Выгнать машины из центра: серебряные призёры «Сердца города» о своём проекте

Все новости по теме: Сердце города

Прибывшие в Калининград на церемонию награждения призёры «Сердца города» заодно нашли время рассказать о своих работах. Например, во вторник «Недвижимость Нового Калининграда.Ru» с интересом послушала мастер-класс представителей российско-французского консорциума, занявшего второе место в международном градостроительном конкурсе на концепцию застройки исторического центра города. Руководитель проекта Кристиан Девиллье со своей коллегой Магали Вольквайн из «Devillers et Associes» («Девиллье и Ассосье») рассказали о своём видении будущего Калининграда, о новых бульварах, ограничении автомобильного движения и уплотнении центра.


Мы уже писали о совместном проекте московских и французских архитекторов, чьё решение транспортной схемы и Центральной площади вызвало наибольшие симпатии у жюри. Проекты-победители, как заверяют члены жюри, выбирались так, чтобы они не повторяли друг друга, а дополняли. Важно было выделить разницу подходов и вероятных решений. Проект, занявший второе место, у многих градостроителей и архитекторов вызывает даже больше симпатий, чем местами «чересчур радикальные» идеи победителя конкурса Никиты Явейна. Мы публикуем выдержки из рассказа французских архитекторов об их конкурсной работе

Про транспортную схему

Кристиан: Мы хотим разгрузить центр от автомобилей, перерезать движение по Московскому проспекту и связать его с Ленинским проспектом напрямую. Кроме того, мы хотим связать Нижнее озеро и реку новой улицей, а также связать Альтштадт с островом Канта, потому что исторически Альтштадт и Остров были основными частями города.

Магали: Похожую работу мы проделали в Реймсе. Там была та же проблема — магистраль перерезала город и разделяла его на две части. Мы изменили транспортную схему города, сделав кольцевые автодороги, и убрали сквозную автомагистраль. В Калининграде мы предлагаем так же на основе нашего опыта в Реймсе сделать кольцевую дорогу вокруг города, освободив центр.

0973-03.jpg

Кристиан: Сейчас Московский проспект — слишком широкая улица, его надо переделать в бульвар из проспекта. Облегчить нагруженную дорожную систему с помощью трамваев. Предполагается создание стоянок для автомобилей на окраине, чтобы там людей пересаживать на трамваи. Также мы предлагаем восстановить исторические мосты и построить мост в западной части острова Канта. Мы не будем убирать мост на Ленинском проспекте, чтобы не тратить лишние деньги, мы покажем, как можно вписать эстакаду в город. Мы уже много раз во Франции переделывали большие автодороги, сажали деревья, улучшали структуру общественного транспорта и уменьшали количество полос для обычных автомобилей.

Нужно строить два типа парковок — для тех, кто приезжает, и для тех, кто живет. Это позволит ограничить циркуляцию машин в центре города. Въезд машин не будет полностью запрещён в центр, но будет ограничен. В большинстве исторических центров Европы это так и происходит. Потому что если полностью разрешить машинам беспрепятственно въезжать в исторический центр города, они полностью завоюют это пространство. Нужно заставлять людей меньше пользоваться своими личными автомобилями и больше пользоваться общественным транспортом. Эта проблема существует во всех европейских городах уже порядка 40 или даже 50 лет. Нужно выбирать — либо город, либо машины, вместе они существовать не могут.

Про застройку Королевской горы

Магали: Другая проблема, кроме транспорта, — это необходимость повысить насыщенность города. Мы предлагаем разделить центр на сектора. Например, выделить район «Гора», района «Альтштадт» и прилегающие к ним территории. Кварталы, окружающие центр, также нужно уплотнить, сделать территорию более насыщенной, как и территорию Королевской горы, где мы хотим построить больше зданий, сделать дорогу, которая соединит Московский проспект и ул. Шевченко, построить новые кварталы, спускающиеся к реке.

