Комментарии к новости