Бардак и хаос: транспортную схему нового Генплана отправили на доработку

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Разработчик нового Генерального плана Калининграда в пятницу на совещании в мэрии представил окончательный вариант транспортного каркаса города. О том, почему вариант оказался вовсе не окончательным, а схему отправили на доработку, — в репортаже «Недвижимости Нового Калининграда.Ru».

Транспортный каркас города, по словам главы комитета архитектуры и строительства Артура Крупина, должен стать основой Генерального плана, «на которую нанизываются все территории для решения общегородских вопросов, связанных с социально-экономическим развитием территории». Сегодня вице-мэр очень рассчитывал увидеть окончательный вариант транспортной схемы. Но не удалось.

По словам директора компании-разработчика Генплана ООО НПО «Южный градостроительный центр» Сергея Трухачева, в основу документа легла существующая планировочная структура города, но при этом разработчик внёс некоторые изменения касательно проведения новых транспортных связей и формирования периферийных общественных центров в рамках децентрализации города. Проще говоря, авторы добавили дорог.

Ключевым и наиболее дорогим мероприятием новой схемы по традиции стало замыкание кольца вокруг города. Вариантов замыкания окружной дороги на западе разработчики использовали два, причём первый из них взяли из материалов Схемы территориального планирования Калининградской области. Второй вариант магистрали расположен ближе к центру и внутригородским потокам. Впрочем, как отметил Трухачев, вполне возможна реализация обоих вариантов.

Помимо кольцевания для лучшего транспортного сообщения предложено дополнить каркас города скоростным магистралями. Например, Московский проспект и ул. Невского сделать магистралями с нерегулируемым движением. А также запустить магистраль, которая свяжет отрезанный нынче Московский район с центром города. Кроме того, новой схемой предусмотрено дальнейшее развитие ул. Горького в районе Военного городка, на месте которого планируется строить новый жилой микрокрайон.

Трухачев отметил, что реконструкция ул. Невского в нынешних красных линиях невозможна, поэтому предлагается строить дублёры — один в сторону Горького, второй — по Артиллерийской.

0NVV1857.jpg

Отдельного внимания заслужила необходимость развития внутригородского железнодорожного транспорта — интеграция железных дорог в систему городских перевозок. «Они становятся всё более популярны среды жителей города, поскольку позволяют за смешное время достигать центра города», — отметил Сергей Трухачев. И понадеялся, что маршрутов рельсобусов в скором времени снова станет два. Кроме того, авторы Генплана предлагают пустить железнодорожный транспорт на запад, северо-восток и на юг.

«Самым слабым местом всей сети является Северный вокзал, у него ограниченная пропускная способность, — заявил Трухачев. — Эксплуатируя его в полном объёме, в течение часа мы выходим на интервал движения поездов, скажем, с Южного вокзала на Северный вокзал в 30 минут. Естественно, такой интервал неприемлем для городского транспорта, нужно выходить минимум на 15 минут». Для этого, по мнению Трухачева, необходимо провести реконструкцию самого вокзала и оборудовать там новые транзитные пути.

Северный вокзал должен стать одним из планируемых транспортно-пересадочных узлов, сеть которых должна накрыть город. Остальные, судя по схеме, предлагается разместить на Южном вокзале, а также в направлениях основных выездов из города.

Конечно, не обошлось и без возрождения трамвайного сообщения — авторы предложили пустить трамвай в Южный жилой район (так разработчики окрестили Московский район), через Октябрьский остров с выходом на Московский рынок и по улице Суворова в планируемый жилой район на юго-западе города. Троллейбус, по словам Трухачева, должен ездить по Невского, Гагарина, в Восточный микрорайон и через ул. Горького до Чкаловска.

Предложенный транспортный каркас вызвал дружную критику у собравшихся на совещании экспертов, чиновников и прочих деятелей. Представитель Института генплана Москвы Елена Боровик сообщила, что этот транспортный каркас и вовсе не каркас, и если бы схема была в самом начале разработки, то это ещё можно было бы понять, но на финальной стадии такой вариант не приемлем, и схема нуждается в доработке. По её словам, в документе отсутствует анализ, нет целостного подхода, нет структуры города, не показано, куда направлять развитие.

0NVV1106.jpg

«Каркас — это самая большая головная боль этого города. Этот город, наверное, единственный в мире, где так и не сформирован каркас. У нас, наверное, больше не найдётся городов, где центр фактически отсутствует, — отметила Боровик. — В каркас входят понятия основных транспортных направлений и центра города, как наиболее устойчивого элемента. Про центр города вообще ничего не написано. Там два слова только написано, что есть „Сердце города“, которое занимается этим вопросом. Не рассмотрен материал конкурса на Королевскую гору, и вообще, про центр ни слова в тексте нет, и нет никаких предложений по нему, даже хотя бы тех, что были в конкурсе».

Остальная критика практически полностью так или иначе повторяла первый десятиминутный монолог московского эксперта. Председатель горсовета Андрей Кропоткин отметил, что в городе сегодня творится «хаос и бардак», и работа для того и организована, чтобы привести всё в порядок. «Презентация наглядная, но я не увидел выходов из сложившейся ситуации, реально не увидел ответов — как будет строиться транспортная схема, какие будут маршруты, где будут пешеходные зоны, где велосипедные дорожки, потому что это тренд, и все горожане хотят пользоваться этим трендом. Мы хотим жить в комфортном европейском современном городе».

Замглавы комитета горхозяйства Юрий Кондратьев добавил, что «задачи 2018 года перед нами стоят серьёзные, и каркас должен быть ясен и понятен к тому моменту, если этого не будет, тогда мы можем оказаться в глубоком провале по всем направлениям».

Председатель Балтийской гильдии градостроителей Виктор Пустовгаров назвал проект замыкания окружной дороги не реализуемым и чересчур дорогим. В принципе, это был единственный раз, когда кто-то вспомнил о финансовой стороне вопроса.

Как и следовало ожидать, предложенную схему было решено отправить на доработку. Как позже в ходе рабочего выезда на набережную Трибуца рассказал корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» Артур Крупин, разработчики Генплана до конца февраля должны представить новую схему, учитывающую все предложения, высказанные сегодня. «После этого совещания мы еще провели систематизацию всех этих замечаний с нашим разработчиком, оформим это в протокол и передадим им в работу, — рассказал Крупин. — Но, не дожидаясь протокола, разработчики уже поехали к себе для того, чтобы по максимуму учесть все эти замечания и предложения».

Текст: Татьяна Зиберова

Комментарии к новости