0973-05.jpg

Кристиан: Вокруг Дома Советов мы хотим сделать большую площадь с каналом, идущим от озера к реке. Площади, которые сейчас пустуют, будут переделаны, насыщенны, станут более живыми, загруженными.

Магали: Мы отводим важную роль территории Горы, потому что сейчас существует слишком большая разница между уровнями Королевской горы и окружающей территории. Мы хотим сгладить этот перепад. На том месте, где раньше стоял замок, предлагается связать прошлое и настоящее, Кёнигсберг и Калининград. Мы, естественно, не предлагаем восстанавливать Королевский замок, мы хотим его интерпретировать. Предлагается сделать такую площадь, где внизу были бы показаны руины старого замка, а сверху — многофункциональное крытое пространство для людей, которое можно будет пройти насквозь.

0973-12.jpg

Кристиан: Мы не предлагаем реконструировать замок, но замок все-таки есть, там будут консервированные руины, музей. И в то же время эта площадь не застраивается. Если кто-то вдруг решит реконструировать замок, это не будет проблемой, потому что плотность застройки здесь слабая. Этот вопрос существует — стоит реконструировать замок или нет, но это решать не нам, это решать городу. Мы считаем, что этого делать не нужно, достаточно напоминания об истории. Руины, которые видны, и сверху площадь — публичное пространство, где можно проводить время.

Про остров Канта и эстакадный мост

0973-11.jpg

Кристиан: Мы собираемся оставить на острове парк. Там появятся лишь некоторые конструкции в районе эстакадного моста и Музей Канта. Мы хотим изменить эстакадный мост, сделать внизу территорию для велосипедистов, пешеходов, а также продолжить парковую зону Острова. Можно обустроить между мостом и парком выставочные залы, студии для художников, в общем, сделать приятную территорию вместо обычной дороги. Это получается публичное пространство в двух уровнях.

0973-10.jpg

Магали: С моста открывается очень красивый вид на Остров, и нужно использовать эту возможность, пустив туда пешеходов.

Про территорию от озера до реки

Магали: В направлении «север-юг» от озера до реки мы создаём новое пространство. В верхней части — территория для массовых мероприятий, для официальной и неформальной жизни. От озера к реке также будет спускаться канал, это должно добавить пейзажности этому месту.

Кристиан: Предлагается также построить яхтенную марину на Преголе, чтобы использовать рекреативные возможности реки.

0973-07.jpg

Магали: У этой марины будет не только рекреационная функция, а также функция транспортная, потому что предполагается запустить водные такси, которые будут связывать историческую часть города с новым стадионом.

Кристиан: В небольших зданиях у реки мы хотим сделать киоски, где бы продавали сезонные вещи, сувениры. В остальной застройке должна быть смешанная нагрузка с вертикальным зонированием. Внизу — коммерческие организации, сверху — жильё.

О воплощении

Магали: В первую очередь, к 2018 году, нужно построить улицу, соединяющую верхнюю и нижнюю часть города, а также фан-зону. Кроме того, важно запустить водное такси к чемпионату. Затем нужно освободить Альтштадт от автомобилей, переведя движение на кольцевую дорогу, и убрать эту часть Московского проспекта. А также на Острове построить Музей Канта к юбилею философа.

Кристиан: Для реконструкции Горы понадобится больше всего времени, это последняя стадия воплощения.

Магали: Естественно, этот проект не является конечным, это просто проект, который принимал участие в конкурсе. Основная идея — связать прошлое и настоящее.

Кристиан: В Калининграде слишком много пустот, и эти пустоты надо заполнить, иначе это ненастоящий город. У вас есть много пространств, которые не задействованы вообще никак, либо отданы автомобилям. У вас есть большой шанс всё изменить, поэтому надо его использовать. Для будущего города, для его экономической. составляющей очень важно иметь красивый центр города, по которому приятно гулять, где будут зеленые насаждения, где будет красивая архитектура. И у вас есть все шансы это изменить.


Проекты предоставлены НП «Градостроительное бюро „Сердце города“»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]